Главная страница
Навигация по странице:

  • Цветочное искусство древних цивилизаций

  • История флористики. Часть 2

  • Стиль барокко. Голландско-фламандский стиль

  • Английско-Григорианский период

  • История флористики России

  • История флористики с сайта. История флористики. Часть 1


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеИстория флористики. Часть 1
    АнкорИстория флористики с сайта.docx
    Дата24.06.2017
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория флористики с сайта.docx
    ТипДокументы
    #11058

    Подборка по базе: реферат история -118239.rtf, Практическое задание 2.5.1_ Методы и средства защиты информации , основная часть.docx, 3 часть егэ.docx, 3 часть егэ.docx, РЕФЕРАТ ЧАСТЬ 2.docx, Смирнова ВН МНМ-17 История.docx, 3 Махова ИСТОРИЯ РТ.docx, сөж ШАМЕТОВА сред. история КЗ.docx, сөж ШАМЕТОВА сред. история КЗ.docx.

    История флористики. Часть 1
    Искусство флористики широко представлено в мировой истории. Цветы давно использовались  для  украшения, а искусство аранжировки цветов восходит к древним культурам.  Раскопки останков, резьба по дереву, барельефы, гобелены, ковры, настенные росписи и многие другие материальные артефакты говорят нам, что цветы были принесены в помещение для наслаждения и всегда играли важную роль в жизни людей (см. рисунок 1-1) .   

    http://3.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/td_zzyzyr6i/aaaaaaaaerw/xpo3laqkqsy/s320/book_1-1.jpg


    Интересно узнать о способах использования или размещения цветов в  различных народах или в разные периоды времени.  Все цветочные дизайнеры  изучают   историю флористики. При  изучении различных стилей древнего и нового времени, вы получаете вдохновение, увеличивая ваш творческий потенциал и профессионализм.  Вы можете повысить свою осведомленность в этом искусстве, просто глядя на исторические картины, гравюры, гобелены, и других произведения искусства, а также изучая, какие цветы и листья были использованы, как цветы были собраны  в какой вазе.  Если интерьер виден или люди находятся в произведении искусства, обратите внимание на стиль и аксессуары в помещении, на одежду и прически лиц. Часто эти мелочи могут дать вам общее ощущение определенного стиля периода и поможет вам вспомнить различные типы букетов более эффективно, чем просто чтение исторических дат. Различные виды аранжировок часто называются по  периодам стилей, потому что они являются представителями определенного периода времени. 
     По мере приобретения знаний о  цветочных стилях и традициях прошлых эпох, вы сможете создать композиции, которые отражают неповторимое ощущение другого времени и места. Этот навык особенно важен, когда цветочные композиции должны согласовываться со стилем комнаты, или, возможно, являтся акцентом исторического музея или холла отеля.  Подлинность в форме, стиле, посуде, и типа цветов  будет повышать  целостность интерьера. Базовые знания в о стилях также будут укреплять ваш дизайн  и навыки, уверенность для цветочных выставок и конкурсов. 
    Эта глава  не исчерпывающая, но это даст вам прочную основу  исторических стилей. Здесь освещаются основные стили, которые оказывают влияние и способствовали флористическому  дизайна сегодня. 

    Цветочное искусство древних цивилизаций
    Останки многих древних культурах предоставили доказательства того, что люди всегда знали значение цветов и их использовали в помещении. Некоторые древние цивилизации дают нам четкие записи, как и когда  использовались  цветы. Другие предлагают только увидеть их флористическую историю.  Важнейшие флористические традиции и стили, которые произошли  от египетских, греческих, римских, и византийских периодов, каждый из которых предлагает значительные записи  о использовании цветов.

     Египетский период 
     История от драгоценных артефактов, настенных росписей, и барельефов, что датируются  египетским периодом, рассказывает о использовании срезанных цветов и листьев в качестве украшения. Большая часть результатов показывает, как древние египтяне использовали срезанные цветы: располагали цветы, листья и плоды в различные вазы. Как и в наши дни, цветы были на важных событиях в жизни и использовались во время религиозных церемоний, в декоративных целях в домашних условиях, и для личного украшения. 
    http://1.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/td_0k8ywmpi/aaaaaaaaer4/ecncjxc7tmq/s320/book_1-2.jpg
    Посуда была с широким горлышком, хотя многие из ваз были призваны держать цветы (рис. 1-2). Вазы, кувшины, чаши были изготовлены из различных материалов, включая керамику, золото, сланец, полированный алебастр, и темно-зеленый диорит.  Древние египтяне также изготовляли изделия из измельченного силиката, называемого фаянсом. 

     Цветочное искусство Египта было упрощенным, повторяющимся, и сильно стилизованным.  Цветы и плоды тщательно собирались в узор или орнамент, в результате чего появились  ряды. Основные цвета, красный, желтый и синий, были использованы  в цветочном орнаменте, как и другие яркие сочетания цветов. Цветок лотоса или водяной лилии, был цветком египетской богини Изиды и, следовательно, считался священным. Его обычно изображали в египетском искусстве, это можно проследить еще в 2500 г. до н.э. Цветы лотоса, почки часто оказываются в низкой чаше стройными рядами.  При этом особом  стиле, модель аналогичной цветочной группы - цветок, бутон и листья,  повторялось все в  согласии  по всему краю вазы. Известно, что чаши цветов были установлены на праздничные столы, используемые в благодарность  и честь. 

