Главная страница
Навигация по странице:

  • Инфинитив имеет свои формальные показатели

  • Синтаксические функции инфинитива

  • Понятие о классах глаголов

  • Морфология. 3 курс, Глагол, ответы на вопросы к экзамену. Глагол ответы на вопросы. Глагол как основная часть речи, грамматические категории и формы глагола. Основные изменения в системе глаголов


    Скачать 58.73 Kb.
    НазваниеГлагол как основная часть речи, грамматические категории и формы глагола. Основные изменения в системе глаголов
    АнкорМорфология. 3 курс, Глагол, ответы на вопросы к экзамену
    Дата08.01.2020
    Размер58.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГлагол ответы на вопросы .docx
    ТипДокументы
    #59748
    страница1 из 2

    Подборка по базе: 2 часть ЕГЭ.doc, Безличные глаголы.pdf, Методичка ТТ часть1.pdf, УМК ФГОС ОЭВМ 1 часть.doc, 1 Спряжение глагола to be_1.docx, __Экзаменнационное тестирование общая часть.doc, Практическое задание 2.5.1_ Методы и средства защиты информации , основная часть.docx, 3 часть егэ.docx, 3 часть егэ.docx
      1   2

    Глагол
    Глагол как основная часть речи, грамматические категории и формы глагола. Основные изменения в системе глаголов.

    Глагол – знамен. ч. речи, кот. обознач. действие, имеет граммат. (морфол.) катег. вида, залога, накл., лица, числа, рода, падежа (прич.); в предл. выполн. ф-ию сказ.
    Гл. имеет много грам. форм, кот. м.объедин. в 4 группы: 1. инфинитив (читать); 2. спрягаемые формы (читаю); 3. причастия; 4. деепричастия. Самой харак-й явл. 2-я группа.
    Спрягаем. формы употр-ся только в ф-ии сказуемого, имеют катег. вида, залога, перех/неперех, возв./невозврат., наклонен., времени, лица, числа, а некот. и рода. Инфинитив и дееприч. имеют лишь катег. вида, залога, перех/непер., возвр/невозвр. Причастия облад. катег. вида, залога, перех/неперех. возвр./невозв., времени, числа, падежа, формы. У причастий есть глагольн. и именные категории. Инфинитив быв. любым чл. предлож. Прич. – сказуемое и определение, Деепричю – обстоятельство.
    Все глаг. формы делятся:
    На спряг-ые и неспряг. Спряг-ые дел. на: а) наст., буд.,прош. время изъявит. накл.; б) сослагат. накл.; в) повелит. накл.
    Спрягаемые ф. в предлож. выступ. в роли прост. глаг. сказ. Наз-ют предикативными формами.
    Неспряг.: а)склоняемые: полные действит. и страдат. прич. наст. и прош. вр.; б) неизмен. инфинитив и дееприч.
    Инфинитив, дееприч. и прич. некот. ученые назыв. непредикатив. форм. глагола (они не мог. выступ. в роли прост. глаг. сказ.)
    Сущ-ет взаимосв. между разл. грамм. катег.: 1.между видом и временем; 2. между временем, лицом, родом; 3. между временем и наклонением.
    1.Инфинитив, его морфологические категории, формальные показатели, синтаксические функции.

    Инфинитив (лат. infinitivus– неопределенный) входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Инфинитив обозначает действие в самом общем виде, без отнесения его к какому-либо субъекту. Семантически инфинитив (неопределенная форма) аналогичен именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить – ловля[1]. Слова ловить и ловля имеют значение действия, но существительное ловля обозначает действие как предмет, а неопределенная форма ловить – как процесс. Неразрывная связь неопределенной формы с глаголом поддерживается морфологически и синтаксически: ей присущи видовые различия (делать – сделать), переходность и непереходность (видеть – сидеть), возвратность и невозвратность (купать – купаться) и залоговые значения (в соответствующем контексте). Все эти категории несловоизменительны, поэтому инфинитив – неизменяемая форма глагола. Он называет действие, никак не обозначая его отнесенности к лицу, числу, времени, реальности или нереальности. Однако, будучи лишенным словоизменительных грамматических значений, свойственных спрягаемым формам глагола, инфинитив способен употребляться в значении различных наклонений, например, изъявительного: Пошел, ищи, не ночевать же тут (Грибоедов); повелительного: Цветов не рвать!; сослагательного: Поспать бы.
    Инфинитив имеет свои формальные показатели – аффиксы –ть, -ти, -сти, (-сть), -чь. Инфинитивные показатели квалифицируются по-разному: -ть, -ти определяются как суффиксы (так как инфинитив – неизменяемая форма глагола), и как окончание (поскольку они отбрасываются при образовании глагольных форм и не входят в основу).
    Нет единой точки зрения и в отношении –чь. В книге «Современный русский язык», учебном пособии-справочнике по русскому языку для студентов факультетов филологии педвузов и университетом под ред. М. А. Хегай (Т., 1995) –чь рассматриваются как часть основы, формообразующий аффикс – нулевой: беречь, стеречь. В учебнике «Русский язык» под ред. Л. Ю. Максимова (М., 19870) -чь квалифицируется как часть корня и суффикс, т. е. налицо наложение.
    Самым распространенным является аффикс –ть, развившийся из –ти. Суффикс –ти имеет небольшая группа бесприставочных глаголов на –з, -с (везти, нести) только под ударением. Аффикс –сти выделяется в инфинитиве глаголов с основой настоящего времени на т (мету – мести), д (веду – вести), б (гребу – грести). По мнению ученых, этот аффикс сложился в общеславянскую эпоху в результате фонетического изменения групп согласных тт>ст, дт>ст и последующего перехода звука с от основы к аффиксу инфинитива –ти. Вариант этого аффикса –сть имеет некоторые глаголы с неподвижным ударением на основе прошедшего времени: клали – класть, пали – пасть и т.д. Употребление неопределенной формы на –сть вне указанных случаев придает речи характер разговорный и просторечный: Всем домом правила Параша, поручено ей было счеты весть (А. Пушкин).
    У глаголов с основой на заднеязычные г, к неопределенная форма заканчивается на –чь, представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и, а затем исчезновения его (ср.: пек –ти – печь, лег –ти – лечь). Суффикс –чи исчез, встречается лишь в просторечии и художественной литературе, например: Беда, коль пироги начнет печи сапожник (И. Крылов).
    Синтаксические функции инфинитива различны. Он может выступать в роли любого члена предложения: подлежащего и сказуемого (курить – здоровью вредить), главного члена безличного предложения (Вам и не видать таких сражений) (М. Лермонтов), определения (Желание учиться никогда не покидало его (М. Горький); дополнения (Прошу освободить меня от занимаемой должности), обстоятельств (Я вам старинный сват и кум, пришел мириться к вам (И.Крылов).
    Все глагольные формы, за исключением будущего сложного образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы находится путем отбрасывания суффикса –ть, -ти.
    От основы инфинитива образуются: формы прошедшего времени изъявительного наклонения (чита(ть)+ л), формы сослагательного наклонения (чита(ть)+л бы), причастия прошедшего времени действительного залога (написа+вш+ий), причастия прошедшего времени страдательного залога (написанный), деепричастия (от основы глаголов совершенного вида: написа+в).

