Главная страница

рабочая программа. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Медицинское училище 24


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Медицинское училище 24
Анкоррабочая программа
Дата09.09.2019
Размер0.52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRab_prog_bioetika.pdf
ТипРабочая программа
#58140

Подборка по базе: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx, Министерство образования и науки Российской Федерации Федерально, ЗАПОВЕДИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАМАДЫ.doc, Гиперактивный ребенок Муниципальное бюджетное дошкольное образов, Государственное бюджетное образовательное учреждение.docx, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреж, Министерство здравоохранения Российской Федерации государственн, МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ О, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.

1
Государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования города Москвы
«Медицинское училище № 24
Департамента здравоохранения города Москвы»
(ГБОУ СПО «МУ № 24 ДЗМ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЭТИКА
2014 г.

2
Одобрена
Цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин
30 августа 2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биоэтика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ( далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования
(далее – СПО) 060501 Сестринское
дело
Председатель
___________Т.И.Илазарова
«Утверждаю»
Зам.директора по учебной работе
_______________Н.И.Чугрова
30 августа 2013 г.
Составитель
Павлова Л.И., преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МУ № 24 ДЗМ»
Рецензенты
Кучерявых Г.М., методист высшей квалификационной категории
ГБОУ СПО «МУ № 24 ДЗМ».
Кашинцева И.В., преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МУ № 15 ДЗМ»

3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЭТИКА»
7
2 СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЭТИКА»
10
2. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЭТИКА»
22
3. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ БИОЭТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биоэтика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 060501 сестринское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения при наличии среднего
(полного) общего образования, а также как раздел программы повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины
: п реподавание биомедицинской этики должно способствовать наполнению сознания студентов-медиков гуманным смыслом жизни и деятельности, усвоению ими моральных и нравственных ценностей и использованию их в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
1.Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права, касающимися рассматриваемых проблем.
2.Способствовать развитию нравственно-правовой культуры медицинской сестры, совершенствовать навыки культуры общения медицинской сестры с пациентами, учитывая новый этический императив медицины - уважение прав пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации,
3.Воспитывать студентов в духе социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности.

5 4. Ознакомить студентов с этико-нормативными актами медицинской деятельности с целью подготовки их к работе в условиях страховой системы, в частных страховых компаниях и т.д.
1.4.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- при разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов;
- защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий;
- защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов;
- сохранять конфиденциальность;
- проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным;
- проявлять такт и деликатность при общении с пациентами и их родственниками;
- отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- историю биомедицинской этики;
- основные правила биомедицинской этики.
- основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций;
- «Конвенцию о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1997 г.)
- «Этический кодекс медицинской сестры»;
- права и моральные обязательства медицинской сестры;
- права пациентов;
- моральные нормы внутри-профессиональных взаимоотношений;
- этические принципы проведения эксперимента на животных.
- сущность моральных проблем медицинской генетики;
- сущность моральных проблем трансплантации органов и тканей человека;
- суть морально-этических проблем, связанных с инфекционными заболеваниями и со СПИДом;
- особенности морально-этических отношений в психиатрии,
- моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.
При изучении учебной дисциплины формируются следующие (коды общих компетенций):
общие компетенции (ОК 1-14):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

6 выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции (ПК):
при проведение профилактических мероприятий (ПК 1.1-1.3):
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
При участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном
процессах (ПК 2.1-2.8):
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

7
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
При оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных
и экстремальных состояниях (ПК 3.1.-3.3):
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов; самостоятельной работы обучающегося 22 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
66
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
44 в том числе: практические занятия
22
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22

8 в том числе:
Создание презентаций, тематических выступлений
Составление памяток, планов и задач
Эссе
12 6
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

