Главная страница
Навигация по странице:

  • Задача 1.

  • Задача 8

  • Задача 11.

  • Задача 14.

  • Задача 16.

  • Задача 19.

  • Задача 22.

  • Русский. ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Историколинвистическое расследование


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеИсториколинвистическое расследование
    АнкорРусский. ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.docx
    Дата24.08.2017
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусский. ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.docx
    ТипЗадача
    #19358

    Подборка по базе: Антонов А.В. 2004 Системный анализ (pdf.io)-1-28.pdf, Техника ипотечно-инвестиционного анализа10.docx, свод русский.docx, Психологический анализ личности обучающегося как субъекта совмес, ПОДГОТОВКА К АНАЛИЗАМ.docx, ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАН, Системный анализ МИР.docx, фитохимичекий анализ.docx, Сравнительный анализ состава и содержания мер Приказов ФСТЭК.ppt, swot анализ.docx

    ИСТОРИКО-ЛИНВИСТИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
    В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… (Н.  В  Гоголь)

    Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды. (В. М. Иллич-Свитыч)

    Бессмертие народа – в его языке. (Ч. Айтматов)


    d:\магистратура\лингвокультурология\owoyjxj9foc.jpg


    Задача 1. Почему мясо свиньи называется свинина, мясо курицы – курятина, а мясо коровы совершенно непонятно – говядина?
    Задача 2. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов.

    1. Что объединяет слова пломбир и фужер?

    2. Что общего между капором, капюшоном и капустой?

    3. Являются ли однокоренными словами луковка, лучник, излучина, лукавый?

    4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый?

    5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

    6. В чём сходство слов айсберг, кроссворд, маникюр, портфель, семафор, шезлонг?

    7. Нож – заноза; здоровье – дерево; бык – пчела. Являются ли слова в парах однокоренными?
    Задача 3. Докажите, что данные слова произошли от одного корня: задорный – придирчивый, вопрос – спрашивать, запирать – упорный, очевидный – черноокий, вздох – передышка, замок – отмычка.
    Задача 4. Докажите, что следующие утверждения ошибочны.

    1. СТУДЕНТ. Студенты всегда были очень бедные. Зимой и летом они ходили в одной и той же одежде. И поэтому в студеную зимнюю пору всегда ежились от холода. Такими они людям и запомнились. Вот почему их прозвали студенты.

    2. РИСУНОК. Когда-то в Китае изобрели бумагу. А так, как в этой стране всегда было много риса, то и первую бумагу делали тоже из него. И все, что на этой рисовой бумаге изображалось, называлось РИСунком.

    3. ТРУТЕНЬ. Один лентяй сел у плетня в солнечный день и стал изучать свою тень. Она показалась ему слишком черной, и он стал ее оттирать тряпкой. Когда его спросили, что ты делаешь, он ответил: «Тру». «Что?» «Тень. Тру тень». С тех пор лентяя так и прозвали – трутень!

    4. ТРУС. Когда-то в старину чужеземное войско напало на русский город. Все смелые воины вышли город оборонять, а двое испугались, разделись и бросились через реку вплавь к неприятелю сдаваться. А так, как они в трусах поплыли, их трусами и прозвали! Только ударение перепутали.
    Задача 5. Ответьте на вопросы.

    1. Как мороженое эскимо связано с эскимосами?

    2. Как жалюзи связаны с ревностью?

    3. Почему орехи называют грецкими? Ведь в Греции они не растут.


    Задача 6. Превратите волка в козу, изменяя в каждом последующем слове только одну букву. Реку – в море, ночь – в день, тесто – в булку.
    Задача 7. Решите задачу-шутку «И с той стороны, и с другой стороны».

    …Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», – говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня тоже называли таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай.