    2.Основы настоящего /будущего простого/ времени глагола и основа инфинитива /прошедшего времени/; их формообразующие функции. Классы глаголов. Продуктивные и непродуктивные классы.

    Две основы глагола
    Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени.
    Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира-ть. Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш-ут,напиш-ут.

    От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, возненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в.

    Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть, омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть. Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть - сох, сохший), второй аффикс сохраняется (шагнуть, - шагнул, шагнувший).

    От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут(называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя).

    Понятие о классах глаголов
    Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом:чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

    Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

    Продуктивных глагольных классов пять:
    • 1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj:читать - читаj-ут (читают).
    • 2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жалетъ - жалеj-ут (жалеют).
    • 3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj:советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют).
    • 4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.
    • 5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: молить - мол-ят.
    Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместополощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

    Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется(находится в движении) .

    3.Категория вида глаголов, её семантика и способы выражения. Морфологические отличия глаголов совершенного и несовершенного вида /связь категории вида и категории наклонения и времени глагола/.

    Категория вида. Понятие о категории вида
    Категория вида присуща всем формам глагола. Глаголы решал и решил обозначают одно и то же действие, но различаются грамматически. Глагол решил совершенного вида, он обозначает действие, которое завершилось достижением результата и является законченным. В этом глаголе грамматически выражено указание на предел, границу действия, поэтому действие решил мыслится как ограниченное в своем течении. Глагол решал несовершенного вида, он не содержит указания на внутренний предел, границу действия, на его законченность. Следовательно, категория вида выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу действия. Несовершенный видобозначает действие в его течении, без указания на предел, границу действия (стонал, старел и т. п.). Совершенный вид обозначает ограниченное пределом действие в какой-либо момент его осуществления: зашумел (начал шуметь),пошумел (шумел некоторое время); отшумел (завершенность действия).

    Среди глаголов несовершенного вида и совершенного вида широко представлены как их подвиды глаголымногократные (несовершенного вида) и однократные (совершенного вида). Многократные глаголы обозначаютдлительность, повторяемость или многократность действия: пошатывать, покачивать и т. п.; однократные -однократность и мгновенность действия: отпрыгнуть, выплеснуть и т. п.

    В группе глаголов несовершенного вида выделяются глаголы, обозначающие движение, перемещение в пространстве и имеющие двоякие формы:
    a. некратные глаголы, обозначающие движение единичное, совершающееся в одном определенном направлении:бежать, брести, вести, везти, гнать, ехать, идти, катить, лезть, лететь, нести, плыть, ползти, тащить;
    b. кратные глаголы, обозначающие движение или непрерывное, но разнонаправленное, или однонаправленное, но прерывистое: бегать, бродить, водить, возить, гонять, ездить, ходить, катать, лазить, летать, носить, плавать.

    Основные грамматические различия видов касаются значений и форм времени:
    1. глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени; у глаголов совершенного вида формы настоящего времени отсутствуют;
    2. у глаголов несовершенного вида будущее время - сложное (буду делать), а у глаголов совершенного вида - простое (сделаю);
    3. глаголы несовершенного вида образуют причастия настоящего времени действительные и страдательные, у глаголов совершенного вида эти причастия отсутствуют;
    4. деепричастие несовершенного вида чаще всего обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого, а деепричастие совершенного вида - предшествующее действие.
    Образование видов
    При образовании видов глагола исходной формой, за немногими исключениями, является глагол со значением несовершенного вида.

    Глаголы совершенного вида, как правило, образуются от глаголов несовершенного вида посредством присоединения приставок и реже - суффиксов (ср.: печь - испечь, прыгать - прыгнуть и т. п.). Менее продуктивными способами видового образования являются:
    1. противопоставление аффиксов, например: -а(ть), -я(ть), - -и(ть), -е(-ть), обычно сопровождаемое чередованием в корне (ср.: пускать - пустить, умирать - умереть);
    2. перемещение ударения (ср.: рассып'ать - расс'ыпать, разрез'ать - разр'езать),
    3. выражение видов разными словами (ср.: брать - взять, говорить - сказать, искать - найти, ловить - поймать, ложиться - лечь, садиться - сесть, становиться - стать).
    Глаголы совершенного вида с приставками в отдельных случаях осмысляются как глаголы с непроизводной основой (угостить, надлежать и др.) и, следовательно, не соотносятся с бесприставочными глаголами несовершенного вида. С другой стороны, некоторые приставочные глаголы (заимствованные из старославянского языка) соответствуют бесприставочным глаголам несовершенного вида, однако лишены значения совершенного вида (ср.: состоять - стоять, предвидеть - видеть, предзнаменовать - знаменовать и др.).

    Бесприставочные глаголы со значением совершенного вида малочисленны: пустить, купить, пленить, хватить, решить, дать, явить, лишить, бросить, кончить, обидеть и др.

    Глаголы кратного подвида с ударной приставкой вы- и значением результата длительного действия (выходил, выбегал и т. п.) свойственны разговорной речи. С ними сближаются бесприставочные пары глаголов несовершенного вида: видеть - видать и слышать - слыхать: первые глаголы в каждой паре употребительны в литературном языке, вторые - в разговорной речи, преимущественно в прошедшем времени, а в просторечии и в неопределенной форме (не видать и не слыхать). Глаголы несовершенного вида на -ать (толкать, чесать) при образовании совершенного вида могут использовать суффикс -ану- (толкануть, чесануть и др.). Образования с таким суффиксом имеют характер экспрессивно-просторечный.