9
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
БИОЭТИКА
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
Раздел 1.
Введение
Коды формируемых компетенций: ОК 1, 4, 5, 12
ПК 1.2, 2.5
6
Тема 1.1.
Теоретические
основы и основные
этапы развития
медицинской
этики,
деонтологии,
биоэтики
Содержание учебного материала
1 1.
Основные философские дефиниции этики, морали, долга, чести, совести, ответственности и их регулирующее значение в обществе. Краткая характеристика основных этических теорий (Аристотель,
И.Кант, Д.Бентам, А.Швейцер и др.). Особенности правовой и моральной регуляции. Основные этические концепции: утилитаризм, рационализм, гуманизм. Биоэтическая модель медицинской этики
(принцип уважения прав и достоинств пациента). Причины и факторы возникновения биоэтики. Цель биоэтики, ее назначение в обществе
2 1
Самостоятельная работа
Подбор информации по теме.
Решение задач, анализ трудов философов..
2
Практическое занятие
Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.
Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социальное доверие к профессии; моральные добродетели врача.
Врачебная этика и христианские ценности милосердия, добролюбия и сострадания.
Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время, Корпоративно-сословная медицинская этика Т.
Персиваля (конец XVIII века).
2
Практическое занятие
Классическая (Гиппократова) медицинская этика (деотология). Этические требования к медицинской
сестре в современном обществе.
Гиппократова модель (принцип “не навреди”). Модель Парацельса (принцип “делай благо”).
Деонтологическая модель (принцип соблюдения долга). История медицинской этики в России:
М.Я.Мудров, Н.И.Пирогов, В.А.Манассеин, В.В.Вересаев, Н.Н.Петров и др.
2

10
Самостоятельная работа. Выполнение индивидуального творческого задания
2
2
Раздел 2. Медицинский работник и общество
Коды формируемых компетенций: ОК 1-13
ПК: 1.1 – 1.3; 2.2-2.8
10
Тема 2.1.
Медицинский
работник и
общество.
Содержание учебного материала
Здоровье и окружающая среда. Понятие «болезнь». Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения. Система управления здравоохранением в РФ. Программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в
РФ. Медицинское страхование в РФ. Подготовка, усовершенствование, специализация медицинских кадров. Международные общественные организации (Общество Красного Креста и Красного
Полумесяца, Орден милосердия матери Терезы, «Врачи без границ», Всемирная ассоциация неотложной помощи и медицины катастроф и др.).
2 2
Практическое занятие
Здоровье, болезнь и медико-этические аспекты лечебно-профилактической помощи.
Человек и болезнь. Здоровье: стиль и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Врач и общество. Понятие долга и ответственности в сфере медицинской деятельности; их значение в обществе. Обязанности среднего медицинского работника и врача: общие и отличительные черты.
Этические основы профессиональной деятельности медицинской сестры. Профессиональная компетентность. Гуманное отношение к пациенту. Уважение человеческого достоинства. "Не навреди!". Уважение к своей профессии.
Основы взаимоотношений медицинской сестры с коллегами.
2 2
Самостоятельная работа
Выполнение индивидуального творческого задания.
2

