Главная страница
Навигация по странице:

  • Проект № 2. Оценка результативности маркетинговой деятельности образовательной организации.

  • маркетинг. «Маркетинг в сфере образования». Маркетинг в сфере образования


    Скачать 139.5 Kb.
    НазваниеМаркетинг в сфере образования
    Анкормаркетинг
    Дата15.09.2020
    Размер139.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла«Маркетинг в сфере образования».doc
    ТипДокументы
    #62100

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Документ Microsoft Office Word.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Особенности организации учебного процесса в кластере педагогичес, Министерство науки и высшего образования РФ.docx, История специального образования на Урале. Самкова К.В. ИСО ЛГП-, Вопросы к тесту по маркетингу.docx, Презентация на тему _quot_Методика проведения учебного занятия в, Б1.Б.23 Маркетинговые исследования в РиСС.docx, РП_ УД_ОП 05 МАРКЕТИНГ.doc, Спрос как объект маркетинга.docx, 07_Предупреждение образования и удаление асфальтосмолопарафиновы

    «Маркетинг в сфере образования»

    Проект №1. Проектирование

    системы внутреннего маркетинга в образовательной организации.


    Цель

    Направления


    Содержание

    Формы и методы

    Ожидаемые результаты




    Главной целью внутреннего маркетинга в образовательной организации является увеличение реальной отдачи и результативности деятельности без привлечения дополнительных ресурсов и создание предпосылок для внедрения стратегических факторов интенсификации выбора образовательных субъектов, принятие грамотных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности образовательной организации: преодоление сопротивления инновациям со стороны персонала;

    интегрирование интересов ОО с интересами партнёров в области образования;

    ориентация на персонал, учёт его интересов;

    развитие руководством благоприятного

    для работы климата, психологической поддержки, помощи, дружбы, взаимного доверия и уважения.


    1Исследование рынка образовательных услуг:

    -формирование и определение потребностей в образовательных услугах;

    -продвижение на рынок образовательных продуктов;

    -информационное сопровождение потребителей образовательных продуктов и услуг;

    -формирование маркетинговой стратегии образовательной организации;

    2Анализ возможностей ОО и окружающей образовательной среды:

    -изучение структуры спроса на образовательные услуги и продукты ОО; -определение потенциальных потребителей продуктов и услуг ОО;

    -формирование спроса и стимулирование сбыта продукта и образовательных услуг ОО;

    -планирование цены образовательных услуг;

    -разработка системы оценки качества предоставляемых предоставляемых услуг, в том числе на основе мнения потребителей;

    -обоснование и расчёт необходимых ресурсных вложений для реализации предложений на рынке;

    -формирование банка данных по предлагаемым образовательным услугам и продуктам, их техническим и сервисным характеристикам, клиентам, стандартам и нормам оказания услуг;

    3Заключение договоров и соглашений с партнёрами по реализации услуг;

    -заключение договоров с потребителями.

    4Координация деятельности по обучению и повышению квалификации кадров в области маркетинга:

    -профессиональное обучение;

    -внутреннее просвещение;

    -формирование целевых групп.

    5Разработка маркетинговой коммуникации:

    -управление процессом продвижения образовательных услуг на всех этапах ( перед продажей, в момент покупки, во время и по завершению процесса потребления);

    -разработка механизмов передачи информации для потребителей, а также путей обратной связи от потребителя к ОО.

    6 Выбор каналов коммуникации:

    -личные ( выставки, семинары-презентации, пресс-коференции) .

    Использование личных каналов имеет своей целью получение благоприятных отзывов экспертов, а также появление хороших отзывов об образовательных услугах в профессиональных кругах;

    -неличные каналы- обращение передаётся без личного участия и включают в себя СМИ, интерьеры ( элементы окружающей среды, подталкивающие потребителей воспользоваться образовательными услугами конкретной ОО.



    В содержание маркетинга входят находящиеся в едином комплексе проблемы:

    - качество, ассортимент, сервис в предоставлении

    образовательных

    услуг;

    -ценообразование

    и адаптация цен;

    ( рекламная политика, организация взаимоотношений

    с общественностью

    и прямых контактов с клиентами, выстовочная, и ярморочная деятельность;

    -товародвижение ( сбыт и продажи);

    -проблемы персона ( отбор, обучение, организация труда и стимулирование.

