Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛОГИКА. ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ. Учебно-методическое пособие

  • ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Предмет и значение логики

  • Задания для самостоятельной работы

  • Методические указания Слово «логика»

  • Задание для самостоятельной работы

  • 2. Перекрещивающимися

  • 3.

  • В

  • Несовместимыми

  • 2

  • 3

  • А

  • Логика Теория аргументации. Контрольные вопросы для проверки усвоенных знаний, тесты, список рекомендуемой литературы. Предназначается для студентов всех специальностей очного обучения


    Скачать 349 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы для проверки усвоенных знаний, тесты, список рекомендуемой литературы. Предназначается для студентов всех специальностей очного обучения
    Дата01.03.2019
    Размер349 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛогика Теория аргументации.doc
    ТипКонтрольные вопросы
    #55108
    страница1 из 2

    Подборка по базе: «Физика пласта» Вопросы.doc, физика пласта вопросы+ответы.doc, «Физика пласта» Вопросы-2536923579-46592.doc, коллоидная химия вопросы.doc, аграрное право вопросы с ответами.doc, Теоретические вопросы к экзамену по ПМ 03.docx, Вневерсионные и общеверсионные вопросы и обстоятельства.docx, ответы на вопросы.doc, Экзаменационные вопросы по Аналитической 1111химии (4).docx, ответы на вопросы по антимонопольному праву.docx.
      1   2

    87. 4 я 73 № 5516

    Л-694


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Инженерно-технологическая академия

    ЛОГИКА.

    ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ.

    Учебно-методическое пособие

    Для студентов очного обучения всех специальностей

    Таганрог

    Издательство Южного федерального университета

    2016
    ББК 87 4я 73
    Шипелик О.В. Логика. Теория аргументации: учебно-методическое пособие. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 48 с.

    В учебно-методическом пособии содержатся планы семинарских занятий с методическими указаниями, а также контрольные вопросы для проверки усвоенных знаний, тесты, список рекомендуемой литературы. Предназначается для студентов всех специальностей очного обучения.
    Рецензент Тимошенко Т.В., канд. филос. наук, доцент кафедры философии ИТА ИУЭЭС ЮФУ.

    ВВЕДЕНИЕ

    Целями освоения дисциплины «Теория аргументации и основы риторики» являются: развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умение логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения, овладение приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога; подготовить выпускников вуза к успешному общению в различных сферах.

    Задачи: сформировать представление у студентов о логической форме, дать представление о видах понятий, их содержании, объеме, определении, делении, ограничении и обобщении, логических законах; научить культуре анализа, общения; приобрести навыки перевода высказываний естественного языка в логически корректную форму; восстановления энтимем, построения доказательств, нахождения логических ошибок, ловушек языка, логических парадоксов, навыки убеждения, а также применения социально-психологических аспектов аргументации.

    Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости и последовательности рассуждения. Логическая культура не является врожденным качеством. Обрести ее можно только при условии знакомства с основами логической науки.

    Систематическое изучение логики – один из наиболее эффективных способов развития абстрактного мышления. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий. Логика помогает отделить главное от второстепенного, критически воспринимать различные определения, подбирать правильные формы доказательств истинных суждений и опровержения ложных.
    ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
    Тема 1. Предмет и значение логики


    1. Формы познания. Особенности форм абстрактного мышления.

    2. Понятие о логической форме и логическом законе.

    3. Логика и язык.

    4. Основные этапы развития логики.


    Контрольные вопросы

    1. Что является общим и в чем заключается особенное в чувственном познании и абстрактном мышлении?

    2. Какова роль мышления в познании объективной реальности?

    3. Что такое законы логики? Какую роль они играют в нашем мышлении?

    4. Когда и где появилась логика?

    5. Как исторически развивалась логика?

    6. Чем формальная логика отличается от логики диалектической?

    7. Что общего и в чем различие между логикой, философией, психологией?

    8. Что такое имя, его денотат, концепт?

    9. Чем отличается именная функция от пропозициональной?

    10. Приведите примеры дескриптивных терминов?


    Задания для самостоятельной работы

    1. Из представленного списка выберите слова, обозначающие основные мыслительные операции: а) анализ; б) синтез; в) медитация; г) обобщение; д) сравнение; е) доказательство.