    Другие цветочные украшения включали  венки для волос, венки, гирлянды, и цветочные воротники. Для применения сегодняшнего египетского цветочного дизайна, материалы,  широко используемые у  египтян, можно найти в таблице 1-1.

    http://2.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/td_2_njwv_i/aaaaaaaaesi/4gdllsogjca/s640/tabl_1-0.jpg

     Греческий период
    Хотя многие вазы и емкости остались от греческого периода, как показано на рисунке 1-4, некоторые из них сделаны исключительно для держания цветов.  Скорее, цветы и лепестки были широко разбросаны по земле во время фестивалей и использовались для венков и гирлянд. Мы знаем из древних писаний, что цветы имеют важное значение в повседневной жизни людей; носить венки, венки на голове и гирлянды на шее было обычным делом.
    http://2.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tecmm4mc8ii/aaaaaaaaesq/acls_qr3_ds/s320/book_1-4.jpgДелались венки в качестве подарков и украшений, как для особых случаев (см. рисунок 1-5). Потому что венок был символом верности и преданности, он был удостоен чести спортсменов, поэтов, общественных деятелей, воина-победителя, и других героев. Гирлянды и венки  носили на свадьбах, для украшения интерьеров и экстерьеров домов, статуй и могил.  Венки были так важны для греческий образ жизни, что были написаны книги  о надлежащем этикете их ношения, а также о соответствующих цветах и листьях, их символике, а также о различных стилях. 

      

    http://3.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tecnznf-bki/aaaaaaaaesg/w2b6acml8rc/s320/book_1-6.jpg

    Рог изобилия, которые мы используем сегодня, был представлен из греческого периода (см. рисунок 1-6).  Первоначально он был помещен в вертикальном положении с цветами, фруктами и овощами. Рог изобилия сегодня обычно лежит на боку, содержимое его переполнено и проливается.  Как символ изобилия, рог изобилия, связан с щедрым урожаем осенью и благодарения. 
    Использование символических ветвей с  листвой, как показано на рисунке 1-7, происходит с времен греческого и римского периодов.

    http://4.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tecolpcdp7i/aaaaaaaaeso/rflr2tlxhje/s320/book_1-7.jpg
     Римский период
     В период римского венки и гирлянды были тяжелы и содержали многочисленные подробности. отдавалось предпочтение душистым цветам с ароматами. Цветы роз и лепестки щедро разбросаны на праздничных столах, на улицах и озерах во время фестивалей и церемоний. 

     Корзина смешанных цветов появились впервые в римской мозаике,  в настоящее время в содержится в  Музее Ватикана. Она показывает очаровательное сочетание розы, анемоны, тюльпанов, гвоздики и других цветов в восхитительном сочетание цветов и форм.  Это первое представление действительно натуралистического букета. 
     См. Таблицу 1-2 для получения списка всех стилей и цветочных материалов времен греческого и римского периодов. 

    http://4.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tecrjlw1lki/aaaaaaaaesw/tdotecyhfn4/s640/tabl_1-2.jpg

    Византийский период
     Цветочные стиль в византийский период, который берет свое название от города Византии Восточной Римской империи, очевиден из-за различных мозаик этого периода.

    http://1.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tecvgp_u3vi/aaaaaaaaes4/hywhhwswi3k/s320/book_1-8.jpgСимметричные, стилизованных  под дерево композиции  были на протяжении этого времени (см. рисунок 1-8).  Контейнеры были заполнены листьями и напоминали конические деревья.  Этот дизайн  выделялся по высоте и симметрии. 
     Цветочные традиции греческого и римского периодов продолжались, однако гирлянда была построена по-разному. Она часто делалась из узких полос цветов или фруктов, чередующихся с листьями, вилась по  спирали.

    История флористики. Часть 2

    Европейские периоды

    Есть несколько важных периодов в истории цветочного дизайна, которые повлияли на искусство в целом. Профессиональный флорист должен быть осведомлен о различных стилях и должен быть в состоянии воссоздать прошлое в искусстве флористики.  В этом разделе важные цветочные традиции и стили  времен Средневековья, Возрождения, Барокко и Голландско-фламандской период, период Французской, Английский и Григорианский период, викторианской эпохи. 

     Средневековье

    http://4.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teoebaujj3i/aaaaaaaaexo/p83v9rheot0/s400/book_1-9.jpg Очень мало известно о цветочном искусстве в средние века, в период времени между древней и современной европейской истории, с 476 до 1450 н.э. Мы знаем, что цветы, как дикие, так и в культурные, являются важной частью повседневной жизни и используется в пищу, напитки и лекарства. Душистые цветы  посыпали на земле, освежая воздух и использовались в венках и гирляндах для украшения и декора (рис. 1-9). 

