Главная страница
Навигация по странице:

  • Доклад на тему: «Критика феодального строя и католической церкви немецкими гуманистами»

  • Содержание Введение

  • Список использованных источников и литературы

  • Глава I. Себастиан Брант

  • Глава II . Эразм Роттердамский.

  • Глава III

  • Список использованных источников и литературы.

  • Доклад. История Средних веков.. Критика феодального строя и католической церкви немецкими гуманистами


    Скачать 44.34 Kb.
    НазваниеКритика феодального строя и католической церкви немецкими гуманистами
    Дата10.11.2019
    Размер44.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад. История Средних веков..docx
    ТипДоклад
    #59017

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Исторический факультет
    Кафедра Всеобщей истории и международных отношений

    Доклад

    на тему: «Критика феодального строя и католической церкви немецкими гуманистами»


    Подготовил:

    студент II курса

    Березнюк Х.Д.


    Проверил:

    доктор исторических наук,

    профессор Евсеев В.А.


    Иваново 2019
    Содержание

    Введение……………………………………………………………….……...............3-4

    Глава I.Себастиан Брант ………………………………………………………….....5-7

    Глава II. Эразм Роттердамский……....…………………………………………....8-10

    Глава III. Эрфуртский кружок………………………………..……………….....11-12

    Заключение……………………………………………………………………...…….13

    Список использованных источников и литературы…………………….……....14

    Введение:

    Крупнейшим событием немецкой культурной жизни второй половины XV и начала XVI века явились успехи гуманистического движения. Его представители всячески содействовали расшатыванию идейных устоев старого порядка и представляли собой ступень, которая непосредственно вела к Реформации. Для немецкого гуманизма был характерен интерес к религиозным вопросам, так как обращение к истокам христианства вооружало их в спорах с католической догматикой. Большое внимание они уделяли античной культуре и философии способствовавшей в расшатывании мертвых принципов средневековой схоластики. Но также, будучи настоящими патриотами Германии, гуманистов возмущала социальная несправедливость царившая в обществе и они стремились вывести его из состояния средневекового варварства, поэтому огромное значение они придавали объединению страны, разорванной на части феодальными хищниками1. Поэтому актуальность работы обусловлена необходимостью многогранного изучения богатого, своим культурным объемом, периода.

    Перейду к историографическому обзору. Ключевые работы по изучению периода Ренессанса были написаны в советский период. И здесь видное место занимает имя Б.И. Пуришева, давшего толчок изучению гуманизма в Германии в советской исторической науке. В «Очерках немецкой литературы XV–XVI вв.» им уделено внимание раннему немецкому гуманизму, а также развитию гуманистической мысли в Германии в последующие периоды его становления.
    Необходимо отметить еще одну работу известного советского историка, Лауреата Государственной премии СССР, иностранного члена Академии наук ГДР М.М.Смирина. В своей последней работе «Эразм Роттердамский и реформационное движение в германии он рассматривает проблемы исторического развития гуманистической культуры Ренессанса и идеологии Реформации как взаимосвязанных, хотя и различных форм мировоззрения, порождавшегося широкими общественными движениями XVIв.


    А также, в данной работе использовался III том «Хрестоматии по истории средних веков» под редакцией Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина, в которой содержатся документальные материалы по периоду с конца XV до середины XVII века.

    Цель данной работы заключается в анализе ключевых работ немецких гуманистов и выявление критики с их стороны на состояние феодального строя и католической церкви конца XV – начала XVI века.

    Для достижение данной цели были поставлены ряд задач:

    - ознакомится с ключевыми трудами выдающихся немецких гуманистов

    - обозначить основные проблемы феодального строя и католической церкви.

    Из многообразия источников затрагиваемого периода, в работе будут использованы такие труды как Себастиан Брант «Корабль дураков»; Эразм Роттердамский «Похвальное слово глупости» и коллективное произведение кружка немецких гуманистов «Письма темных людей».

    Структура работы включает введение, которое подводит к основному содержанию работы, показывает степень изученности темы, определяет цели и задачи исследования. Важной частью введения является историографический обзор, показывающий насколько тема обогащена материалом. Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена Себастиану Бранту и его самой известной работе. Вторая глава затрагивает творчество Эразма Роттердамского. Третья глава повествует об Эрфуртском кружке немецких гуманистов.