11
Тема 2.2.
Неблагоприятные
последствия
медицинской
деятельности.
Проблема
ятрогенных
заболеваний.
Тема 2.3.
Модели и правила
взаимоотношений
между врачом и
пациентом в
медицине и научной
деятельности
Неблагоприятный исход, врачебная ошибка, халатность, профессиональные правонарушения – моральная и правовая ответственность. Врачебные ошибки: определение, классификация, примеры из практики, анализ путей возникновения и предложения по устранению. "Право" врача на ошибку и "неизбежность" врачебной ошибки.
Роль медицинской сестры в предупреждении медицинских ошибок
Отношение передовых русских врачей к врачебной ошибке. Причины жалоб пациентов и их родственников на качество медицинского обслуживания и пути их снижения.
Ответственность медицинских работников за причинение вреда здоровью граждан.
Ятрогении: классификация, варианты, причины возникновения, пути устранения, профилактика.
2 2
Основы взаимоотношений между врачом и пациентом: поддержка, понимание, уважение, сочувствие.
Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента: правдивость, конфиденциальность, информированное согласие.
Основы взаимоотношений медицинской сестры и пациента.
Право пациента на информацию о состоянии его здоровья. Этические и юридические проблемы конфиденциальности. Врачебная тайна. Возможность ее разглашения без согласия пациента.
Информированное согласие как обязательное условие медицинского вмешательства. Понятие компетентности и автономии пациента. Различные подходы (стандарты) в предоставлении информации.
Основные модели взаимоотношений между врачом и пациентом: патерналистическая, информационная, совещательная. Характеристика, отличительные черты, положительные и отрицательные моменты.
2 2
Практическое занятие
Права пациента в международной практике и в России.
Основные международные документы, защищающие права и свободы граждан. Общие положения
Конвенции Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины (приоритет человека, равная доступность здравоохранения, профессиональные стандарты).
Права пациентов в документах Всемирной Медицинской Ассоциации (Лиссабонская декларация о правах пациента).
Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (ВОЗ) Виды и определение
2 2

12 прав пациента. Права человека и человеческие ценности в здравоохранении
Охрана здоровья граждан в РФ. Определение понятия. Основные принципы охраны здоровья граждан.
Права граждан в области охраны здоровья.
Права пациентов в Российском законодательстве и Этическом кодексе медицинской сестры.
Оказание медицинской помощи без согласия граждан. Медицинская сестра и право пациента на согласие или отказ от медицинского вмешательства. Определение принципа конфиденциальности.
Медицинская тайна: понятие, границы. Условия и возможности разглашения медицинской тайны, в том числе и без желания пациента. Ответственность медицинского работника. Проблемы, пути устранения возможности утечки медицинской информации.
Самостоятельная работа
Работа с текстом ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Решение ситуационных задач.
Эссе «Есть ли место милосердию в современном здравоохранении России?»
2
РАЗДЕЛ 3. Морально-этические проблемы современной медицины.
Коды формируемых компетенций: ОК 1-13
ПК 2.2-2.8, 3.1-33
28
Тема 3.1.
Моральные и
этические проблемы
проведения
клинических
испытаний и
экспериментов на
Содержание учебного материала
1."Нюрнбергский кодекс" и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке. Научная обоснованность осуществления эксперимента или испытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и "не навреди" при проведении биомедицинских экспериментов. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на
2 2

13
человеке и на
животных
человеке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по научным основаниям
(исследования с использованием плацебо). Терапевтические и нетерапевтические эксперименты.
Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследования.
Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное содержание. Моральный смысл обезболивания. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, использование культур клеток.
Практическое занятие
Экспериментальная медицина. Этические и правовые проблемы.
Определение эксперимента, медицинского эксперимента. Типы экспериментов. Цели медико- биологических исследований на людях, их виды. Международные документы, регламентирующие проведение медико-биоло-гических исследований. Требования, предъявляемые к экспериментам с участием людей. Права испытуемых в медико-биологических исследованиях. Особенности экспериментов на беременных и кормящих грудью женщинах, на лицах с психическими и поведенческими расстройствами, на заключенных. Контрольный этический комитет. Задачи, функции, структура, состав участников, полномочия. Особенности экспериментов на животных.
Допустимость, этичность, гуманность. Нормы защиты экспериментальных животных.
2 2
Самостоятельная работа
Работа с текстом ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Решение ситуационных задач. Составление памятки о правилах привлечения граждан к участию в медицинских экспериментах. Творческая работа малыми группами
2
Тема 3.2.
Социальные,
правовые и
этические аспекты
начала жизни.
Аборт,
Этический, моральный и правовой компоненты в вопросах репродуктивных технологий: искусственное осеменение, методы экстракорпорального оплодотворения и трансплантации эмбриона (ЭКО и ТЭ), суррогатное материнство. Бездетный брак. Основные моральные аспекты использования новых репродуктивных технологий: проблема выбора пола ребенка, судьба "избыточных" оплодотворенных яйцеклеток, социальное и правовое положение ребенка, проблема материнства при донорстве яйцеклетки и др. Общественная и правовая поддержка, взгляды
2 2