    2. Определить дескриптивные и логические термины в суждениях: а) Все действия имеют структуру: цель-мотив, способ-результат; б) Сенсомоторными процессами называются процессы, в которых осуществляют связь восприятие и движение; в) Все люди, чтобы сделать выбор, прибегают к процессу мышления.

    3. Что характеризует язык, как знаковую систему: а) семантика; б) грамматика; в) морфология; г) алфавит; д) прагматика; е) логика.

    4. Установите, какое из приведенных ниже высказываний имеют структуру, одинаковую с суждением: «Некоторые учебники имеют иллюстрации»: а) некоторые студенты не являются стипендиантами; б) среди произведений В. Маяковского есть лирические стихотворениями; в) среди адвокатов нет следователей; г) не все учителя, работающие в сельских школах, имеют педагогическое образование.

    5. Каков вклад русских ученых в развитие логики как науки?

    6. Придумайте или найдите в литературе примеры именной и пропозициональной функций.
    Методические указания
    Слово «логика» происходит от греческого слова logos – мысль, слово, разум, закономерность. Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление и о законах, которым оно подчиняется.

    Познание – это обусловленный законами общественного развития процесс отражения и воспроизведения в мышлении человека действительности. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление. Сущность предметов, явлений окружающего мира можно постигнуть только с помощью абстрактного мышления. Абстрактное мышление для познания мира использует сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Основными формами абстрактного мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

    Различные по своему содержанию мысли могут иметь одинаковую форму, структуру. Логической формой конкретной мысли является способ, посредством которого составные части содержания связываются в мысли между собой. Сравним два предложения: «Любое общество характеризуется способом производства материальных благ» и «Всякая культура есть технология человеческой деятельности». В каждом предложении есть предмет мысли («общество», «культура»), в каждом есть то, что говорится об этом предмете, признаке предмета («способ производства материальных благ», «технология человеческой деятельности»). Общим является способ связи между предметом мысли и признаком. В каждом из предложений речь идет обо всех мыслимых предметах. Обозначив предмет мысли символом S (субъект), а его признак символом P (предикат), можно каждое из этих предложений представить в виде «Все S есть P». Это есть логическая форма каждого из предложений. Логическая форма составляет предмет изучения логики. Символы S и P называются переменными знаками, слово есть – логически постоянным, слово «всякий» – кванторное слово. К логически постоянным (логическим константам, логическим терминам) относятся слова и словосочетания: «и», «или», «если … то», «некоторые», «тот… который» и др.

    Логическая форма, или форма мышления – это способ связи частей содержания мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Однако необходима правильная связь мыслей, их правильное построение. Правильная связь мыслей в процессе рассуждения обусловлена законами мышления. Закон мышления – это внутренняя, необходимая, существенная связь между мыслями в процессе рассуждения. Законы формальной логики (закон тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания) обуславливают правильность рассуждений.

    Законы и формы мышления, как предмет изучения логики, приобретают материальную форму в языке. Язык является знаковой информационной системой. Накопленная информация передается с помощью слов (знаков) языка. Одной из функций языковых знаков состоит в обозначении ими предметов. Для обозначения предметов служат имена. Каждое имя имеет значение и смысл. Смысл имени – это способ, каким имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете. Один и тот же предмет может иметь множество разных имен (синонимов). Такие знаковые выражения, как «К. Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель», «ученый, сформировавший в философии диалектический и исторический материализм», «ученый, создавший в экономике теорию прибавочной стоимости», «ученый, разработавший в политике теорию классовой борьбы», «автор работы «Капитал», имеют одно и то же значение (они обозначают ученого К. Маркса), но имеют различный смысл.

    В логике различают выражения, которые являются именными функциями и пропозициональными. Именная функция – это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Поясним на некоторых примерах: а) «разность чисел 20 и y». Это именная одноместная функция; например, 20–5 есть имя предмета, имя числа 15; б) «х2 + y». Это именная двухместная функция. При подстановке вместо х числа 6 и вместо y числа 4 превращается в имя предмета, имя числа 40.

    Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области. Поясним на примере: а) «y – известный советский и российский композитор, написавшим рок-оперы x и z». Это пропозициональная трехместная функция; превращается в истинное суждение при подстановке вместо y имени «Алексей Рыбников», вместо x«Юнона и Авось», вместо z«Война и мир», выраженное в форме повествовательного предложения.