    Глава I. Себастиан Брант:

    Себастиан Брант (1457-1521) – немецкий сатирик, ученый юрист, уроженец г.Страсбурга, доктор обоих прав (канонического и гражданского). Брант родился в 1458 году в семье зажиточного бюргера. С отличием закончил Базельский университет, где изучал философию, классическую литературу и юриспруденцию. Свободно владел латинским языком, под руководством Иоганна Рейхлина изучал древнегреческий. Брант усердно трудился не только на поприще науки но и литературы: в 1496 году - им была составлена книга латинских фацетий, которая была направленна на то, чтобы «внушать людям, особенно юношеству, добрые нравы», также в 1498 году он издает собрание стихотворных изречений немецкого средневекового моралиста и сатирика Фрейданка, который еще в ХIII веке обрушился на произвол папского Рима и князей подрывающих единство империи2. Однако самое известное произведение «Корабль дураков» С.Брант написал еще в 1494 году, которое стало истоком целого направления в литературе – «литературе о дураках».

    В своей книге, ставшей памятником эпохи, автор представляет сатирическую картину немецкой жизни кануна Реформации, которую наполняет различными пороками современности. Всех глупцов, которых Брант подробно характеризует, он решает посадить на корабль и отправить в Паррагонию (страну глупости).

    «Мир погружен, отвергнут богом, Кишат глупцы по всем дорогам.
    Жить дураками им не стыдно, Но узнанными быть обидно»3.

    По мнению автора, главным пороком, ведущим к упадку всех сословий и ослаблению государства , является корысть и заботы только о личной выгоде современного общества.

    « Кто себялюбью лишь послушен, А к пользе общей равнодушен,

    Тот — неразумная свинья: Есть в общей пользе и своя!4»

    Значительное внимание, Брант уделяет ценностям людей, для которых главным богатством стали деньги, власть. Этому пороку подвержены все слои общества и всех их автор высмеивая отвечает: «Да ни в богатстве, ни во власти – нет без морали людям счастья»5.

    Конечно, говоря об обществе, где преобладает власть денег, Брант не мог не сказать о государственных служащих, ищущих наживы, тех подхалимов, которые в поисках за новыми источниками богатства, готовы пойти на различные ухищрения и занимать разные государственные должности:

    «Кто много должностей имеет — Ни на одной не преуспеет.»

    «Хвала и честь слуге тому — кто верно служит одному.»6

    Ещё одним из распространенных пороков, наполнивших дореформационное общество властьимущих было кознакрадство и мздоимство, которые охватили различные государственные и судебные учреждения:

    «А ныне мало ль городов,

    Где и советы и суды —

    Бессовестные слуги мзды?»7

    Однако, сатира Себастьяна Бранта носит также и антикотолический. Автор показывает порочных и невежественных попов, которые принимают духовный сан, только ради сытной и привольной жизни и даже монахи ведут себя не менее бесстыдно8:

    « Я не видал вредней забавы, чем в храмах танцев допущенье

    При первом даровозношенье, когда, забыв и стыд и страх,

    Не только поп, но и монах, с толпой мирян во грех сей тяжкий

    Впадает, оголяя ляжки»9.

    Обвиняя церковь в омерщении нравов и в чрезмерном богатстве, Брант высмеивает прибеднение церковнослужащих, которые будучи самыми богатыми в стране, нагло твердят о своей бедности:

    «Но как ни велики богатства, на бедность жалуются братства

    И клянчат, не жалея слез: «Подайте, как учил Христос! »10.

    «Корабль дураков» олицетворял положение страны, находившейся под властью «дураков» которые пронизывали все сферы общественной жизни. Он двигался к неминуемой гибели, но исправить положение также не представлялось возможным, так как управляет этим «кораблем» также один из «дураков»:

    «Плывем в слепую, ждем крушенья:

    Грозят нам скалы с двух сторон

    Погибелью без похорон»11.










    Глава II. Эразм Роттердамский.

    Выдающуюся роль в истории немецкой культуры сыграл великий немецкий гуманист Дизедерий Эразм Роттердамский (1469-1535) – филолог-классик и богослов, знаток латинского и греческого языков, прозванный по месту своего рождения города Роттердама. Он много путешествовал по Европе и был тесно связан с немецкими гуманистами, так как считался одним из образованнейших людей своего времени. Литературное наследие Эразма огромно: им составлено большое количество писем (свыше двух тысяч), критические издания древних текстов, переводы, сочинения в стихах и прозе, в том числе работы на филологические, этические, богословские и педагогические темы. Сам Эразм, считал своим главным трудом исправленный текст Нового Завета и комментарии к нему. Однако, мировую известность немецкому гуманисту приносит «Похвальное слово глупости» составленное им в 1509 году. Это сатирическое произведение, публикация которого совпала с началом великого культурного перелома в жизни стран Западной и Северной Европы, имело огромный успех, быстро разошлось в несколько десятков тысяч экземпляров и сразу начало переводиться на новые европейские языки12.