14
стерилизация,
новые
репродуктивные
технологии. представителей различных мировых религий на новые репродуктивные технологии. Роль медико- генетического консультирования. Предимплантационная диагностика. Правовой статус донора в репродуктивных технологиях (анонимность, согласие супруга донора и т.д.).
Методы и средства планирования семьи: контрацепция, стерилизация. Аборт: исторические корни, взгляд на проблему с точки зрения зарубежного опыта, церковных традиций различных конфессий, морали современного российского общества, существующей правовой практики. Роль врача в формировании мировоззрения пациентов (общества) на эти проблемы, ответственность медицинского работника в различных ситуациях. Пути решения возникших проблем: медицинская, социальная, психологическая компонента, государственная поддержка, роль негосударственных общественных фондов. Различные этические и правовые подходы общества и государства к проблеме аборта.
Практическое занятие
Этические проблемы современного регулирования репродуктивного здоровья человека
Религиозная мораль и регулирование репродуктивного здоровья. "Суррогатное материнство".
Ятрогенный риск при искусственном оплодотворении. Здоровье детей. Несовпадение биологического и социального родительства и проблема идентификации личности ребенка, право ребенка знать своих родителей.
Морально-этические проблемы пренатальной диагностики. Проблема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Морально обоснованный выбор в условиях неопределенности диагноза. Этические проблемы неонатологии.
Моральные проблемы установления критерия новорожденности. Этические нормы выхаживания недоношенных детей. Проблема эвтаназии новорожденных с тяжелыми пороками развития.
2
Самостоятельная работа:
Рецензия на фильм. Подбор материала по теме.
1

15
Тема 3.3.
Современные
биомедицинские
технологии и
этические проблемы
вмешательства в
природу человека.
Генная инженерия,
евгеника,
клонирование.
Этические и правовые проблемы медицинской генетики: наследственные заболевания, доступность, открытость и конфиденциальность в генетических исследованиях. Моральные проблемы получения и использования медико-генетической информации. Генная инженерия и правовые гарантии защиты личности от угрозы генетических манипуляций. Клонирование: за и против. Биоэтические и социальные вопросы, связанные с генной терапией: неприкосновенность частной жизни, принцип справедливости, равная доступность, качество. Евгеника и неоевгеника: история вопроса, проблемы современности. Методы "позитивной" и "негативной" евгеники.
2 2
Практическое занятие
Этико-правовые проблемы медицинской генетики и генной инженерии.
Правовое регулирование применения методов генетического контроля. Закон РФ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" (1996). Врачебная тайна в медико-генетическом консультировании. Клонирование. Определение и суть метода.
Возможные области применения. Причины негативного отношения к клонированию человека.
2
Самостоятельная работа
Подбор материала по теме. Решение ситуационных задач. Индивидуальные творческие задания.
1
Тема 3.4.
Правовые и
этические проблемы
ординарных и
экстраординарных
средств продления
жизни. Моральные
проблемы,
связанные с
реаниматологией,
эвтаназией и
трансплантологией.
Проблемы неизлечимо и хронически больных. Этика в онкологии и гериатрии. Отношение врача и пациента к боли. Качество жизни пациентов. Вопросы эвтаназии: этический и правовой компоненты, историческая справка. Виды эвтаназии. Эвтаназия за рубежом. Отношение в эвтаназии в нашей стране, правовое регулирование, ответственность.
Медицинская, социальная, психологическая поддержка больных в терминальной стадии. Права личности: «право на жизнь» и «право на смерть» как частный случай права отказа от лечения.
Хосписы и хосписные движения, «социальные койки» в медицинских учреждениях. Паллиативное лечение. Отношение к эвтаназии основных мировых религий.
2 2