    Видовые пары глагола
    При образовании глаголов одного вида от другого посредством приставок возможны два результата:
    a. присоединение приставки к глаголу несовершенного вида вносит в значение глагола присущее приставке значение, вследствие чего лексическое значение исходного глагола меняется и образованный глагол совершенного вида не соответствует по значению бесприставочному глаголу (ср.: лететь - перелететь, взлететь и т. п.);
    b. присоединение приставки, создавая значение совершенного вида у исходного глагола, не изменяет лексическое значение глагола, вследствие этого бесприставочный (исходный) и приставочный (производный) глаголы различаются только по виду и составляют соотносительные видовые пары (ср.: слепнуть - ослепнуть, обедать - пообедать и т. п.).
    В последнем случае приставка теряет свое лексическое значение и превращается в грамматическое средство образования вида. Это явление наблюдается особенно часто в отношении приставок: о- (об-, обо-), по; с- (со-):ослепнуть, обрадовать, обозлить, построить, сделать; реже - за; у; на; вз-: задушить, утопить, наточить, вспотеть; и очень редко - из; при; вы; раз-: испугать, приготовиться, вырасти, разбередить.
    Большинство глаголов русского языка образует соотносительные пары несовершенного и совершенного вида. Наиболее продуктивным типом такого образования является видовая пара приставочных глаголов совершенного вида и соответствующих им приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-) (ср.: выкроить - выкраивать).
    При образовании соотносительных видовых пар такого типа возможно (как добавочный показатель вида) чередование корневых гласных о//а, если глагол совершенного вида имеет ударение не на корневом гласном (ср.: выстроить - выстраивать, накопить - накапливать). Чередование о//а не является устойчивым, если глагол совершенного вида имеет ударение на корневом звуке [о], возможны в литературном языке образования с [а] (удваивать, устраивать, осваивать, оспаривать, задабривать, дотрагиваться, удостаивать и др.) и образования с [о] (обеспокоивать, обусловливать, озабочивать, опозоривать, опошливать, подытоживать, приохочивать, разрознивать, сморщиваться, узаконивать, уполномочивать, упрочивать, ускоривать). Такие параллельные формы свойственны разным стилям литературного языка.

    Не менее продуктивным типом видовых пар глаголов является соотношение бесприставочных глаголов несовершенного вида и бесприставочных глаголов совершенного вида с суффиксом -ну(ть) (ср.: толкать - толкнуть) и соотношение бесприставочных и приставочных глаголов с приставками грамматического значения (ср. хвалить - похвалить, делать - сделать, робеть - оробеть и т. п.).
    В кругу малопродуктивного образования видовых пар выделяются следующие группы:
    1) решать - решить, украшать - украсить и т. п.;
    2) выпечь - выпекать, слезть - слезать и т. п.;
    3) избегать - избегнуть, привыкать - привыкнуть и т. п.;
    4) набить - набивать, смыть - смывать, обозреть - обозревать и т. п.;
    5) парные глаголы, различающиеся только местом ударения (ср.: разрез'ать - разр'езать) и
    6) парные глаголы, выраженные словами с разными основами (супплетивными формами): говорить - сказать.
    Глаголы, не имеющие парных форм другого вида
    К глаголам непарным несовершенного вида относятся:
    a. бесприставочные глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-) со значением многократности. В современном литературном языке такие глаголы употребляются исключительно в форме прошедшего времени со значением давности действия:говаривал, сиживал, видывал и т. п.;
    b. приставочные глаголы (книжного характера) с суффиксами -ыва- (-ива-), -а, -е, -и со значением процесса, не ограниченного достижением результата: заискивать, сожалеть и др.;
    c. глаголы с приставкой по- и суффиксом -ыва-(-ива-) со значением кратного, прерывистого действия: покашливать, поглядывать и др.; с приставками под-, при- и суффиксами -ыва- (-ива-), -ва- со значением сопровождающего действия: подсвистывать, подсевать, приговаривать и др.; с приставкой пере- и аффиксом -ся со значением длительности и взаимности действия: перекликаться, перестреливаться и др.
    К глаголам непарным совершенного вида относятся:
    a. глаголы с приставкой по-, обозначающие ограничение действия во времени: полежать, посидеть, помечтать и др., а также с несколькими приставками пораздумать, попридержать и др., принадлежащие к разговорному стилю;
    b. глаголы с приставками за- и по- со значением начала действия: зашагать, загреметь, побежать, полить и др.;
    c. глаголы с приставками пере-, от-, до- со значением завершенности, результативности действия: отшуметь, допроситься, перепортить и др.;
    d. глаголы с суффиксом -ну- со значением интенсивного начала действия: хлынуть, грянуть и др.;
    e. некоторые глаголы с суффиксом -и-: понадобиться, очутиться.
    Двувидовые глаголы
    Глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида, являются двувидовыми, но в условиях контекста могут выступать со значением, свойственным одному виду. Это глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть):организовать, телефонировать и т. п.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -и(ть), -е(ть): обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть.

    В некоторых глаголах различие видового значения связывается с определенным лексическим значением; ср.: Народ... толпою бежал за нами (П.) (несовершенный вид) - Кто-то бежал из Москвы, и ведено всех задерживать (П.) (совершенный вид), а иногда выражается лишь в отдельных формах (ср.: родил'а - совершенный вид и род'ила - несовершенный вид).

    1. Понятие видовой пары. Основные формы выражения видовой корреляции. Перфективация, имперфективация. Одновидовые глаголы. Двувидовые глаголы.

    2. Способы глагольного действия как лексико-грамматические разряды глаголов совершенного и несовершенного вида.

    3. Категория переходности глагола. Её семантика и способы выражения. Влияние лексико-семантических изменений на переходность/непереходность глагола.

    7.Категория залога глагола. Сущность двузалоговой и трёхзалоговой классификации. Залоговые корреляции как объект морфологии, синтаксиса и лексики.


    Понятие о категории залога
    По наиболее распространенной в настоящее время теории категория залога связана с делением глаголов на переходные и непереходные.

    Грамматической категорией залога называется глагольная категория, которая выражает отношение действия к субъекту (производителю действия) и объекту действия (предмету, над которым действие производится). Например:
    1. Генерал резко остановил машину возле своей палатки (Кат.). Глагол остановил обладает формой залога, которая выражает отношение действия (остановил) к субъекту (генерал) и объекту действия (машину), охватываемому действием в полном объеме;
    2. ...Небольшая телега, запряженная тройкой измученных лошадей, остановилась перед крыльцом (Т.). Залоговая форма глагола остановилась обозначает действие, замыкающееся в самом субъекте (телега), не переходящее на объект.
    Различие глагольных форм остановил и остановилась в приведенных предложениях есть различие залоговое.
    Основные залоги и их образование
    Грамматические средства выражения залоговых значений могут быть морфологическими и синтаксическими.