    Следуя традиции литературе о «дураках», Эразм делает главной героиней своей сатиры госпожу Глупость, от имени которой и ведет повесть, а представителей различных категорий и сословий, которых автор также ярко описывает как и С.Брант в «Корабле дураков», облачает в дурацкий колпак.

    В этом произведении Эразм затрагивает различные религиозно- философские, социальные и политические проблемы, тонко раскрывая различные недостатки общества.

    Например, автор весьма открыто критикует представителей германского общества обличенных властью. Говоря о князьях, Эразм замечает, что вместо того, чтобы помышлять об общественных делах, короли возлагают все заботы свои на богов, а сами: «Они уверены, что честно исполняют свой монарший долг, если усердно охотятся, разводят породистых жеребцов, продают не без пользы для себя должности и чины и ежедневно измышляют новые способы набивать свою казну, отнимая у граждан их достояние»13. Придворных вельмож автор также описывает как пресмыкающихся перед государем, старающихся перещеголять друг друга в низкопоклонстве, а все свое время проводящих в кутяжах, пирах и без малейшей скуки, что вызывает у Эразма только такое отношение: « А что сказать о придворных вельможах? Нет, пожалуй, ничего раболепнее, низкопоклоннее, пошлее и гнуснее их»14.

    Также как и другие великие гуманисты эпохи Возрождения Эразм Роттердамский видел темные стороны буржуазного прогресса и старался донести мысль о том, что мир наступающего всеобщего стяжательства, не менее уродлив, чем уходящий мир феодального произвола. Корыстолюбие отталкивало и раздражало его и именно в ней, он видел корень большинства проблем утвердившихся в Европе в эпоху первоначального накопления15.

    Особенно достается в «Похвальном слове глупости» католическому духовенству и богословам. Касаясь клирикальных кругов сатира Эразма становится очень острой и жёсткой. Автор ярко показывает невежество, бесстыдство, развращенность монашеской братии, на которых стремление к стяжательству богатств относится даже в большей степени: « Папы, кардиналы и епископы не только соперничают с государями в пышности, но иногда и превосходят их»16. Отмечая, например, общее отношение к представителям монашества, Эразм отмечает, что «Они навлекли на себя такую единодушную ненависть, что даже случайная встреча с монахом почитается За худую примету»17. Высмеивая монахов автор показывает и невежество их, говоря о том, что в церквах читаются непонятные им самим же псалмы, а попрошайничеством и неряшеством они в своих глазах уподобляются святым апостолам. Небыли обойдены стороной здесь и богословы, которые отмечаются как люди «щекотливые и раздражительные». Здесь Эразм отмечает, что «По своему произволу они толкуют и объясняют сокровеннейшие тайны» и в пример он приводит одно из их поучительных стихотворений в котором говорится: «что зарезать тысячу человек -- не столь тяжкое преступление, как починить бедняку башмак в воскресный день, и что лучше допустить гибель мира со всеми, как говорится, его потрохами, нежели произнести малейшую ложь» и также отмечает, что «Все эти архидурацкие тонкости делаются еще глупее из-за множества направлений, существующих среди схоластиков, так что легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов, фомистов, альбертистов, оккамистов, скотистов и прочих (я называю здесь не все их секты, но лишь самые главные)»18.

    Необходимо отметить тот факт, что нужно было иметь мужество и быть ненавистником феодально-церковного общества, чтобы писать такие острые и провокационные вещи в адрес правящей светской и религиозной элиты, способных на все19.

    Глава III. Эрфуртский кружок.

    Еще в дореформационный период происходит литературная полемика между «рейхлинистами» - сторонниками Иоганна Рейхлина, которыми выступили передовые гуманистические умы и обскурантами «темными людьми» - на стороне которых выступили Кёльнские теологи. Существо спора, который вышел далеко за рамки обычного теологического и представлял собой полемику уходящего мира средневекового фанатизма и нового мира гуманистической культуры, заключалось в том, что следует ли в изучении христианства придерживаться методов научной критики и исследования первоисточников или же оставаться на основе непоколебимости католической догматики и папских декретов. И в этой литературной полемике, разделившей общество на два лагеря, ярчайшим произведением, поставившим точку в споре, стали «Письма темных людей» (1515-1517). Это коллективное произведение кружка немецких гуманистов, группировавшихся вокруг эрфуртского гуманиста, профессора местного университета Крота Рубиана. Это сатира на вырождающуюся схоластическую ученость средневековья, в которой главным нападкам подвергаются кёльнские ученые-богословы. Однако, «Письма темных людей» были настолько искусной подделкой под стиль рассуждения обскурантов и такой тонкой карикатурой на них, что вначале многие из высмеянных принимали эти письма как результат трудов кельнских схоластов20.