16
Возможности клинической реаниматологии. Профессиональная, этическая, экономическая и правовая составляющие в деятельности врача-реаниматолога. Возможности изъятия органов после смерти для аллотрансплантации. Этические проблемы трансплантологии.
Практическое занятие
Этические проблемы реаниматологии и трансплантологии.
Тенденции коммерциализации в трансплантологии. Моральные ограничения на торговлю органами и тканями для пересадок.
Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти). Этика реципиента.
Моральные проблемы пересадки фетальных органов и тканей.
Этические проблемы трансфузиологии. Права, обязанности и ответственность доноров крови.
Права реципиентов крови.
Возможности и ограничения клинической реаниматологии. Различные кpитеpии смеpти. Смерть мозга: правила констатации. Возможность для врача не начинать реанимационные мероприятия и прекратить их.
2
Практическое занятие
Паллиативная помощь. Медицинская, социальная, психологическая поддержка пациентов в
терминальной стадии.
Медицинские и биоэтические предпосылки современной паллиативной медицины. Актуальные проблемы компетентности и профессиональной подготовки врачей и медсестер. История, философия и организационные принципы хосписа. Роль волонтеров. Поддержка близких уми- рающего больного. Проблемы и трудности развития служб паллиативной медицины в России.
Споры вокруг понятия "право на смерть". Качество жизни умирающего. Страх смерти.
Преодоление страха смерти как нравственная и психотерапевтическая задача. Этические аспекты лечения хронической боли. Ординарные и экстраординарные методы лечения. Начало и остановка
2

17 жизнеспасающего и жизнеподдерживающего лечения.
Самостоятельная работа
Работа с текстом Федерального закона Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов".Эссе «Этика реципиента»
7
Тема 3.5.
Этико-правовые
проблемы СПИДа.
СПИД: моральные проблемы. Кpаткая истоpия пpоблемы СПИДа. Мифы о СПИДе. Феномен "спидофобии". Отношение общества к больным. СПИД и нарушение прав человека. Ассоциации по вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией Этические проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией.
Специфика заболевания и контингентов заболевших. Нарушение традиционных основ медицинской этики.
2 2
Практическое занятие
СПИД: морально-этические проблемы.
Этическая и юридическая ответственность медицинского работника за ятрогенно возникшее ВИЧ- инфицирование. Меры по профилактике распространения СПИДа.. Риск заболевания СПИДом медицинских работников во время профессиональной деятельности и их социальная защита.
2
Самостоятельная работа:
Составление памятки для медицинских сестер о профилактике ВИЧ-инфекции.
Рецензия на кинофильм. Составление и решение ситуационных задач. Работа малыми группами.
2
Тема 3.6.
Эпидемиология и
этика.
Эпидемиология и права человека. Право на благоприятную среду обитания. Право на эпидемиологическую информацию, ответственность за эпидемиологическую дезинформацию.
Проблема защиты конфиденциального характера информации, получаемой в ходе эпидемиологических исследований. Право на возмещение ущерба в результате нарушения ги- гиенических нормативов, санитарных правил и т.д.
2 2

18
Инфекционные болезни как потенциальный источник социальной опасности. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Высокая эпидемиологическая опасность как основание недобровольной госпитализации инфекционных больных (чума, холера, дифтерия, полиомиелит и др.). Вынужденные ограничения прав человека в соответствии с законом. Минимизация ущерба при проведении профилактических и противоэпидемических мер.
Социокультурный контекст истории иммунопрофилактики. Понятие профилактических прививок..
Опасность заболевания инфекционной болезнью против риска поствакцинальных осложнений.
Добровольность и обязательность вакцинации. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. Морально-этические проблемы венерологии. Необходимость и допустимые ограничения анонимности в диагностике и лечении.
Самостоятельная работа
Составление памятки о профилактических прививках. Творческая работа малыми группами.
2
Тема 3.7.
Этика в психиатрии
и психотерапии.
Социокультурный контекст истории психиатрии. Антипсихиатрическое движение (60-70-е гг. XX века) в свете биоэтики. Морально-этические аспекты Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании " 1993 года.
Особенности психиатрии как медицинской дисциплины: некомпетентность многих пациентов, стигматизирующий характер диагноза и т.д. Гуманность, уважение человеческого достоинства лиц с психическими расстройствами. Отстаивание, защита законных прав и интересов ду- шевнобольных. Добровольность оказания психиатрической помощи. "Терапевтическое сотрудничество" с пациентом и его родственниками. Право пациента на согласие или отказ от предлагаемой психиатрической помощи. Специфика получения добровольного информированного согласия.
Специфика врачебной тайны в психиатрии (групповая психотерапия, разговоры о пациентах во внеслужебной обстановке и т.д.). Уважительное отношение к запрету недееспособного пациента
2 2