    В образовании к содержанию маркетинга нужно отнести следующие вопросы:

    -кого учить?( на какого абитуриента ориентироваться, кого приглашать и отбирать, кто составит контингент обучающихся);

    -зачем и чему учить? Это поиск оптимального соотношения между общекультурными, фундаментальными и специальными , прикладными знаниями;

    -сколько учить? Предстоит выбрать целесообразность уменьшения или увеличения сроков обучения;

    -где учить? Выбор типа образовательного учреждения;

    -как учить? Сюда входит определение формы обучения (очная, заочная, смешанная) , технологии обучения (традиционная, игровая, деятельностная и др.), технологии контроля и оценки ( в том числе в текущем, поэтапном и результирующем режимах);

    -кто будет учить? Ищутся оптимальные сочетания различных вариантов;

    -с помощью чего учить? Определяются типы и направления использования учебно-методических средств, в т.ч средств визуализации знаний, индивидуализирован

    ного контроля, программированного обучения, тренинга и др.

    К формам маркетинга в первую очередь следует отнести:

    -сбор и анализ информации о коньюктуре рынка;

    - прогноз и оценивание решений на мультифакторной основе;

    -ситуационное управление.

    В маркетинге реализуются общенаучные методы:

    -Систематизация и анализ рынка, потребителях ,конкурентах и т. Д.;

    -синтез информации и моделирование ситуации;

    - прогнозирование изменений;

    -экспертиза перспектив;

    -статистические методы для оценки ёмкости рынка ОУ;

    -макро- и микроэкономический анализ для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, собственных возможностей ОО и его партнёров;

    -социологические методы для выявления и анализа позиций конкретных потребителей ОУ;

    -психологические и психофизиологические для апробации и повышения действенности способов формирования спроса;

    -математические для обслуживания процессов достижения указанных целей.

    Для оценки и прогнозирования в маркетинге широко применяются методы STEP, SPACE и SWOT-анализа, а также рейтинговую оценку привлекательности рынка образовательных услуг ОО.

    STEP- анализ- это метод комплексного, социального, экономического и политического анализа. Методика STEP-анализа позволяет образовательному учреждению произвести оценку состояния и спрогнозировать развитие важнейших факторов окружающей макросреды с целью выявления потенциальных угроз и открывающихся новых возможностей.

    Систематизированное изложение факторов среды представляют в виде матрицы STEP-анализа и определяют возможные сценарии развития образовательного учреждения: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. Матрица текущего состояния отражает существующую ситуацию с фиксированием негативных, нейтральных и позитивных факторов макросреды. Матрица перспектив развития позволяет прогнозировать ситуацию во всех средах внешнего окружения образовательного учреждения, проигрывая при этом возможные сценарии развития.

    Метод SWOT-анализа позволяет изучить внутренние источники эффективности образовательного учреждения путём исследования его сильных и слабых сторон, возможностей для развития и потенциальных угроз. Сильные и слабые стороны относятся к сложившейся внутренней среде ОУ ( система управления, техническое развитие, технологии обучения, персонал, экономическая деятельность, финансовое состояние, маркетинг), возможности и угрозы связаны с внешней средой( потребители, конкуренты, деловые партнёры и общественное мнение. При проведении SWOT-анализа целесообразно учитывать как можно больше различных факторов, влияющих или могущих оказать влияние на деятельность ОУ.

    SPACE-анализ- оценка стратегического положения и действий ОО.

    Это комплексный метод, позволяющий установить положение организации на базе двух факторов: внутреннем ивнешнем. Данный метод предполагает выбор статистически достоверного подмножества характеристик, упорядочение их в группы и присвоение им весовых коэффициентов в рамках условно принятой оценочной шкалы. В данном методе выделяют четыре группы критериев оценки:

    -финансовая сила ОО;

    -конкурентноспособность ОО и её положение на рынке образовательных услуг;

    -привлекательность сектора, где действует данная ОО;

    -стабильность отрасли, где действует данная ОО.