    Морфологическими средствами при образовании залогов служат:
    a. аффикс -ся, присоединяемый к глаголу: радовать - радоваться;
    b. суффиксы действительных и страдательных причастий (ср.: видящий - видевший и видимый - виденный).
    Синтаксическими средствами выражения залоговых значений являются:
    a. синтаксическое различие в выражении субъекта и объекта действия (ср.: Волны размывают берег.- Берег размывается волнами);
    b. наличие объекта действия и полное отсутствие его (ср.: Дождь повышает урожай. - Дождь начинается);
    c. различие форм и значения существительных, управляемых глаголом (ср.: Договор заключается бригадиром. -Договор заключается с бригадиром).
    Основные залоги: действительный, средневозвратный и страдательный.
    Действительный залог имеют глаголы переходные, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект. Действительный залог имеет синтаксическую характеристику: субъект действия является подлежащим, а объект - дополнением в винительном падеже без предлога: Мир победит войну.

    Средневозвратный залог имеют глаголы, образованные от переходных глаголов (действительного залога) посредством аффикса -ся. Они выражают действие субъекта, не переходящее на прямой объект, а как бы возвращающееся к самому субъекту, сосредоточенное в нем; ср.: возвращать книгу и возвращаться (самому),сосредоточить внимание и сосредоточиться (самому).

    В зависимости от лексического значения основ и характера синтаксических связей глаголы средневозвратного залога могут выражать оттенки значения, по-разному характеризующие отношение между субъектом и объектом действия.
    1. Собственно-возвратные глаголы выражают действие, субъект и прямой объект которого являются одним и тем же лицом: [Дочки] надушатся да припомадятся, что куклы нарядятся (Д. Бед.). Аффикс -ся в этих глаголах имеет значение "себя".
    2. Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие нескольких лиц, из которых каждое лицо одновременно является и субъектом и объектом обозначенного действия. Аффикс -ся у таких глаголов имеет значение "друг друга": И новые друзья ну обниматься, ну целоваться (Кр.).
    3. Общевозвратные глаголы выражают внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, или изменение в состоянии, положении, движении субъекта. Такие глаголы допускают присоединение слов "самому", "сам" -огорчаться, передвигаться (самому); огорчался, передвигался (сам): Попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится (П.).
    4. Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя: Он был парень аккуратный. Всем запасся в путь обратный (П.).
    5. Безобъектно-возвратные глаголы обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство: Уж жжется солнышко (Н.); Мать штопала тулупчик, но он все рвался и рвался (Пауст.).
    Страдательный залог по значению соотносится с действительным залогом, но имеет свою морфологическую и синтаксическую характеристику. Страдательный залог выражается присоединением к глаголам действительного залога аффикса -ся (ср.: Рабочие строят дома. - Дома строятся рабочими). Кроме того, значение страдательного залога может быть выражено формами страдательных причастий - полных и кратких. Например: Мать любима (любимая). Тема изучена(изученная). Сопоставление конструкции - Фабрика выполняет план (действительная конструкция) и План выполняется фабрикой (страдательная конструкция) показывает, что в действительной конструкции (с переходным глаголом) субъект действия выражен подлежащим, а объект - дополнением в винительном падеже, а в страдательной (с возвратным глаголом) подлежащим становится объект, а бывший субъект оказывается дополнением в творительном падеже.
    Таким образом, страдательный залог представляет действие как пассивно направленное от объекта к субъекту. Важнейшим грамматическим показателем страдательного залога является творительный падеж существительного со значением деятеля, реального субъекта действия. Отсутствие такого творительного падежа сближает страдательное значение глагола со средневозвратным, особенно в том случае, когда подлежащим является название лица (ср.: Лыжники отправляются в поход; Письма отправляются по почте; Посылки отправляются экспедитором).

    1. Возвратные глаголы. Системные связи с переходными и непереходными глаголами /наличие – отсутствие корреляции/. Семантические типы возвратных глаголов.

    8.Категория наклонения. Её семантика и способы выражения. Изъявительное наклонение и его противопоставленность повелительному и сослагательному наклонениям. Образование наклонений.

    Категория наклонения русского глагола. Образование форм наклонения.
    Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как реальность, как возможность или желательность, как долженствование или необходимость. Оценка говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к действительности называется модальностью.
    Модальность выражается в русском языке формами наклонения, интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.
    Категория наклонения - это грамматическая категория в системе глагола, определяющая модальность действия, т. е. обозначающая отношение действия к действительности. В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.
    Наклонения глагола
    Изъявительное наклонение выражает действие, мыслимое говорящим как вполне реальное, фактически протекающее во времени (настоящем, прошедшем и будущем): Урал хорошо служит, служил и будет служить нашей Родине. Выражение модальности изъявительным наклонением может осуществляться также сочетанием его формы с модальными словами и частицами: будто шагнул, словно изменился. От других наклонений изъявительное наклонение отличается тем, что имеет формы времени.
    Сослагательное наклонение выражает действие глагола, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное, но зависящее от какого-то условия: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге (П.). Это наклонение образуется посредством сочетания формы прошедшего времени глагола с частицей бы. Частица бы может занимать различное место в предложении. Морфологической особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица. Однако лицо может быть выражено присоединением личных местоимений. Глагол в сослагательном наклонении в ед. ч. изменяется по родам (шел бы, шла бы, шло бы) и имеет одну форму множественного числа (шли бы). Наиболее распространенными и типичными значениями этого наклонения являются условность и желательность действия.
    Повелительное наклонение выражает волю говорящего - просьбу, приказание или побуждение к совершению действия, обозначенного глаголом, и характеризуется особой повелительной интонацией: Сердечный друг, желанный друг, приди, приди: я твой супруг! (П.). Основное значение повелительного наклонения - побуждение к совершению действия - обычно относится к собеседнику, поэтому основной формой этого наклонения является форма 2-го лица единственного или множественного числа.
    Повелительная форма образуется от основы настоящего времени и имеет следующие три разновидности:
    1)с конечным j после гласных (чистая основа): строй, давай, не плюй;
    2)с окончанием -и после согласных: неси, стриги, повтори;
    3) с конечным мягким согласным, а также с твердым ж и ш (чистая основа): оставь, экономь, обеспечь, мажь, ешь.
    Глаголы пью, бью, лью, вью образуют формы пей, бей, лей, вей; глагол лягу имеет повелительную форму ляг, лягте, а глагол ем - ешь, ешьте; при глаголе еду используются повелительные формы поезжай - поезжайте. Повелительная форма 2-го лица множественного числа образуется присоединением к форме единственного числа аффикса -те: стройте, несите, оставьте. Возвратные глаголы присоединяют к указанным образованиям повелительной формы аффиксы -ся (после согласного и -й) и -сь (после -и и -те): не упрямься, стройся, стригись, стригитесь.
    Кроме основной формы 2-го лица единственного и множественного числа, повелительное наклонение имеет формы, выражающие действие 3-го лица и 1-го лица множественного числа. Формы 3-го лица выражаются (аналитически) сочетанием частиц пусть, пускай, да с формой 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и будущего простого: Пусть пылает лицо, как поутру заря (Кольц.); Пускай послужит да потянет лямку (П.); Да здравствуют музы, да здравствует разум! (П.).
    1-е лицо множественного числа повелительного наклонения выражается формой 1-го лица множественного числа настоящего времени или, чаще, будущего простого, произносимой с особой интонацией приглашения: Начнем, пожалуй (П.). Присоединение к этой форме аффикса -те выражает обращение ко многим лицам или придает высказыванию оттенок вежливости: Уж вы, братцы мои, други кровные, поцелуемтесь да обнимемтесь на последнее расставание (Л.).
    Некоторые глаголы по семантическим причинам не образуют повелительную форму 2-го лица, например безличные глаголы, отдельные глаголы со значением восприятия (видеть, слышать), со значением состояния (гнить, недомогать).