    В них, например, особенно во второй их части, появление которой совпало с началом немецкой реформации, проявляются ярко выраженные нападки на клир, которые характеризуются, как алчные и распутные тунеядцы, приносящие только вред немецкому народу: «Я делаю различие между монахами, так как их можно подразделять на три разряда: во-первых святые и приносящие пользу, но они уже теперь на небе; во- вторых, не приносящие ни вреда, ни пользы – их изображения в церквях; в третьих, те, которые до сих пор живы – они очень вредны, и, конечно, они не святые, так как они более горды, чем любой мирянин, и вдобавок большие охотники до денег и красивых женщин»21. Авторы осмеивают интеллектуальное и моральное убожество схоластов и через весь труд проходит основная идея о проведении реформации средствами гуманистической учености.

    Таким образом, «Письма темных людей» стали торжеством гуманистических идей в споре двух культурных миров, в которых впервые в столь резкой форме прозвучали обвинения в сторону церкви и схоластов.



    Заключение.

    Подводя общий итог работе, нужно отметить во первых тот факт, что в произведениях немецких гуманистов критика существовавшего еще феодального строя и католической церкви осуществлялась весьма искусно, тонко, но достаточно открыто, прямолинейно и жестко. Анализируя общее положение дел в обществе в каждом из рассмотренных произведений отмечается общий кризис практически всех сфер общественной жизни, который связывается в первую очередь с низменностью преобладающих ценностей в обществе, где каждый заботится лишь о личной выгоде и произвол со стороны правящей элиты демонстрирует им необходимость скорейшего перехода к гуманистической культуре. В такой сложный культурный этап, католическая церковь лишь была якорем средневекового фанатизма и поэтому подверглась достаточно жесткой критике, со стороны гуманистов, которые в своих произведениях описали максимально неприглядных, жадных и глупых представителей католической церкви, что стало важным моментом для большинства европейских жителей при выборе предпочтительной стороны в споре двух культурных миров.

    Список использованных источников и литературы.

    Источники.

    1. Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. М., 1989.

    2. Грацианский Н.П. Сказкин С.Д. Хрестоматия по истории средних веков. Т. III., М., 1950.

    3.  Письма темных людей. Диалоги. Серия «Всемирная Литература». М., 1971.

    4. Эразм Роттердамский. Похвала глупости/ Пер. с лат. Губера П.К.- М.:1960.

    Литература.

    1. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVI вв. М.: Госполитиздат, 1955.

    2. Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М., 1962.




    1 Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVI вв. М.: Госполитиздат, 1955. С. 18.

    2 Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVI вв. М.: Госполитиздат, 1955. С. 34.

    3 Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. М., 1989. Предисловие.

    43 Там же. О дурных манерах.

    5 Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. М., 1989. О воспитании детей.

    6 Там же. О слугах двух господ

    7 Там же. О дураках обличенных власть.

    8 Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М., 1962. С. 38.

    9 Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. М., 1989. О танцах.

    10 Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. М., 1989. О нищенстве.

    11 Там же. Корабль бездельников.

    12 Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVI вв. М.: Госполитиздат, 1955. С. 89.

    13 Эразм Роттердамский. Похвала глупости/ Пер. с лат. Губера П.К.- М.:1960. Гл. LV

    14 Там же. Гл.LVI

    15 Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVI вв. М.: Госполитиздат, 1955. С.93

    16 Эразм Роттердамский. Похвала глупости/ Пер. с лат. Губера П.К.- М.:1960. Гл.LVII

    17 Там же. Гл.LIV

    18 Эразм Роттердамский. Похвала глупости/ Пер. с лат. Губера П.К.- М.:1960. Гл.LIII

    19 Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVI вв. М.: Госполитиздат, 1955. С.92

    20 Грацианский Н.П. Сказкин С.Д. Хрестоматия по истории средних веков. Т. III., М., 1950. С.103.


    21 Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVI вв. М.: Госполитиздат, 1955. С.107


    написать администратору сайта