    Определяется среднее значение для каждой из четырёх групп критериев и оно является основой выбора одной или нескольких альтернативных стратегий развития ОО.



    Значение внутреннего маркетинга в образовательном учреждении прежде всего в том:

    -что

    с помощью внутреннего маркетинга ОО удовлетворяет свои потребности в высококвалифицированных кадрах с высокой профессиональной компетентностью;

    -развитие персонала и обеспечение его вовлечённости в достижение целей организации;

    -создание системы мотивации преподавателей в проведении существующего процесса обучения студентов в соответствии с современными требованиями, с использованием инновационных образовательных технологий;

    -непрерывное обучение с целью повышения квалификации;

    -планирование карьерного роста;

    -формирование кадрового потенциала за счёт привлечения, развития и мотивирования собственных ресурсов;

    -стабильное развитие образовательного учреждения за счёт создания и развития высокопрофессионального преподавательского состава;

    - высокопрофессиональный персонал, его мастерство, культура, тактичность, лояльность сделают образовательное учреждение привлекательным для абитуриентов и социальных партнёров, что в итоге приведёт к конкурентноспособности ОУ;

    -расширение спектра образовательных услуг, введение и развитие новых специальностей;

    - увеличение числа обучающихся;

    -введение инновационных форм обучения ( дистанционная, экстернат и др.);

    -качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся;

    -создание позитивного общественного мнения об образовательном учреждении;

    -привлечение дополнительных источников финансирования;

    - развитие материально-технической базы с учётом современных требований;


    Проект № 2. Оценка результативности маркетинговой деятельности образовательной организации.
    Одним из инструментов повышения качества образования является создание эффективной системы оценки качества образования, которая способна выявить сильные и слабые стороны процесса образования и дать объективную оценку образовательной деятельности каждой образовательной организации. С помощью системы внутреннего маркетинга образовательное учреждение улучшает свои возможности, эффективно удовлетворяет их и тем самым способно удерживать внешних потребителей и в конечном итоге обеспечивает себе устойчивое конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг.

    Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою систему результативности маркетинговой деятельности , но теоретический анализ трудов учёных в области развития маркетинга позволяет обосновать стратегию маркетинговой деятельности в учреждениях среднего профессионально-педагогического образования. В целом она сводится к тому, насколько грамотно и результативно внутренний маркетинг ОО способствует появлению в образовательном учреждении разнообразию образовательных услуг, насколько правильно разработана стратегия развития образовательного учреждения. Критериями оценки результативности маркетинговой деятельности образовательной организации можно считать следующие критерии, изложенные в таблице ниже:

    Оценка уровня эффективности маркетинговой деятельности ОУ

    1. Шкала экспертной оценки эффективности маркетинговой деятельности в образовательном учреждении



    2. Значения шкалы:

    А

    1 балл

    Б

    2 балла

    В

    3 балла






    0 - 20 баллов

    кризисный уровень

    21 - 35 баллов

    достаточный уровень

    36 - 50 баллов

    оптимальный уровень







    3.Таблица оценки уровня эффективности маркетинговой деятельности:



    Показатели маркетинговой ориентации ОУ

    Уровень реализации

    Кол-во

    баллов

    1.

    Философия, ориентированная на потребителя образовательных услуг и продуктов

    1.1. Принимает ли ОУ участие в планировании Программ и направлений образовательной деятельности территории (города, района)?

    1. не участвует;

    Б) осведомляется о намеченных программах, но в официальном планировании не участвует;

    1. является участником стратегического пла­нирования по развитию системы образования территории.




    1.2. Каким образом реагирует на изменения окружающей среды образовательное учрежде­ние?

    А) воспринимает информацию, но использует благоприятные возможности сравнительно медленно;

    Б) быстро реагирует на изменения и адаптиру­ет стратегию и тактику образовательной дея­тельности.




    2.

    Интегрированные маркетинговые обязательства руководителя ОУ

    2.1. Влияет ли персонал ОУ на распределение средств и контроль над ними?

    1. нет;

    Б) частично;

    1. да.




    2.2. Насколько тесно сотрудничество руково­дителя ОУ с другими образовательными учре­ждениями и организациями?