    Ренессанс

    http://1.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teofn19ehzi/aaaaaaaaexw/1npvv4mrjk8/s320/book_1-10.jpgРенессанс относится к периоду после средневековья в Европе, начался в Италии в 14 веке. Ренессанс связан с возрождением и расцветом искусства. В течение этого периода времени, искусство представлено в  истории религии.  Цветы в вазах часто изображены на картинах, большое внимание было уделено цветочному символизму.Например, розы представляли   священную  и мирскую любовь. Белая лилия (Lilium candidum) была символом целомудрия и плодородия. Потому что она появлялась во многих картинах Благовещения, она вскоре стала известна как лилия Мадонны (рис. 1-10). 


    http://4.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teolwyxteji/aaaaaaaaeya/bxzu5on4bxy/s320/1-11-1-12.jpg
     Некоторые стили дизайна характерны для эпохи Возрождения. Одна ветка белой лилии в скромном кувшине,  прослеживается  по всему искусству этого времени, символизирующая целомудрие и плодородие (рис. 1-11). 
    http://4.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teol6wkdoyi/aaaaaaaaeyi/vtjlcnio0v4/s320/1-13-1-14.jpg Цветы также были поставлены в вазу, чтобы были видны только бутоны. Стебли прятались для создания массивнных, симметрично жестких, конические аранжировок (см. рисунок 1-12).  Хотя цветы, как правило, были расположены компактно, каждый цветок выделялся, что обусловливалось разнообразием использованных ярких цветов и форм.  Искусство делать венки и гирлянды продолжалось в этот периоде.

     В эпоху Возрождения, искусство аранжировки повторялось по образцу классических греческих и римских стилей, а также многие виды контейнеров используются для хранения цветов. Используются разработанные металлические контейнеры  с хорошо сформированной формой, горлышком (см. рисунок 1-13). Иллюстрированная по садоводству книга под названием  «Flora overo Cultura di Fiori», опубликованная в Риме в 1638 году, содержала рисунки контейнеров для расположения цветов (рис. 1-14). Одним из таких контейнеров была ваза со съемной крышкой, чтобы было удобно вставлять цветы в отверстия.  Обратите внимание, что аранжировка создана  из  различных цветов, поставленных «всеми бутонами наружу», образуя плотный, симметричный букет.  Подробным перечень типов конструкции, контейнеров и растительного сырья для эпохи Возрождения, см. в таблице 1-3. 

    http://1.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teoxkbrnrzi/aaaaaaaaeyy/f6ze2kr7ifm/s640/t_1-3.jpg
      

    Стиль барокко. Голландско-фламандский стиль
    http://2.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teomglaix8i/aaaaaaaaeyq/uc08pe0kuhg/s320/book_1-15.jpg Период после Ренессанса в течение 17 и 18 века в Европе назвали периодом барокко.  В этот периоде экономические условия резко изменились.  Поэтому искусство было уже не только для церкви, но и для знати. В результате, картины этого периода показывают использование  цветочных композиций в повседневных ситуациях, а не только в религиозных условиях. 
    Для этого периода характерны  композиции с изогнутыми, а не прямыми линиями, как показано на рисунке с гравировкой цветов в корзине (рис 1-15).  Интерьеры были фантастически декорированы с вмещали много аксессуаров.

    Флористические аранжировки, изображенные в картинах в стиле барокко, как правило массивны и переполнены.  Некоторые из них симметрично овальные, хотя многие отражают ритмической асимметричный баланс, как и в S-кривой, или кривой Хогарта, названной в честь английского художника Уильяма Хогарта, William Hogart. 
     Мы получаем наибольшее представление о стиле барокко с цветочных картин голландских и фламандских художников 17 и 18 веков. Многие художники Нидерландов и Фландрии (ныне Бельгия) бежали от волнений и религиозных преследований. Из-за религиозных реформ, которые имели место, творческое выражение стало реальностью для этих художников. Художники этого периода оставили в наследие большие смешанные цветочные аранжирки. 

    http://4.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teox0l32kvi/aaaaaaaaeyg/g2cnhidcgdk/s320/book_1-16.jpg

     Один из таких ранних художников, Амвросий (Старший) Босхарт, Ambrosius (the Elder) Bosschaert  (1573-1621), пожалуй, один из самых влиятельных художников в истории цветочной жанровой живописи. Одна из его известных картин (рис. 1-16) показывает  симметричную композицию, в которой каждый цветок четко представлен с небольшим перекрытием. Как Босхарт, большинство фламандских художников, таких как Ян (Бархат) Брейгель, Jan (Velvet) Brueghel (1568-1625), и даже Ян ван Хейсум, Jan van Huysum (1682-1749) годы спустя сочетали плоды, птичьи гнезда, раковины, насекомых и другие декоративных объекты на фоне этих щедрых букетов. Еще одной важной отличительной особенностью этого периода является большое разнообразие цветов в одном букете. Тюльпаны были частью многих букетов, так же как и розы, пионы, ирисы, лилии, маки. 

    Важно понять, что в действительности многие из этих ранних художников никогда не делали букеты, они рисовали с фактической модели.  Вместо этого, художники изображали составной букет из отдельных рисунков, визуализированном в уме, что объясняет, почему коротенькие цветы часто позиционируются высоко и цветы  всех сезонов находятся вместе. 
    До этого времени и в начале этой эпохи, используются для цветов общие контейнеры  бутылочной формы, кувшины (водные), а также другие обычные сосуды для ежедневного использования. С семнадцатого века с связи с  прогрессом, контейнеры для держания цветов стали более разнообразными по форме и изготавливались из стекла, терракоты (керамика), а также фарфора. Когда импортируемые китайские фарфоровые вазы в бело-голубых вошли в  моду во флористическом дизайне, голландские мастера разработали менее дорогие контейнеры, известные, как фаянсовая или фаянсовая посуда (названный в честь города в Нидерландах, где она возникла), чтобы заполнить потребность в этом популярном контейнере. 

    http://3.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teoyg5d6p_i/aaaaaaaaeyo/vief1n95kig/s320/book_1-17.jpg

    Художники позднего 18-го века передавали многие традиционные элементы дизайна, включая глубину, текстуры, формы, линии и цвета. В отличие от ранних картин,показывалась задняя часть и профили бутонов. Цветы были также перекрыты для еще большего ощущения глубины и пространства. Симметрично овальная форма  цветочной аранжировки в течение этого периода постепенно меняется к мягкому, асимметричный треугольнику, как показано на рисунке 1-17. 
    См. таблицу 1-4 с перечнем дизайна формы, типов контейнеров, цветов, листьев и аксессуаров распространенных в барокко, голландско-фламандском стиле.


    http://3.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teofi4ya2hi/aaaaaaaaey4/v3o54tkbml0/s640/t_1-4.jpg

    пятница, 23 июля 2010 г.