    Задумался боец. Может, Вы ему поможете?
    Задача 8. Почему написание слова свидетель является исторической ошибкой?
    Задача 9. Как доказать, что правильным является написание сватьба, а не свадьба?


    http://cs21.babysfera.ru/3/c/4/b/19358713.180764300.jpeg

    http://fishki.net/picsw/052013/31/post/taina/taina-0008.jpg


    Задача 10. В газете сообщалось о спасении танкера «Дружба народов». В заметке была такая фраза: Латвийские моряки, прибывшие к месту происшествия, с предельной аккуратностью приступили к откачке нефти, которую вёз танкер «Дружба народов», в танки своего теплохода.

    Какое значение имеет слово танк в этом контексте?
    Задача 11. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?
    Задача 12. В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он цвета?
    Задача 13. Вспомните пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

    Каков факт, таков и акт.

    Готовь лыжи летом.

    Мал городок, да дорог.

    Цыплят считают и зимой.

    Посадка в чужие сани уже объявлена.

    Когда в соседях согласья нет.

    Шайбы по весне считают.

    Проводили по одёжке.
    Задача 14. Что значит Казанская (Казанский) сирота? Почему в скобках, кроме прилагательного женского рода, дано прилагательное мужского рода?
    Задача15. Как произошла Ваша фамилия? Что обозначает Ваше имя? Почему Вас так назвали?
    Задача 16. В каких отношениях находятся слова рынок и базар?
    Задача 17. Почему то, чем оклеивают стены, называется обоями?
    Задача 18. Русское ли слово огурец?
    Задача 19. Вспомните и запишите как можно больше слов-перевёртышей типа боб, мим. Как Вы думаете, могут быть стихи-перевёртыши?

    Задача 20. Объясните разницу между словами

    1) черкешенка и черкеска;

    2) китаянка и китайка;

    3) кореянка и корейка;

    4) индус и индеец.
    Задача 21. Ответьте на вопросы.

    1. Какой иглой не сошьёшь рубахи?

    2. В каком магазине ничего не купишь?

    3. Что можно набрать, ничего не беря в руки?

    4. Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета?

    5. Что можно собрать без помощи рук?

    6. Можно ли считать, не пользуясь числами?

    7. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

    8. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?

    9. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?

    10. Что общего у слов дуга, бараний рог и три погибели?

    11. Есть ли у земли лицо?

    12. Говорят – искать по горячим следам. А может ли след быть холодным?

    13. Может ли горе быть … в жидком состоянии?

    14. Есть ли глаза у опасности? Правды? Смерти?

    15. Какое блюдо бывает в голове некоторых людей?


    Задача 22. Каково происхождение фразеологизмов: на деревню дедушке, двадцать два несчастья, человек в футляре?
    Задача 23. Названия каких известных Вам художественных произведений являются фразеологизмами или превратились во фразеологизмы?
    Задача 24. С какими словами спутали кировские абитуриенты в своих сочинениях выделенные слова?

    1) Когда свершилась революция, а потом началась гражданская война, Павел идёт на фронт отвоёвывать молодую Советскую власть, идёт отвоёвывать новую жизнь.

    2) Твёрдость и решимость в своих убеждениях свойственны Олегу Кошевому.

    3) Трагедия Чацкого заключается в том, что он, поднявшись над окружающими, почувствовав социальную несправедливость и став на борьбу с ней, был ещё очень одинок.


    http://cs543105.vk.me/v543105205/ba8/lvyxix4ta9w.jpg

    http://cs543105.vk.me/v543105205/b96/vddx83ubpgo.jpg


    Задача 25. Найдите каламбуры в приводимых ниже текстах:

    1) … Рита обрадовалась, что цветок этот Онежка находила уже несколько раз, ей же не повезло ни разу. Она даже по-латыни вспомнила название, не очень уверенно, но все-таки крикнула: «Леанта подиум! Эдельвейс! Ура! Эврика! Эврика!» Подошёл Андрей, поглядел: Э-э! Ври-ка! Обыкновенный бессмертник. (С. Залыгин. Тропы Алтая).