    1. встречи на совещаниях и семинарах;

    Б) эпизодическое решение совместных про­блем или обмен информацией;

    1. систематическое поддержание контактов с










    целью формирования совместных планов ра­боты.










    2.3. Отношение ОУ к проявлению инициати­вы:

    1. не поддерживается;

    Б) подчеркивается при случае польза контак­тов и помощь конкретным сотрудникам;

    1. всегда поощряется (морально и по возмож­ности материально).




    3.

    Работа

    с маркетинговой информацией

    3.1. Наличие и оптимальность маркетинговой информационной системы (МИС):

    1. МИС отсутствует;

    Б) МИС содержит основные элементы, но не действенна;

    1. МИС учитывает информационные потреб­ности управления.










    3.2. Когда предложения ОУ (в форме предло­жений или практического опыта) принимались на территории и внедрялись как направление деятельности территории?

    1. никогда;

    Б) давно;

    1. в настоящее время.










    3.3. Какие усилия нужно приложить, чтобы оценить эффективность деятельности ОУ?

    1. существенные усилия;

    Б) незначительные усилия;

    1. мониторинг эффективности деятельности ведется постоянно и промежуточные результа­ты можно получить по требованию.










    3.4. Каково качество информации и каналов связи, нацеленных на рынок ОУП?

    1. низкое качество, информационные каналы не спроектированы;

    Б) достаточное для принятия решений;

    1. высокое качество, информационные каналы действенны.




    4.

    Стратегическая

    ориентация

    4.1. Как можно оценить качество стратегии ОУ?

    1. никогда не разрабатывалась;

    Б) ОУ продолжает принятую стратегическую линию;

    1. разработана повторная стратегия.










    4.2. Какова степень вероятности реализации планов ОУ?

    1. малая вероятность;

    Б) вполне возможно;

    1. замыслы реальны и планы приближены к возможностям ОУ.










    4.3. ОУ принимает участие в инновационных проектах и конкурсах:










    1. нет;

    Б) участие не запрограммировано: руководи­тели активизируют участие по указанию вы­шестоящих органов управления образованием или педагоги принимают участие по собствен­ной инициативе;

    1. существует Программа инновационной деятельности в ОУ и имеются положительные результаты участия на разных уровнях.




    5.

    Управление маркетингом в образовательном учреждении

    5.1. Насколько хорошо планы позволяют реа­лизовать стратегию и тактику ОУ?

    1. не позволяют;

    Б) достаточно;

    1. успешно реализуются.










    5.2. Располагает ли ОУ ресурсами для марке­тинговой деятельности и как эффективно они используются?

    1. не располагает;

    Б) ресурсы достаточны, но используются не эффективно;

    1. ресурсы в наличии и используются эффек­тивно.










    5.3. Изучаются ли образовательные потребно­сти рынка и способы их удовлетворения?

    1. нет;

    Б) эпизодически;

    1. постоянно.










    5.4. Имеется ли в ОУ программа маркетинго­вой деятельности?

    А) нет;

    Б) да.










    5.5. При формировании имиджа ОУ учитыва­ются ли факторы, влияющие на принятие ре­шения потребителей о выборе ОУ?

    А) нет;

    Б) да.










    5.6. Имеется ли в ОУ карта планирования маркетинговых мероприятий?

    А) нет;

    Б) да.





    Специфичность организации маркетинговой деятельности в учреждениях можно рассмотреть, исследую следующие особенности:

    -образовательная услуга;

    -финансирование образовательного учреждения;

    -потребители образовательных услуг;

    -маркетинговая среда образовательного учреждения;

    -конкуренты на рынке образовательных услуг.

    Услуга- это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая , в основном. Не осязаема и не приводит к овладению чем-либо.

    Для оценки эффективности маркетинговой деятельности были взяты пять направлений внутреннего маркетинга и оценены в соответствии с предложенной бальной системой. Результаты можно увидеть в следующей таблице:




    Показатели маркетинговой ориентации ОУ

    Уровень реализации

    Кол-во

    баллов

    1

    Философия, ориентированная на потребителя образовательных услуг и продуктов

    1.1. Принимает ли ОУ участие в планировании Программ и направлений образовательной деятельности территории (города, района)?