    История флористики. Часть 3


    Французский период

    http://4.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teedov8zh_i/aaaaaaaaecu/kul8gh5mchq/s320/book_1-18.jpg Французский период, известный также как Великая эпоха, процветала в течение 17 и 18 века во Франции. Связана с придворной жизнью, начиная с Людовика XIV Франции и продолжается его многочисленными наследниками.  Хотя влияние голландско-фламандского периода было очевидно, большинство цветочных композиций делалось во французском стиле, с упором на классические формы, изысканность и элегантность (рис. 1-18), по сравнению с чрезмерной  пышностью из голландского - фламандскиого периода. 
    В течение этого периода искусства барокко выражало великолепие и роскошь аристократии.
     Цветочные композиции, обычно собранные веером и массированные, часто используются в качестве декоративных акцентов в интерьере (рис. 1-19). Дизайн был большой по масштабам и массивный по цветам, но аранжировка не были чрезмерной, яркой, или слишком массивной. Французский стиль в целом можно охарактеризовать как имеющий отличительные черты в  форме веера или треугольника с изогнутыми стеблями. 

    Некоторые типы сосудов были популярны на протяжении большого периода (см. рис 1-20). Как правило, вазы были очень богаты, давая чувство элегантности со вкусом экстравагантности.  Типы контейнеров, цветы, и все характерные французские стили, см. таблицу 1-5.

    http://2.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teehvstcwyi/aaaaaaaaec0/itsezo0o1wq/s640/1-19-1-20.jpg

    http://1.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teeimhst1fi/aaaaaaaaec8/glvhadqwnqy/s640/table_1-5.jpg

    Английско-Григорианский период

    http://4.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teeko9cxaii/aaaaaaaaedc/-mm0ttnlifi/s320/book_1-22.jpg

    Эпохи барокко в Англии в 18 веке часто называют английский-григорианский, или просто григорианский период, названный в честь английских королей, Георг I, II и III. 
     Здесь мы находим  многочисленные замечания о важности аромата цветов. Духи был первой предпосылкой для букета, ибо считалось, что их духи  избавляли воздух от заразных и инфекционных заболеваний. Для того чтобы иметь душистые цветы всегда рядом, чтобы защищаться от эпидемии, англичане создали букет цветов, небольшой ручной букет со сладким ароматом. Букеты также дали освобождение от запахов антисанитарных окрестностей в обществе, близкие к  современным стандартам для купания и чистоты. Эти маленькие ручные букеты часто называют тусси-мусси (tuzzy-muzzy). Слово "tuzzy" относится к старому английскому слову -  для узла цветов. 

     Эти маленькие ароматные букеты были впервые использовались исключительно для аромата, но вскоре стали модным трендом.  Женщины этого периода носили цветы в волосах, на шее, или на их платьях, либо на талии или плече, или в платье с декольте (декольте и верхнем платье с большим вырезом на голой шее и плечами). 

    http://4.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tenaqsuwymi/aaaaaaaaejm/yldacm1uqv0/s400/1-24-1-25.jpg Большинство английский-григорианских аранжировок носили формальный характер, были симметричны, плотными, часто с большим количеством цветов (рис. 1-22). В течение этого периода, был введен  обычай наполнения  камина в гостинной с цветами в месяцы, когда не нужно тепло. Контейнер, установленный на камин, был вызван горшок веток (bough pot). 
     Цветы были собраны в разнообразные контейнеры. Веджвуд (назван в честь английского гончар Иосий Веджвуд, около 1759), тонкая  керамика,  популярная в  этом периоде, отражается в английском вкусе древних греческих и римских конструкций. Веджвуд-контейнеры были изготовлены для держания цветов, во многих из них были сделаны специальные отверстия, которые и служили для держания стеблей  цветов, сохраняя форму четкой  и правильной (рис. 1-22). 


    Англичанам  часто приписывают введение миниатюрных аранжировок - несколько цветов в  вазе (рис. 1-24).  Несмотря на невеликость, эти изысканные аранжировки включали широкий спектр цветов,  характерных для больших букетов. Многие историки предполагают, что англичане были первыми, кто использовал официальные  украшение в центре, как мы делаем сегодня (рис. 1-25). См. Таблицу 1-6. 
    http://4.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/teelqap1_qi/aaaaaaaaeds/v2zptlqoo5s/s640/tabl_1-6.jpg

     



    Викторианская эпоха

     Викторианская эпоха была названа в честь королевы Виктории, правившей в Англии с 1837 по 1901 год.  За это время, были разработаны разнообразные архитектурные стили мебели, носящих ее имя.  Интерьеры викторианской были обильно декорированы  тяжелыми цветочными узорами.  Некоторые историки предполагают, эта эпоха сделала наиболее значительный вклад в использовании растений и цветов в повседневной жизни. 