    8.Категория времени. Соотносительность категорий вида и времени. Система глагольных времён. Образование форм времени.


    Категория времени. Понятие о категории времени

    Категория времени в традиционном понимании выражает отношение времени действия глагола к моменту речи.
    Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Отселе я вижу потоков рожденье (П.) - зрительное восприятие потоков (вижу) происходит в то самое время, когда поэт говорит об этом.
    Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи: Много я часов бежал... (Л.) - форма глагола бежал выражает действие, которое производилось говорящим до того, как началась речь об этом.
    Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи: Мне казалось... что она скоро умрет (М. Г.).
    Время, выраженное в глагольных формах по отношению к моменту речи, называется абсолютным временем.
    Относительным временем глагольной формы называется время, определяемое в данной форме не моментом речи, а соотношением с временем другого действия, например: писал, что работает (настоящее время глагола работает указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголом писал).

    Основные значения и употребление форм времени
    Настоящее время. Формы настоящего времени имеют следующие разновидности значения и употребления:

    1) значение конкретного действия, которое осуществляется в момент речи и имеет ограниченную длительность: Вон каменщики мостят улицу (А.Н. Т.); Я читаю книгу;
    2) значение действия неопределенной длительности, постоянно совершающегося: Несколько морей омывают берега нашей страны;
    3) действие или состояние, выражающее свойство, качество лица-предмета: Он славно пишет, переводит (Гр.);
    4)действие, охватывающее некоторый отрезок времени: У каждого имеется свой запас прочности.
    Форма настоящего времени употребляется для живописного изображения событий прошлого, а также во всех случаях, где используются экспрессивные приемы речи. Такая форма настоящего времени соответствует как прошедшему несовершенного вида, так и прошедшему совершенного вида и называется настоящим историческим: Знакомятся они, потом дружатся, потом не могут уж расстаться и целые проводят вместе дни (Кр.).
    Форма настоящего времени от глаголов движения иногда выражает действие ближайшего будущего: Уходим завтра в море.
    Прошедшее время. Особенности значения форм прошедшего времени связаны с их принадлежностью к совершенному или несовершенному виду. Прошедшее время глаголов несовершенного вида выражает действие как факт прошлого (совершившегося дол момента речи) и используется при описании: Всю первую половину мая шли дожди (Гарш.).
    Прошедшее время глаголов совершенного вида имеет несколько значений, которые не являются строго разграниченными:
    1) завершенность действия в прошлом: Погиб Поэт! - невольник чести - пал, оклеветанный молвой (Л.);
    2)последовательность завершенных действий, смену одного такого действия другим: Князь Багратион приостановил свою лошадь, узнав князя Андрея, кивнул ему головой (Л. Т.);
    3) сохранение в настоящем результата завершенного действия: Посмотри - какая мгла в глубине долин легла (Полонский).
    К особым случаям выражения прошедшего времени относятся:
    1) многократность действия с оттенком давности ("давнопрошедшее время"): А вот камин; здесь барин сиживал один. Здесь с ним обедывал зимой покойный Ленский, наш сосед (П.);
    2) Повторность действия: Бывало, писывала кровью она в альбомах нежных дев... (П.);
    3) начатое, но прерванное действие: Тут он было вышел, но остановился в дверях... (П.);
    4) внезапно-мгновенное действие, выраженное междометными глаголами (типа шмыг, хвать, шлеп и др.): Легче тени Татьяна прыг в другие сени (П.);
    5) мгновенно-произвольное действие: Положил я его на стол, чтобы ему операцию делать, а он возьми и умри у меня под хлороформом (Ч.).
    Будущее время. Формы будущего времени различаются как по образованию, так и по значению. Будущее время глаголов несовершенного вида образуется сочетанием форм будущего времени вспомогательного глагола быть и неопределенной формы спрягаемого глагола (буду носить) и называется будущим сложным. Будущее время глаголов совершенного вида имеет одинаковые окончания с настоящим временем и называется будущим простым (понесу).
    Будущее сложное по значению однородно: оно всегда обозначает действие, которое будет происходить после момента речи: Как управлять ты будешь под грозой, тушить мятеж, опутывать измену? (П.).
    Будущее простое имеет разнообразные значения. Основным значением будущего простого является обозначение результата действия безотносительно к моменту речи: Так если сей неведомый бродяга литовскую границу перейдет, к нему толпу безумцев привлечет Димитрия воскреснувшее имя (П.). В этом результативном значении будущее время используется в пословицах и поговорках: Проголодаешься, так и хлеба достать догадаешься (погов.). Кроме основного значения, будущее простое может обозначать действие, относящееся к настоящему или прошедшему времени. Синонимичность будущего простого формам настоящего времени чаще наблюдается в описаниях, при употреблении рядом форм настоящего и будущего времени: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (П.).
    Для обозначения действий, совершающихся в прошлом, будущее простое употребляется в сочетании с прошедшим временем глаголов несовершенного вида: Герасим глядел, глядел, да как засмеется вдруг (Т.), а также с частицей бывало и частицей как (в восклицательном предложении): А матушка-то, бывало, прикроет синие глаза да как заведет песню на великую высоту (М. Г.); Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет (П.).