19 сообщать конфиденциальную информацию опекуну.
Определение понятия "злоупотребление психиатрией". Запрет при оказании психиатрической помощи осуществлять имущественные сделки с пациентом, вступать с ним в интимную связь и т.д.
Профессиональная независимость психиатра.
Самостоятельная работа
Анализ СМИ по теме. Индивидуальные творческие задания.
2
Практическое занятие
Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.
Понятие микро- и макроуровней распределения ресурсов. Специфика моральных проблем распределения ресурсов в различных системах здравоохранения (государственной, частной и страховой). Модель общедоступного, бесплатного здравоохранения: "за" и "против". Здоровье и рыночные отношения. Программа ВОЗ "Здоровье для всех". Врач как государственный служащий.
Пациент как пассивный "реципиент" распределяемой медицинской помощи в иерархической системе здравоохранения. Моральные проблемы справедливого распределения. Проблема кор- рупции во врачебной деятельности. Медицинская помощь и медицинская услуга.
Коммерциализация врачебной деятельности и ее влияние на моральный климат в медицине.
Пациент как клиент. Врач как "продавец" медицинских услуг. Конфликт между благом пациента и финансовой выгодой. Моральные основы медицинского бизнеса. Приоритет нравственных ценностей над экономическими интересами. Страховщик как посредник между врачом и пациентом. Активный пациент. Правозащитные организации и движения пациентов
Дифференцированный зачет.
2

20
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины не требует наличия отдельного учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор (интерактивная доска)
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или маркеры
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литератур
Основные источники:
− Федеральный закон (ФЗ) от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации»;
− ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
− ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
− ФЗ от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О лекарственных средствах»;
− ФЗ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
− ФЗ от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О радиационной безопасности населения»;
− ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения в
Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)»;
− ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
− Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 (с посл. изм. и доп.) «О донорстве крови и её компонентов»;
− Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 (с посл. изм и доп.) «О ветеринарии»;
− Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180-1 (с посл. изм. и доп.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