     Это время большого энтузиазма для цветов, растений и садоводства;эпоха  играет важную роль в истории флористики, поскольку флористический дизайн тогда изучали и признавали в качестве искусства. Факт в том, что записи викторианской эпохи впервые пытались установить правила для аранжировки цветов. Появились в распространении журналы и книги об искусстве аранжировки цветов. Многие серьезно изучали техники цветочной аранжировки. Общество требует, чтобы образованная молодая девушка умела не только делать аранжировки из цветов  и тусси-мусси, но и растить, сохранять, сушить под прессом,  рисовать цветы.  Другая часть времяпрепровождения включала искусственные цветы из прочих материалов, как воск, перья, волосы, ткань и бисер. 

     Цветочные композиции викторианского стиля в целом можно охарактеризовать как группировки больших масс цветов, листьев и трав вместе, чтобы создать компактную конструкцию с несколькими пустотами, отсутствие очевидного центра внимания. Как правило, эти аранжировки были круглой или овальной формы. Использовались цветы на коротких стеблях, как правило, плотно размещались  в контейнерах. Впечатление о композиции  викторианского стиля из цветов передает одна из картин того времени, с обильным количеством цветов, выливающихся из вазы (рис. 1-26). 

    http://2.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tem4t28hz3i/aaaaaaaaeik/zftryrntgsg/s640/1-26-1-27.jpg

    Контейнеры типичного викторианского периода были очень нарядными и эффектными (рис. 1-27). Были использованы контейнеры всех форм и материалов. 
    В викторианскую эпоху язык цветов был вдумчиво и внимательно изучен. Букет, представленный в  английско-григорианском периоде достиг огромной популярности. Молодой человек мог принести  леди  букет цветов с романтическими сведениями, намекая на символическое послание через цветы. Викторианской дамы появлялись на официальных приемах с  букетами свежих цветов. Эти деликатные букеты используются не только как освежители воздуха,  цветы и листья передал специфику хорошего настроения. 
     Хотя эти букеты были в моде, они были недолговечны и громоздки при приеме пищи или танцах.  Для преодоления этих проблем, был изобретен держатель для цветов  (рис. 1-28).  Ручка портбукетницы  была сделана из различных драгоценных металлов, стали и сплавов.  Другие материалы, используемые для держателей,  это слоновая кость, стекло, окрашенный фарфор, янтарь, панцирь черепахи, и перламутр.  Портбукетницы часто украшенны драгоценными камнями, жемчугом, и малых зеркал, с выгравированными данными о разработке конструкции (см. рис 1-29 и 1-30). Многие держатели имели  2 маленьких кольца: одно было кольцо на палец, а другое для аранжировки цветов. 

    http://3.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tem5ffpflai/aaaaaaaaeis/vopgihi5jcq/s640/1-29-1-32.jpg

       

    http://3.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tem9vjr3cyi/aaaaaaaaei8/xumbmafcziw/s320/1-32.pngЦветы были собраны, а затем связаны, завернуты в сырой мох,  поставлены в портбукетницу. Большинство портбукетниц использовали для фиксации букета длинную булавку,  которая проходила через отверстие в держателе сквозь связанные стебли,  выходила в  дырочку на противоположной стороне,  часто закрывалась с помощью винта. 
    http://1.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tem9jjzpiwi/aaaaaaaaei0/wkom_7wjmue/s320/1-31.jpg Два основных типа аранжировок букетов - официальных и неофициальных - помещались в держатель.  Формальный стиль -  концентрические ряды цветов с розой или другими душистыми цветами, с  символическим бутоном в центре. Другой стиль носил неформальный характер, с более случайным смешиванием ароматных цветков. 
     Портбукетницы были изобретены для хранения и сохранения  свежести цветов, в это время их носили как женщины, так и мужчин. Цветы носили в декольте, помещались в нагрудные бутылки, сохраняя цветы свежими и красивыми (см. рис 1-31 и 1-32).  Малые бутылки собирали крошечные букетики цветов для ношения  мужчинами. Для частичного перечня типов конструкции, типов контейнеров, популярных цветов и аксессуаров викторианской эпохи, см. таблицу 1-7.
      

    http://1.bp.blogspot.com/_qjhp_s-9zqu/tem-eym-spi/aaaaaaaaeje/dytoh9052sq/s640/table_1-7.jpg

    История флористики России

    Я просто нашла захватывающий материал о истории флористики России и смежных государств, решила поделиться с вами. Увлекательно интересно проследить зарождение флористики как искусства - через росписи предметов быта, через резьбу и вышивку, через картины художников. Это поможет понять флористику разных эпох и использующиеся цветы и растения.


    На территории нашей страны одним из наиболее ранних памятников культуры, свидетельствующем об умении использовать цветы, является всемирно известная пектораль (рис. 12), относящаяся к IV в. до н. э.
    http://4.bp.blogspot.com/-ngcz7f07xja/tcysgy9ujyi/aaaaaaaavq4/wkkhl7x_l0c/s320/%25d1%2580%25d0%25b8%25d1%2581%25d1%2583%25d0%25bd%25d0%25be%25d0%25ba.jpg


    На ней изображена триада: небо, земля, человек. Средний пояс, символизирующнй землю, содержит изображения цветов и побегов, листьев и птиц. В орнамент художник включил пять видов стилизованных цветов, три вида декоративных листьев по спирали из проволоки, которые также использованы как весьма вырачительные ком позиционные элементы. Обращает на себя внимание композиция из пяти листьев аканта, всходящих от одной точки, являющихся художественным фокусом. В ней нет полной симметрии, листья красиво изогнуты, отличаются по орнаменту. Композиция кажется объемной.