    Тема 2. Понятие как форма мышления. Отношение между понятиями. Логические операции с понятиями


    1. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Отношение между понятиями.

    2. Определение понятий, их виды.

    3. Приемы, сходные с определением понятий.

    4. Деление понятий. Правила и виды деления.

    5. Ограничение и обобщение понятий.

    6. Операции с классами.


    Контрольные вопросы

    1. Что представляет собой понятие как форма мышления?

    2. Что представляет собой признаки понятий, объем и содержание понятий?

    3. В чем заключается сущность закона обратного отношения объема и содержания понятий?

    4. Как записываются отношения включения принадлежности и тождественности в теории множеств?

    5. Как классифицируются виды понятий по их объему и содержанию?

    6. Могут ли слова с префиксами «не» и «без» («бес») относиться и положительным понятиям и в каких случаях?

    7. Что представляет собой полная логическая характеристика понятия?

    8. Какие понятия называются сравнимыми, несравнимыми?

    9. В чем сходство и в чем различие между противоположными и противоречащими понятиями?

    10. Какая логическая операция раскрывает содержание понятия и какова ее структура?

    11. Почему не являются определениями следующие суждения:

    а) «Лев – царь зверей»; б) «Верблюд – корабль пустыни».

    12. Что представляют собой логические операции ограничения и обобщения понятий?

    13. Что называется пересечением двух классов?

    14. Какие существуют операции с классами? Дать их характеристику.

    15. Каким математическим законам подчиняются операции объединения и пересечения классов? Каковы их математические выражения? Приведите примеры.
    Задание для самостоятельной работы

    1. Дать логическую характеристику понятиям: «компьютер», «роща», «класс».

    2. Установите ошибки в логической характеристике понятия «недобросовестность». По содержанию оно: а) абстрактное,

    б) положительное, в) относительное; по объему: г) общее,

    д) несобирательное.

    3. В каком отношении находятся понятия «сын» и «внук»:

    а) перекрещивание; б) подчинения; в) равнозначности.

    4. Определить вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразить его с помощью кругов Эйлера: а) радио, печать, телевидение, средство массовой информации; б) культура, культура труда, культура быта; в) прямая линия, ломаная линия;

    г) известность, неизвестность; д) общественная наука, философия, политэкономия, социология, политология; е) занятость, незанятость.

    5. Установите, в каком случае представлено правильное ограничение: а) год – месяц – неделя – день – пятница; б) форма мышление – понятие – конкретное понятие – положительное понятие – единичное понятие – понятие «Азовское море»; в) печатное издание – книга – учебник – учебник психологии.

    6. Какое из представленных ниже определений является правильным. Объяснить ответ: а) телефон – средство связи; б) альфа – первая буква греческого алфавита; в) волейбол – спортивная игра в мяч через сетку; г) психолог – тот, кто занимается психологией.

    7. Установите вид ошибки, допущенной при делении в каждом из случаев: а) материками нашей планеты являются Евразия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия; б) отношения между понятиями могут быть совместимыми, соподчиненными, противоположными или противоречащими; в) художник может быть живописцем, портретистом или пейзажистом;

    8. Определите, какая операция произведена с понятием (деление понятия или расчленение целого на части; определение понятия или прием, сходный с определением). Дайте характеристику операции определения или деления (укажите вид, правильность). Если операция произведена неправильно, укажите, какие правила разрушены: а) навыком называют умение, приобретенное упражнениями, созданное привычкой; б) дом состоит из фундамента, стен и крыш; в) рецептор – это периферическая часть анализатора;

    г) различают следующие виды речи: монолог, диалог, беседа, уточняющий вопрос, реплика; д) студент – это учащийся.
    Методические указания
    Понятие форма мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки вещей и явлений объективной реальности.

    Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Например, «журнал», «поле», «строительная техника», «инженер-конструктор».

    Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

    Понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, отраженных в этом понятии. Объемом понятия называют совокупность обобщаемых в нем предметов. Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Отдельные предметы класса называются его элементами. Класс, высший по отношению к другим, называется родом. Низший класс называется видом. Отсюда вытекают родовое и видовое понятие (например, объем понятия «роща» по отношению к объему понятия «березовая роща»). Для родовидовых понятий существует закон обратного отношения объема и содержания. Чем шире объем у первого из двух понятий, тем уже его содержание, и наоборот.