21
− Закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1 (с посл. изм. и доп.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»;
− Закон Российской Федерации от 28.06.1991 г. № 1499-1 (с посл. изм. и доп.) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
− ФЗ от 20.05.2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека».
Дополнительные источники:
1. Анощенкова, С. Согласие лица на причинение ему вреда в применение к ст. 122
Уголовного кодекса РоссийскойФедерации / С. Анощенкова // Уголовное право. – 2005. –
№ 5.
2. Дргонец, Я. Современная медицина и право / Я. Дргонец, П. Холлендер. – М. :
Юридическая литература, 1991. – 336.
3. Дубровина, Н. Рождённые in vitro / Н. Дубровина // Человек. – 1995. – № 3.
4. Евсеев, С.В. Медико-правовые аспекты оценки качества медицинской помощи: сравнение отечественной и зарубежной практики / С.В. Евсеев // Медицинское право. –
2006. – № 1 (13). – С. 39 – 43.
5. Крылова, Н.Е. Некоторые вопросы уголовной ответственности медицинского работника за заражение ВИЧ- инфекцией / Н.Е. Крылова // Медицинское право. – 2004. – № 3 (7). –
С. 36 – 39. Российская юстиция. – 2008. – № 3.
6. Покровский, В.В. ВИЧ-инфекция в России: прогноз / В.В. Покровский // Вопросы вирусологии. – 2007. – № 3.
7. Панов, А.В. О компенсации морального вреда / А.В. Панов // Здравоохранение. – 2003.
– № 9.
8. Пашинян, Г.А. Экспертиза профессиональных ошибок медицинских работников в гражданском судопроизводстве /Г.А. Пашинян, В.В. Жаров, В.В. Зайцев // Медицинское право. – 2004. – № 1 (5). – С. 37 – 41.
9. Рыков, В.А. Медицинское право: справочник в вопросах и ответах / В.А. Рыков // Серия
«Консультирует юрист». –
Ростов н/Д : Феникс, 2002.75. Сергеев, А.И. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе основных личных и социально-экономических прав человека и гражданина в России / А.И. Сергеев // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. –
2007. – № 4. – С. 29 – 31.
10. Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы / И.В. Силуянова. – М. :
Грантъ, 2001. – 192 с.
11. Шевчук, C.С. Некоторые проблемы правового регулирования применения искусственных методов оплодотворения /C.С. Шевчук // Юрист. – 2002. – № 9.
12. Широков, К.С. Согласие лица на причинение вреда его здоровью при трансплантации органов или тканей: условия правомерности / К.С. Широков // Правоведение. – 2008. – № 1. – С. 86 – 92.
13. Шкляев, У.В. Уголовно-правовая ответственность за причинение вреда здоровью при оказании медицинской помощи / У.В. Шкляев, В.Н. Савельев // Венеролог. – 2004. – № 1.
– С. 68 – 70.
14. Эльштейн, Н.В. Современный взгляд на врачебные ошибки / Н.В. Эльштейн //
Терапевтический архив. – 2005. – №8. – С. 88 – 92.
29. Эрделевский, А.М. Компенсация морального вреда, причинённого членам семьи умершего / А.М. Эрделевский //
Медицинское право и этика. – 2001. – № 3. – С. 26–27.
30. Юридический анализ профессиональных ошибок медицинских работников / В.В.
Сергеев и др. – Самара:Типография «Сокол-Т», 2000.
Интернет-ресурсы
Htth//www.bioethics.ru

22
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
Знания:
- истории биомедицинской этики;
- основных правил биомедицинской этики.
- основных этических документов профессиональных медицинских ассоциаций:
- «Конвенцию о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1997 г.)
- «Этический кодекс медицинской сестры»;
- прав и моральных обязательств медицинской сестры;
- прав пациентов;
- моральных норм внутри-профессиональных взаимоотношений;
- этических принципов проведения эксперимента на животных.
- существа моральных проблем медицинской генетики;
- существа моральных проблем трансплантации органов и тканей человека;
- сути морально-этических проблем, связанных с инфекционными заболеваниями и со СПИДом;
- особенностей морально-этических отношений в психиатрии,
- моральных основ предпринимательской деятельности в медицине.
Решение заданий в тестовой форме.
Формы контроля обучения:
домашние задания проблемного характера;
практические задания по работе с
оригинальными текстами;
– подготовка и защита групповых заданий
проектного характера;
- тестовые задания по соответствующим
темам.
Методы оценки результатов обучения:
мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового
знания каждым обучающимся;
– накопительная оценка
Умения:
- при разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов;
- защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий;
- защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов;
Решение заданий в тестовой форме.
Решение ситуационных задач.
Формы контроля обучения:
домашние задания проблемного характера;
практические задания по работе с
оригинальными текстами;
– подготовка и защита групповых заданий

23
- сохранять конфиденциальность;
- проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным;
- проявлять такт и деликатность при общении с пациентами и их родственниками;
- отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.
проектного характера;
- тестовые задания по соответствующим
темам
Методы оценки результатов обучения:
мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового
знания каждым обучающимся;
– накопительная оценка


написать администратору сайта