    2) Коля обращается ко мне: «А где твой прямой, непосредственный начальник? Куда ты его задевала? Гурьянов любит подшутить над Фёдором Марчиком, иной раз довольно зло. И я на его шутку охотно всегда откликаюсь. – Мой прямой, но посредственный начальник? – не задумываясь, отвечаю я. – А откуда я знаю, где он? (О. Кожухов. Ранний снег).

    3) Я не хочу тебя обидеть,

    Но всё-таки скажу:

    «Поэт!

    Чтоб сборник твой увидел свет,

    И свет в нём должен кое-что увидеть!» (Ц. Меламед. Вместо рецензии).
    Задача 26. На чём основана игра слов в приводимых ниже фразах?

    1) Здоровый коллектив консервного завода требовал, чтобы ему срочно поставили банки.

    2) Стоит ли малярную кисть обвинять в том, что она замазывает недостатки.

    3) Корень книги отнюдь не в её корешке.
    Задача 27. Что вызывает улыбку в приводимых фразах?

    1) Николая Балаболина я услышал лет 10 назад.

    2) Вообще в такой день (канун Нового года на фронте), как сказал мой начальник, «лучше перебдеть, чем недобдеть» (О. Кожухова. Ранний снег).

    3) А ну-ка повтори название одного харьковского учреждения: Хароблмебельметаллостройпромсоюз. (Б. Лео).

    4) Единожды приписавши, кто тебе поверит (В. Жемчужников).

    5) Он вечно дурит и шумит – колобродит,

    Острит, как плохой литератор,

    И если оратор от слова орать происходит,

    То он несомненно оратор. (А. Эртель. Смена).
    Задача 28. Выпишите только заимствованные слова: фиалка, пион, боярышник, гелиотроп, уют, ореол, маяк, сеанс, триумф, колея, реальный, патриот, киоск, изваяние, стадион, одеяло, силуэт, идеал. Как Вы определили, что выписанные вами слова заимствованные?
    Задача 29. Отредактируйте текст, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов. В случае необходимости обратитесь к фразеологическому или толковому словарю.

    1) Вася сделал визит на гору.

    2) Это произвело большое потрясение на Андрея Гавриловича Дубровского.

    3) Кто-нибудь из них мог сделать ему какую-нибудь услугу…

    4) Наши люди со всей отдачей сил трудятся на благо Родины, делают успехи в труде, они берут на себя обещания.

    5) Люди труда делают небывалые обязательства стране.

    6) Мне иногда совестно, что я не могу принести существенной помощи своей Родине.

    7) Какие трудности ни стояли на его пути, он сумел их побороть на благо народа.

    8) И в том бою старый солдат был убит как герой.

    9) Он всю жизнь мечтал сделать какой-нибудь подвиг.

    10) Приехал молодой солдат домой, и там его встретили хлебом да рожью.

    11) Кто к нам с мечом придёт, от меча и умрёт.

    12) Чернышевский не пал духом, не отложил оружия.

    13) Чехов показывает стремление главного героя Ионыча к накопительству. Ионыч только и думает о том, чтобы побольше накопить денежных бумажек.
    Задача 30. Отредактируйте текст, устранив неоправданные повторения слов. В случае затруднений обратитесь к словарям синонимов.

    1) Книга – это источник знаний. Она пополняет наши знания.

    2) Я очень люблю ухаживать за цветами. У меня дома много цветов: гладиолусы, гвоздики, астры, тюльпаны и много других. Любовь к цветам я приобрела в летнем лагере.

    3) Когда я была на первом курсе, мой брат увлекался музыкой. И мне тоже очень хотелось заниматься музыкой.

    4) Я очень люблю книги. Книги мне помогают в учёбе.

    5) Нам задают много практических заданий, и для любимых занятий почти не остаётся времени. Но всё же я нахожу для них время.

    6) Пересаживаю рыбок в аквариум. Рыбкам хорошо, и мне интересно. Я очень люблю наблюдать за рыбками. С рыбками мне никогда не скучно.



    d:\магистратура\лингвокультурология\2739892.jpg

    d:\магистратура\лингвокультурология\2739894.jpg


    написать администратору сайта