    1. Значения форм настоящего, прошедшего и будущего времени. Абсолютное и относительное употребление форм времени. Синонимия временных форм глагола.

    2. Категория лица глагола. Её семантика и способы выражения. Соотносительность категории лица и наклонения, лица и времени. Система личных форм глагола.

    3. Безличные глаголы в современном русском языке. Их семантика. Дефектность парадигмы безличных глаголов.

    11.Спряжение глаголов. Классы глагола и тип спряжения. Глаголы дефектные и изобилующие.

    Разл. спряж в широком смысле – изм-е гл. по лицам, чис., накл., и временам, а в узком – изм.по лиц. и числ. в наст. и буд. прост. вр.
    В зависим. от отличий в личн. оконч. гл. разл. 2 типа спряж.:
    1 спр. – оконч. –у, -ю: бегу (относ. к разноспряг.), читаю, читаешь, читаем (темат. гл. –е-).
    2 спр. – оконч. слышу, слышим, слышат (темат. гл. –и-)
    В связи с налич. гл. –е, -и в личн. оконч. гл. 1 и 2 спр., эти гл. наз. тематическими («тема»-показатель спряжения)
    В древности эти гл. вход. в состав основы глагола. Позднее произошел процесс переразложения, спр. глаг. определ-ся по личн. оконч. лишь только для глаг. с ударн. окончанием.
    Для безударн. оконч. различия м/у 1 и 2 спр. в уст-ной речи стираются, поэтому, чтобы избеж. ошибок, тип спряж. гл. с безуд. оконч. опред-ся по инфини-тиву след. образом:
    1.ко 2 спр. относ.: - все гл. на –ить, кроме стелить, жиждеться;
    -4 гл. на –ать: гнать, дышать, держать слышать;
    -7 гл. на –ешь: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть.
    Остальн. гл. относ. к 1 спр. Кроме того выдел. разно-спряг. гл.: хотеть, бежать (в одн. лицах – оконч. 1 спр., в др. – 2 спр.) У гл. чтить в ф. 3 лица мн. ч. возм. формы (чтят, чтут).
    Сущ-ют нетематич. гл.: есть, надоесть, дать, создать и их приставочные производные. В их личн. оконч. отсутств. гласн. –е или –и (дам, дашь). Глаголы есть – во мн.ч. имеет оконч. 2 спр.
    Глагол дать, создать в 1 и 2 лице мн.ч. имеет оконч. 2 спр. (дадим) и в 3 лиц. мн.ч. окнч. 1 спр. (дадут)
    Гл. эти сохран. черты архаичес., нетематич. спр. При спряж. гл. часто наблюд. историч. чередов. гласных, особенно у глаг. 2 спр. в форме 2 л. ед. ч. Реже всего встреч. черед. в ф. 3 лица мн.ч
    Спряжение глагола.
    Все глагольные формы делятся на две группы: спрягаемые формы и неспрягаемые формы (неопределенная форма, причастие, деепричастие). В Академической грамматике (1980) рассматриваются 3 класса форм: 1) спрягаемые формы; 2) инфинитив; 3) причастия и деепричастия.
    Спрягаемые формы противопоставляются по грамматическим значениям наклонения, времени, лица, числа и рода.
    Изменение глаголал по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени) и слагательного наклонения) называется спряжением, а образуемые при этом изменения формы называются спрягаемыми (личными).
    Неспрягаемые (неличные) формы глаголов (инфинитив, причастия, деепричастия) отличаются от спрягаемых форм отсутствием словоизменительных грамматических значений. Исключения составляют причастия, которые могут противопоставляться по временам (настоящего и прошедшего времени) и залогам, изменяться по родам, числам. Инфинитив и деепричастия представлены одной формой.
    Спрягаемые и неспрягаемые формы объединяются в единую систему форм глагола, т.к. обладают рядом общих признаков: 1) общностью лексических залогов; 2) общностью видовых и залоговых образований; 3) общностью управления; 4) общей возможностью поясняться наречием.
    Основная синтаксическая роль глагола – выражение сказуемого (предиката). Однако синтаксическая функция зависит от формы глагола. Спрягаемые формы глагола используются в синтаксической роли простого глагольного сказуемого (Здесь родилась я) и составного глагольного сказуемого (Дети могут спать спокойно). Поэтому спрягаемые формы называются предикативными.
    Причастия в полной форме выступают в предложении в роли согласованного определения (Над бушующим морем проносились чайки), а в краткой форме – в роли именной части составного именного сказуемого (Вся комната янтарным блеском озарена) (П).
    Деепричастия выступают в роли различных обстоятельств (Над мостовой летают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями), а также второстепенного сказуемого (Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом) (Ф.Тютчев). Так как причастия и деепричастия выступают в роли второстепенных членов, их называют атрибутивными.
    Вид глагола
    Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенному или к совершенному.
    Вид — глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.
    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей дли¬тельности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, ко¬торое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну).
    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания
    на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).
    Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить.
    Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
    1) -ива-, -ыва-: рассмотреть — рассматривать, расспросить — расспрашивать, расписаться — расписы¬ваться;
    2) -ва: открыть — открывать, дать — давать, обуть — обувать;
    3) -а-(-я): спасти — спасать, подрасти — подрастать.
    Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:
    1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др,: лечить — вылечить, печь — испечь, делать — сделать, писать — написать, читать — прочитать, стро¬ить — построить, учить — выучить и т. д. (Но чаще с по¬мощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: чи-тать — перечитать, отчитать, зачитать и т. д.);
    2) с помощью суффикса -ну-: привыкать — привыкнуть, кивать — кивнуть, прыгать — прыгнуть.
    Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать — рассыпать, нарезать — нарезать.
    Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить — сказать, искать — найти, класть — положить, брать — взять.
    Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.), или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться).
    Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).
    Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего — форм времени): у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.