    Аналогичный декор имеет и относящаяся к этому же периоду серебряная амфора из кургана «Чертомлык».

    Растительный орнамент на мегарской чаше (III—II вв. до н.э.), найденной а Восточном Крыму, имеет удивительно красивые линии (рис. 13). 
     

    С принятием христианства на Руси усилились влияние византийской культуры. Как считает доктор филологических наук И. Волков. «Русь не просто заимствовала высокоразвитое искусство Византии, но подхватила его, когда оно начало уже клониться к закату, и качественно обновила, обогатив собственной традицией».

    Начиная с XII в. на окладах икон и церковных книг преобладает повторяющийся изящный орнамент из хрупных цветов на вьющемся стебле. Подобные цветы встречаются в византийской и грузинской торевтике и в заставках рукописей. Вдохновить человека на создание таких украшении могла только природа. Очарованный ее красотой, он внимательно изучал и стремился использовать закономерности, лежащие в основе этой красоты.

    Из XII в. дошел до наших дней растительный орнамент в рельефах Дмитриевского собора во Владимире. Простейшая форма состоит из трех веток и постепенно усложняется — число ветвей доходит до тринадцати. Искусствоведы склонны истолковывать их как изображения «Древа жизни».

    Изящным растительным орнаментом расписаны интерьеры сооружений Московскою Кремля (XV—XVI вв ).

    Одним из лучших произведений ювелирного искусства годуновского времени является «Потир» (Москва, 1597). Сосуд покрыт удивительно легким растительным орнаментом, виртуозно наведенным гравировкой и чернью, эта работа свидетельствует о высокой культуре использования растительного мотива в композиции и перекликается с росписью интерьеров палат Московского Кремля.

    Изысканность растительного орнамента восточных мастеров этого периода может проиллюстрировать хранящееся в Харьковском историческом музее (ХИМ) снаряжение русского воина XVI —XVII вв. Боевой шлем покрыт выбивным растительным орнаментом. С четырех сторон вставлены медальоны, на каждом из которых помещены композиции из цветов. 

    В России в XVII в. основная масса жилых построек была деревянной. Единственный декор интерьера -- резьба на дверных косяках, столбах и скамьях. Все формы исключительно целесообразны и художественно осмыслении.

    В ХVII в дома отделывают снаружи резными наличниками, столбами, крыльцами, галереями, кронштейнамм и водостоками.

    Для дворянско-боярских палат, имевших значительные размеры и богатое убранство, подходили цветы в высокой вазе, распространенные в то время и Западной Европе. В народном жилище с появлением кирпичных печей и окон создались благоприятные условия для содержания комнатных растений на подоконниках.

    Цветы и цветочный орнамент широко применяются для отделки предметов быта. Достаточно упомянуть сольвычегодские серебряные чаши, ларцы, а также изделия московской мастерской: братины, стаканы, сундуки. Интересны рукомой с тазом и чайник (хранятся в фондах ХИМ), покрытые богатым цветочным орнаментом.

    Цветочные композиция использовались в оформлении книг. Примером могут служить заготовки и концовки в старинных книгах, изданных на Украине, в «Литовском Уставе» (1683) н «Ирмологионе» (середина XVIII в.). На рис. 14 приведена концовка из «Литовского Устава». В вазе на высокой ножке, похожей на бокал, художник изобразил композицию нз различных цветов. Все они имеют красиво изогнутые стебли. Среди цветов мы видим гвоздики и очень модные эго время тюльпаны. Два тюльпана помешены в нижний сосуд-подставку. Здесь же две ромашки без стеблей, зрительно утяжеляющие нижнюю часть вазы и создающие тем самым впечатление устойчивости.

    http://3.bp.blogspot.com/-z3zmpgnqc0s/tcbjnxi4edi/aaaaaaaavrg/sjl9rmvnuuy/s320/fullscreen+capture+582011.jpg

    На рис. 15 показана заставка из «Ирмологиона». Она выполнена в двухцветной гамме — приглушенного красного и светло-зеленого колеров и заключена в рамку светло-зеленого цвета. В композиции использована горизонтальная симметричная компоновка, вызываюшая чувство покоя. Цветы стилизованы, форма их характерна для народных росписей.

    Зрительным фокусом композиции является ваза красного цвета.

    http://3.bp.blogspot.com/-my4nts6ezoe/tcbiyzhxbni/aaaaaaaavrc/utvdcjl0bmk/s320/fullscreen+capture+582011+94525+am.jpgНачиная с XVII в. цветочные композиции широко используют для украшения стеклянных штофов (рис. 16). Чаще всего это один или несколько цветов на красиво изогнутом стебле с листьями. Следует отметить, что мастера XVII в, как правило, не придерживались симметрии и точности в орнаменте, что, несомненно, оживляло его. К концу века растительный орнамент теряет отвлеченный характер. Легкие изгибы стеблей и форма венчающих их цвегов становятся все более естественными.