    Различают по объему следующие виды понятий: единичные (например, столица России), общие (например, телефон) нулевые (пустые) (например, цветик-семицветик). Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс. Объем общего понятия включает число элементов больше единицы. Объем нулевого (пустого) понятия составляет пустое множество.

    По содержанию различают следующие виды понятий: конкретные, абстрактные, соотносительные безотносительные, положительные, отрицательные, собирательные, несобирательные.

    Понятия, которые далеки друг от друга по своему содержанию, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми. Остальные понятия называются сравнимыми. Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые. Совместимые понятия – это такие, объемы которых полностью или частично совпадают. Между совместимыми понятиями складываются следующие отношения:

    1. Равнозначными (равнообъемными) называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. Например, «Л.Н. Толстой» – А и «автор романа «Война и мир» – В. Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.


    Равнозначные
    2. Перекрещивающимися называются понятия, объемы которых частично совпадают, например: «студент» и «спортсмен», «юрист» и «писатель». Они изображаются пересекающимися кругами. В перекрещивающейся части двух кругов мыслятся студенты, являющиеся спортсменами. В левой части круга мыслятся студенты, не являющиеся спортсменами, а в правой части – спортсмены, не являющиеся студентами.


    Перекрещивающиеся
    3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, если объем одного полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его. Это отношение вида В и рода А (млекопитающее и кошка).


    Подчинение
    Несовместимыми называются понятия, объемы которых не совпадают. Несовместимые понятия могут находиться между собой в отношениях: соподчинения, противоположности, противоречия.

    1. Соподчинение. В отношении соподчинения (координации) находятся понятия, объемы которых исключают друг друга, но принадлежат некоторому более общему родовому понятию. Например, «ель» – B, «береза» – C принадлежат объему понятия «дерево» – А. Они изображаются неперекрещивающимися кругами внутри общего круга. Это виды одного и того же рода.


    Соподчинение
    2. Противоположность. В отношении противоположности находятся два понятия, признаки которых противоречат друг другу, а сумма их объемов не исчерпывает родового понятия (храбрость – трусость).



    Противоположность
    3. Противоречие. В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя никакими другими (например, Абелая краска, тогда понятие, находящееся с ним в отношениях противоречия, следует обозначить не-А (не белая краска). Круг Эйлера в этом случае делится пополам и между ними нет никакого третьего понятия.


    Противоречие
    Различают следующие логические операции с понятиями: определение, деление, ограничение и обобщение. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. Понятие, содержание которого надо раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом – Dfd). Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, называется определяющим (дефиниенсом – Dfn). Определения бывают реальные, номинальные, явные, неявные. Определение называется реальным, когда определяется понятие (например: «Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему»). Определение будет номинальным, когда определяется термин (например: «Мора́ль (от лат. mores –общепринятые традиции»). Явные определения – это такие определения, в которых даны определяемое и определяющее понятия и между ними устанавливается отношение равенства. В неявных определениях на место определяющего понятия подставляется контекст или набор аксиом. Определение понятий подчиняется следующим правилам: 1) определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия; 2) определение не должно содержать круга; 3) определение должно быть четким, ясным; 4) определение не должно быть отрицанием; 5) определение неизвестного понятия не должно осуществляться через неизвестное понятие.

    К приемам, сходных с определением понятий, относятся: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение.

    Деление – это логическая операция, раскрывающая объем понятия. Различают деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Деление подчиняется правилам: 1) деление должно быть соразмерным, т.е. объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов деления; 2) деление должно проводиться по одному основанию; 3) члены деления должны исключать друг друга, т. е. не иметь общих элементов; 4) деление должно быть непрерывным.

    Ограничение понятия – это логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков (например: населенный пункт → город). Обобщение – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием (например, млекопитающее животное → позвоночное животное → животное → организм).

    Операции с классами – это такие логические действия, которые приводят к образованию нового класса. К этим операциям относят: объединение, пресечение, вычитание классов и образование дополнения к классу.

      1   2


    написать администратору сайта