    При образовании глаголов одного вида от другого посредством приставок возможны два результата:
    • присоединение приставки к глаголу несовершенного вида вносит в значение глагола присущее приставке значение, вследствие чего лексическое значение исходного глагола меняется и образованный глагол совершенного вида не соответствует по значению бесприставочному глаголу (ср.: лететь - перелететь, взлететь и т. п.);
    • присоединение приставки, создавая значение совершенного вида у исходного глагола, не изменяет лексическое значение глагола, вследствие этого бесприставочный (исходный) и приставочный (производный) глаголы различаются только по виду и составляют соотносительные видовые пары (ср.: слепнуть - ослепнуть, обедать - пообедать и т. п.).
    В последнем случае приставка теряет свое лексическое значение и превращается в грамматическое средство образования вида. Это явление наблюдается особенно часто в отношении приставок: о- (об-, обо-), по ; с- (со-) : ослепнуть, обрадовать, обозлить, построить, сделать ; реже - за; у; на; вз- : задушить, утопить, наточить, вспотеть ; и очень редко - из; при; вы; раз- : испугать, приготовиться, вырасти, разбередить .
    Большинство глаголов русского языка образует соотносительные пары несовершенного и совершенного вида . Наиболее продуктивным типом такого образования является видовая пара приставочных глаголов совершенного вида и соответствующих им приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-) (ср.: выкроить - выкраивать ).
    При образовании соотносительных видовых пар такого типа возможно (как добавочный показатель вида) чередование корневых гласных о//а, если глагол совершенного вида имеет ударение не на корневом гласном (ср.: выстроить - выстраивать, накопить - накапливать ). Чередование о//а не является устойчивым, если глагол совершенного вида имеет ударение на корневом звуке [о] , возможны в литературном языке образования с [а] ( удваивать, устраивать, осваивать, оспаривать, задабривать, дотрагиваться, удостаивать и др.) и образования с [о] ( обеспокоивать, обусловливать, озабочивать, опозоривать, опошливать, подытоживать, приохочивать, разрознивать, сморщиваться, узаконивать, уполномочивать, упрочивать, ускоривать ). Такие параллельные формы свойственны разным стилям литературного языка.

    Не менее продуктивным типом видовых пар глаголов является соотношение бесприставочных глаголов несовершенного вида и бесприставочных глаголов совершенного вида с суффиксом -ну(ть) (ср.: толкать - толкнуть ) и соотношение бесприставочных и приставочных глаголов с приставками грамматического значения (ср. хвалить - похвалить, делать - сделать, робеть - оробеть и т. п.).
    В кругу малопродуктивного образования видовых пар выделяются следующие группы:
    1) решать - решить, украшать - украсить и т. п.;
    2) выпечь - выпекать, слезть - слезать и т. п.;
    3) избегать - избегнуть, привыкать - привыкнуть и т. п.;
    4) набить - набивать, смыть - смывать, обозреть - обозревать и т. п.;
    5) парные глаголы, различающиеся только местом ударения (ср.: разрез'ать - разр'езать ) и
    6) парные глаголы, выраженные словами с разными основами (супплетивными формами): говорить - сказать .

    1. Вопрос о месте причастия в морфологической системе глагола. Семантика, морфологические признаки и синтаксические функции причастий.

    14.Образование причастий действительного и страдательного залога. Краткие и полные формы причастий.