    В Ярославле складывается оригинальное направление в живописи. Художники будто заново открывают очарованние мира. Их все восхищает. На иконах XVII в. святые изображены в одеждах из тканей, покрытых красивым цветочным узором. Цветочный узор широко применяется и в росписях церквей.

    http://1.bp.blogspot.com/-kotvvg5s9mg/tcytxv9iyli/aaaaaaaavq8/vv1aiaafh_a/s320/%25d1%2580%25d0%25b8%25d1%2581%25d1%2583%25d0%25bd%25d0%25be%25d0%25ba_4-1.jpgМы не имеем возможности даже просто перечислить все росписи с цветочными орнаментами и композициями, укажем лишь на роспись Рилюложсвского придела церкви Ильи Пророка, которая перекликается с подризницами, хранящимися в Черниговском историческом музее (ЧИМ) - рис. 17. Вышитые букеты из стилизованных цветов почти симметричны, однако симметрия не строгая. Все композиции исходят из одной точки, каждый цветок имеет свое место и хорошо просматривается.

    http://4.bp.blogspot.com/-daf6kwrm4wu/tcytxz-qwfi/aaaaaaaavra/-vmq0e2mrpc/s320/%25d1%2580%25d0%25b8%25d1%2581%25d1%2583%25d0%25bd%25d0%25be%25d0%25ba_4-2.jpg 
    Уникальные казацкие пороховницы хранятся в фондах ЧИМ. Давайте представим себе казака, который может ударом сабли разрубить вражеского всадника, выдержать пытки каленым железом, казака, который, казалось бы ожесточился и бесконечных сражениях и огрубел в дальних походах. А он в свободную минуту присел в тени и заостренным предметом процарапывает на своей пороховнице милые сердцу цветы, которые напоминают ему о доме, родных (рис. 18). Невольно возникает вопрос, а не профессиональный ли гравер украшал пороховницы? Давайте посмотрим на серебряную пластинку ленчика седла (рис. 19) и сравним ее с пороховницами. Орнамент на ленчике выполнен ремесленником к резко отличается от рисунков на пороховницах, причем ни один из фрагментов рисунка не повторяется. Пороховницы изготовлялись из материала, который был под рукой у казака, — рога, кости, кожи или высушенного бычьего пузыря.

    Конечно, рог и кость не боялись влаги и им отдавалось предпочтение.

    В заключение отметим, что иа Украине издревле существовала традиция расписывать степы домов, а затем и печи цветами. Эту традицию, как память о доме, казаки перенесли и на свои боевые доспехи.

    В XVIII в. во время царствования Петра I Россия начала очень многое заимствовать на Западе. Манерно вычурному интерьеру того временя как нельзя лучше соответствовали причудливые композиции, как бы повторяющие растительный орнамент стен и потолков. В одной композиции применилось множество цветов, которые дополнялись пестрыми перьями павлинов, страусов и других птиц (рис. 20). Иногда в композиции появлялись чучела птиц, использовались фонтанчики, зеркала и другие предметы. Широко применялись ленты, шнуры, плетеные корзинки, рога изобилия.

    Хаотичность компоновки можно иллюстрировать ювелирными изделиями того времени, выпяченными мастером Позье (Петербург, 40-е годы XVIII в ) Даже на портретах Ф. С. Рокитова изображены прикрепленные к платью очень крупные бутоньерки с бантами. И только на стеклянных изделии можно встретить изящные композиции.

    Цветы в вазах аранжировали строго симметрично относителльно вертикальной оси. В композиции часто создавались различные символические формы в виде сердечка, подковки, яичка, лиры. Иногда применялись луговые цветы, колосья, ягоды.

    Для второй половины XVIII в. особенно характерна неразрывная связь архитектуры с пейзажем. Устройство больших окон позволяло «связать» интерьер комнаты сокружающим парком, сделать его естественным продолжением жильища. Пейзаж наполнял дом светом, красками, создавал ощущение простора. Цветочными композициями расписывали стены домов зажиточных слоев населения. Характерной является роспись в «Доме Путятиной» (г. Москва, ныне помещение Музея искусств народов Востока). Сохранившиеся фрагменты показывают, что, помимо композиция в вазах, уже использовались настенные композиции с ампельными растениями в кашпо.

    Начало XIX в. ознаменовалось разгромом войск Наполеона. В России наблюдается подъем национального самосознания. Свидетель этих событий А. С. Пушкин так описывает их в повести «Метель»: «Время незабвенное! Время славы и восторга. Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любой к государю!».

    Этот подъем вызвал переосмысление пришедших с Запада идей, наполнение их новым, национальным содержанием. В архитектуре это нашло свое отражение в русском классицизме, в изобразительном искусстве — в появлении демократической, идейной, реалистической живописи, в психологическом портрете, а в музыке —в создании русской национальной оперы и т. д.

    В это время складывается тип русской провинциальной усадьбы, отличающейся лиричностью, покоем, естественностью и простотой. Меблировка очень скромная, размещение мебели традиционное — вдоль стен. Украшении развешаны по стенам на разных уровнях и в довольно большой количестве. Занавески, гардины н портьеры отсутствовали Для цветов использовались специальные подставки — тумбочки или небольшие столики. Цветы в вазе размешались естественно и просто, подобно тому, как они растут в природе. Так складывался в России стиль, названный позже «природным». Основой его было стремление подражать природе. Крупные цветы располагали у горловины вязы, потому что так они располагаются на стебле — внизу. Над ними — более мелкие и на самом верху — бутоны. В природе каждый цветок имеет свое место. Как правило, он отделен от другого свободным пространством или зеленью, что усиливает восприятие его красоты. Естественность композиции подчеркивалась сочетанием цветов с чучелами птиц, бабочками, насекомыми на цветах, каплями воды, ветвями. камнями.