    Образование действительных и страдательных причастий. Категория времени у причастий. Краткие и полные причастия, их синтаксические функции.
    Причастием называется неспрягаемая форма глагола, определяющая предмет подобно имени прилагательному. Она обозначает признак предмета, протекающий во времени, как действие, которое производит предмет, или как действие, которому он подвергается со стороны другого предмета (ср.: призывающий - призываемый).
    Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Как форма глагола причастие обладает грамматическими значениями глагола, как-то: переходность и непереходность действия, залог, вид, время, управление, свойственное исходному глаголу, и сочетаемость с наречием. Являясь неспрягаемой формой, причастие лишено категории наклонения и лица. Категория залога выражается посредством суффиксов в причастиях действительного и страдательного залога.
    Как прилагательное причастие обозначает признак предмета (с отмеченным уже различием в значении); изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с определяемым существительным; при склонении обладает одинаковой с прилагательным системой падежных окончаний и выполняет в предложении синтаксические функции, свойственные прилагательному, выступая в роли определения и сказуемого.
    Формы причастий и их образование
    Причастие в современном русском языке имеет несколько разновидностей, которые определяются по присущим причастию грамматическим значениям глагола: причастия действительные, возвратные и страдательные (категория залога); причастия настоящего и прошедшего времени (категория времени); причастия несовершенного и совершенного вида (категория вида).
    Залоговые формы причастия. Действительные причастия обозначают временной признак как действие, которое производится или производилось самим предметом: выступающий, выступавший. Страдательные причастия обозначают временной признак как действие, которому подвергается или подвергался предмет со стороны другого деятеля: ободряемый - ободренный (слушателями докладчик). Возвратные причастия, вполне соответствующие по значению глаголам возвратным (с -ся), обычно включаются в разряд действительных причастий, хотя имеют иное залоговое значение (ср.: моющий - моющийся), соответствующее производящему глаголу (ср.: мыть - мыться). Очень часто возвратные причастия несовершенного вида употребляются вместо страдательных причастий совершенного вида: пособие, не издававшееся ранее - не изданное ранее. Таким образом создается определённое соотношение возвратных причастий несовершенного вида со страдательными причастиями совершенного вида.
    Временные формы причастия. Присущая причастиям категория времени подразделяет их на причастия настоящего и прошедшего времени; форма причастия будущего времени отсутствует. Значение времени у причастий связано с их синтаксической ролью и различается у полных и кратких форм.
    Синтаксические функции причастий разграничены соответственно их форме: полные причастия (склоняющиеся) выступают в роли определения, реже - сказуемого; краткие (несклоняемые) - исключительно в значении
    сказуемого: Сребрит мороз увянувшее поле (П.); Дачи стояли заколоченные (Тих.); Дорога в Симбирск мною очищена (П.).
    Полные причастия, являющиеся определениями, могут иметь относительную форму времени, которая определяется по отношению ко времени глагола-сказуемого.
    Причастия настоящего времени выражают одновременность действий, обозначенных причастием и глаголом-сказуемым: Лодка, веслами махая, плыла по дремлющей реке (П.); Мальчик прислушивался к треску ломаемых медведем веток (Сераф.). В приведенных предложениях причастия имеют значение прошедшего времени, одновременное с действием глагола-сказуемого. В данном случае возможна замена причастий настоящего времени причастиями прошедшего времени без заметного изменения в значении. Причастия прошедшего времени несовершенного и совершенного вида выражают действие, предшествовавшее действию, выраженному глаголом-сказуемым: - Экий бес девка! - закричал казак, расположившийся на соломе и мечтавший согреться остатками чая (Л.); Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом (П.).
    Причастия настоящего и прошедшего времени могут иметь и абсолютную форму времени: Мишка, выбежавший на крыльцо, потребовал, чтобы его прокатили (Л. Т.); Тракторы, идущие впереди цугом, напоминают степных жуков...
    Краткие формы, возможные только у страдательных причастий прошедшего времени (гораздо реже у причастий страдательных настоящего времени), употребляются исключительно в роли сказуемого. Показателем времени у таких причастий является связка: в прошедшем и будущем времени - был и буду, а в настоящем - нулевая: Я новым для меня желанием томим (П.); Он не был рожден страдальцем (Т.); Да будет смерть ее отомщена! (Ошанин).
    Образование причастий. Образование причастий в современном русском языке связано с различиями глаголов в отношении переходности и вида, так что образование всех (четырех) форм причастия от любого глагола невозможно, не говоря об ограничениях, касающихся отдельных глаголов. Так, например, страдательные причастия настоящего времени не образуются от глаголов печь, жать, брить, полоть и др. Образование форм причастия вне указанных ограничений является непродуктивным: ср. читанный, писанный, деланный и т.д. (от глаголов несовершенного вида). Причастия действительные могут быть образованы от глаголов переходных и непереходных, а страдательные - только от переходных. Причастия настоящего времени действительные и страдательные образуются от глаголов несовершенного вида и не образуются от глаголов совершенного вида, не имеющих форм настоящего времени. Причастия страдательные прошедшего времени, как правило, образуются от глаголов только совершенного вида. Таким образом, от глаголов непереходных совершенного вида могут быть образованы лишь причастия действительные прошедшего времени, например: прыгнувший, простоявший и т.п.
    Причастия настоящего времени действительные и страдательные образуются от основы настоящего времени глагола посредством суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) - для причастий действительных и суффиксов -ем, -им- - для причастий страдательных. Суффиксы -ущ- (-ющ-) и -ем- присоединяются к основе глаголов I спряжения: избирают - избира-ющий, нес-ут - нес-ущий; получа-ют - получа-емый. Суффиксы -ащ- (-ящ-) и -им- прибавляются к основе глаголов II спряжения: содерж-ат - содерж-ащий, гон-ят - гон-ящий; гон-им - гон-имый.
    Образование причастий страдательных настоящего времени ограничено не только несовершенным видом и переходностью глагола, но и другими особенностями образующего глагола. Эта форма причастия возможна: 1) от глаголов, оканчивающихся в неопределенной форме на -а(ть), -ов(ать) при форме настоящего времени на -аю (уважать - уважаю, выдавать - выдаю); 2) от приставочных глаголов с суффиксом -ыва; -ива- (вызывать, усиливать); 3) от бесприставочных глаголов типа организовать, атаковать, ликвидировать и т.п.; 4) от приставочных глаголов движения кратного подвида (уносить, вывозить и под.). Как остаток прошлого в литературном языке сохраняется несколько страдательных причастий, образованных от глаголов, утративших переходность в современном языке: руководимый, управляемый, предшествуемый, сопутствуемый и некоторые другие. Употребление кратких страдательных причастий настоящего времени не свойственно устной речи, а в письменно-книжной очень ограниченно.
    Причастия прошедшего времени действительные и страдательные образуются от основы неопределенной формы (или прошедшего времени) посредством суффиксов -вш- и -ш- для причастий действительных и -нн; -енн-, -т- - для причастий страдательных. Посредством суффикса -вш- образуются причастия от глаголов с основой неопределенной формы на гласный (игра-ть - игра-вший), а от глаголов с основой на согласный - при помощи суффикса -ш- (расцвес-ти - расцвет-ший). При образовании причастий на -ший от глаголов с суффиксом -ну- (со
    значением длительного или усиливающегося состояния) последний утрачивается: киснуть - кис-ший, оглохнуть - оглохший и т.п.
    Страдательные причастия образуются при помощи суффикса -нн- от переходных глаголов совершенного вида, у которых основа неопределенной формы оканчивается на -а(-я)-(ть): описа-ть - описа-нный, затея-ть - затея-нный; посредством суффикса -енн-, если основа неопределенной формы оканчивается на -и(ть) или согласный звук: закончи-ть - законч-енный, принес-ти - принес-енный; и при помощи суффикса -т-, если основа неопределенной формы (совершенного вида) оканчивается на -ну(ть) или -ть (с конечным гласным корня): сверну-ть - сверну-тый, изби-ть - изби-тый, разду-ть - раздутый. В отличие от страдательных причастий настоящего времени краткие формы страдательных причастий прошедшего времени представлены в языке очень широко и используются в функции сказуемого.
    Образование страдательных причастий прошедшего времени производится с учетом правильного соотношения причастия и производящего глагола: пристрелянный (пристрелять), пристреленный (пристрелить), выпоенный (выпоить), выпаянный (выпаять), выкушанный (выкушать), выкушенный (выкусить), выметанный (выметать петлю), выметенный (вымести сор), не довешанный (не довешать), недовешенный (недовесить), перекачанный (перекачать), перекаченный (перекатить), развенчанный (развенчать), развинченный (развинтить), разбросанный (разбросать), разброшенный (разбросить) и т.п. При наличии вариантов правильными формами являются изнеможенный, клейменный, вышибленный, изрешеченный.

    1. Адъективация причастных форм и её следствия.

    14.Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе глагола. Семантика, морфологические признаки и синтаксические функции деепричастий.

    Деепричастие, его значение и грамматические признаки. Образование деепричастий.
    Деепричастие
    Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи (комплекс 2 и последние издания комплекса 1) или как особая форма глагола (комплекс 3 и предыдущие издания комплекса 1). Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.
    Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
    1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
    2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.
    К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн., сидя на стуле — непереходн.) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.
    К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.
    Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.
    Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).
    У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи.
    Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:
    — от глаголов на -чь: печь — *пекя(печа);
    — от глаголов на -нуть: вянуть — *вяня,;
    — от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут — *пиша, лижут — *лижа (но наречие лёжа);
    — от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -*пья.
    У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).
    Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.
    Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
    -в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,
    -вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,
    -ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.
    У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.
    Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.
    Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:
    обещать: обеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,
    женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.
    Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа
    *Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).
    *Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).
    Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

    1. Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

    2. Адвербиализация деепричастий и её следствия.

    3. Глагол как часть речи. Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род).



      1   2


    написать администратору сайта