    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/28/380/28380790_1215158839_fp_tolstoy_buket_cvetov_babochka_i_ptichka_1820_tret_yakovskaya_galereya.jpg

    Кроме натуралистичности, для природного стиля характерны задушевность, простота и искренность, что отвечало идеалам передовой русской интеллигенции. В качестве примема сошлемся, в первую очередь, на акварель Ф П. Толстою «Букет цветов, бабочка и птичка» (1620). Композиция пропорцинальна и гармонична, она завораживает зрителя простотой, правдивостью н лиричностью, надолго приковывает внимание Хочется рассмотреть каждую деталь, насладиться ее очарованием. Радостное, оптимистическое настроение передается зрителю. К этому же периоду относятся работы П.И. Федорова «Букет» и И.Ф. Хруцкого «Натюрморт с цветами» (1839).


    В фондах Государственного русского музея (г. Санкт-Петербург) хранятся очень интересные для нас картины, характеризующие отечественную цветочную композицию в XIX в. Это натюрморт П. Потатуева «Цветы и фрукты» (1845). Цветы помещены в керамическую вазу с рельефным декором. Высота цветов равна высоте вазы.

    В натюрморте В. А. Голике «Фрукты и цветы» (1832) цветы в стакане занимают небольшую площадь. Композиция состоит из трех линий, образуемых ветками примул. Они расположены под разными углами к вертикали: А - под утлом 10° В — 30° а С — 90°. В зрительном фокусе помещен раскрывшийся тюльпан. Натуралистичность подчеркнута тем, что у тюльпана уже упал один лепесток.

    На картине неизвестного художника «Женский портрет» (40-е гг. XIX в) на столике изображена очень скромная композиция » бокале: две розы с бутонами и анютины глазки. Она несет смысловую нагрузку, помогая раскрыть характер изображенной женщины.

    Хранится в фондах и еще один натюрморт И. Ф. Хруцкого—«Цветы и фрукты» (дата создания точно не установлена). В керамической вазе палевого цвета с рельефным охотничьим декором помешено девять различных цветов. Вправо вверх устремлена массивная ветвь розы, которая неожиданно обрывается - роза срезана. Этим приемом художник подчеркнул натуралистичность изображаемой композиции.

    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/28/421/28421615_1215204175_ivan_nikolaevich_kramskoy_buket_cvetov_floksuy_1884_gtg.jpg

    Очень интересен натюрморт И. Н Крамского «Букет цветов. Флоксы» (1884). В темно-синей фарфоровой вазе с ручкой помещены разноцветные флоксы. Высота цветов не превышает половины высоты вазы. Зеленые листья прикрывают ее верх, справа и слева свисают растения, образуя легкие линни. Художник предвосхитил самую модерновую композицию современной Японской школы Корю.

    Об интересе к цветам в русском обществе можно судить по тому, что в 1830 г. вышла книга поэта Д. П. Ознобишина «Селам, или язык цветов» (смотреть больше на другом ресурсе).

    Скромные и лиричные букеты, подобные описанным, в первой половине XIX в. изображали на русских шалях и платках (коллекция их хранится в Государственном историческом музее в Москве), на коврах, фарфоровых изделиях (Императорский фарфоровый завод, завод братьев Корниловых, завод А. Попова и др.) И в ювелирных работ упомянем характерную для природного стиля работу «Золотые колосья и васильки» (Россия, Петер Карл Фаберже, 80-е гт. XIX в.).

    http://1.bp.blogspot.com/-_8thtqszeiq/tcytyhlmg0i/aaaaaaaavri/7kaj0kjk6jm/s320/%25d1%2580%25d0%25b8%25d1%2581%25d1%2583%25d0%25bd%25d0%25be%25d0%25ba_7-1.jpgВ композиции всего два колоска и два василька, но какая графическая четкость линий, сколько поэтичности, скромности и нежности. Жизнелодобие подчеркивается «преломлением» стебля в стакане из горного хрусталя, будто бы наполненного водой.

    Упомянем еще ширму, изготовленную на Петербургской гранильной фабрике (конец XIXв.) В медальонах — букеты цветов из уральских самоцветов (рис. 21). В каждом букете всего несколько цветов, но их расположение, умелое использование, аранжировочной зелени придают ему неповторимое очарование.

    Советский искусствовед А. К. Чекалов прекрасно охарактеризовал национальные особенности жилища восточных славян. «Величавая эпичность в древности, яркая праздничность в народном интерьере позднего времени, монументальная патетика дворцов XVIII в. и поэтичность сельских усадеб эпохи Пушкина, «задумчивая грусть» тургеневских дворянских гнезд и щемящая душу тоскливость чеховских домов с мезонинами, расписные терема хустодмевских купцов к светлая простота рабочих кабинетов, где рождались лучшие творения русской культуры все это так или иначе национально и своеобразно». Именно в этом заложены корни русского национального букета, выражающего простоту, искренность, гражданственность и поэтичность народа.

    По материалам Н.П. Табунщиков "Аранжировка цветов"


    написать администратору сайта