    А)не участвует;

    Б) осведомляется о намеченных программах, но в официальном планировании не участвует;

    В)является участником стратегического пла­нирования по развитию системы образования территории.


    1

    0
    0







    1.2. Каким образом реагирует на изменения окружающей среды образовательное учрежде­ние?

    А) воспринимает информацию, но использует благоприятные возможности сравнительно медленно;

    Б) быстро реагирует на изменения и адаптиру­ет стратегию и тактику образовательной дея­тельности.


    1
    0

    2

    Интегрированные маркетинговые обязательства руководителя ОУ













    2.2. Насколько тесно сотрудничество руково­дителя ОУ с другими образовательными учре­ждениями и организациями?

    А)встречи на совещаниях и семинарах;

    Б) эпизодическое решение совместных про­блем или обмен информацией;

    В)систематическое поддержание контактов с



    2


    0









    целью формирования совместных планов ра­боты.








    2.3. Отношение ОУ к проявлению инициати­вы:

    А)не поддерживается;

    Б) подчеркивается при случае польза контак­тов и помощь конкретным сотрудникам;

    В)всегда поощряется (морально и по возмож­ности материально).

    2

    3

    Работа

    с маркетинговой информацией

    3.1. Наличие и оптимальность маркетинговой информационной системы (МИС):

    А)МИС отсутствует;

    Б) МИС содержит основные элементы, но не действенна;

    В)МИС учитывает информационные потреб­ности управления.



    2







    3.2. Когда предложения ОУ (в форме предло­жений или практического опыта) принимались на территории и внедрялись как направление деятельности территории?

    А)никогда;

    Б) давно;

    В)в настоящее время.


    3







    3.3. Какие усилия нужно приложить, чтобы оценить эффективность деятельности ОУ?

    А)существенные усилия;

    Б) незначительные усилия;

    В)мониторинг эффективности деятельности ведется постоянно и промежуточные результа­ты можно получить по требованию.


    3







    3.4. Каково качество информации и каналов связи, нацеленных на рынок ОУП?

    А)низкое качество, информационные каналы не спроектированы;

    Б) достаточное для принятия решений;

    В)высокое качество, информационные каналы действенны.


    2

    4

    Стратегическая

    ориентация

    4.1. Как можно оценить качество стратегии ОУ?

    А)никогда не разрабатывалась;

    Б) ОУ продолжает принятую стратегическую линию;

    В)разработана повторная стратегия.


    2







    4.2. Какова степень вероятности реализации планов ОУ?

    А)малая вероятность;

    Б) вполне возможно;

    В)замыслы реальны и планы приближены к возможностям ОУ.


    2







    4.3. ОУ принимает участие в инновационных проектах и конкурсах:










    А)нет;

    Б) участие не запрограммировано: руководи­тели активизируют участие по указанию вы­шестоящих органов управления образованием или педагоги принимают участие по собствен­ной инициативе;

    В)существует Программа инновационной деятельности в ОУ и имеются положительные результаты участия на разных уровнях.


    3

    5

    Управление маркетингом в образовательном учреждении

    5.1. Насколько хорошо планы позволяют реа­лизовать стратегию и тактику ОУ?

    А)не позволяют;

    Б) достаточно;

    В)успешно реализуются.



    2







    5.2. Располагает ли ОУ ресурсами для марке­тинговой деятельности и как эффективно они используются?

    А)не располагает;

    Б) ресурсы достаточны, но используются не эффективно;

    В)ресурсы в наличии и используются эффек­тивно.


    2







    5.3. Изучаются ли образовательные потребно­сти рынка и способы их удовлетворения?

    А)нет;

    Б) эпизодически;

    В)постоянно.



    2







    5.4. Имеется ли в ОУ программа маркетинго­вой деятельности?

    А) нет;

    Б) да.


    2







    5.5. При формировании имиджа ОУ учитыва­ются ли факторы, влияющие на принятие ре­шения потребителей о выборе ОУ?

    А) нет;

    Б) да.


    да







    5.6. Имеется ли в ОУ карта планирования маркетинговых мероприятий?

    А) нет;

    Б) да.

    1


    Анализ эффективности маркетинговой деятельности показал его достаточный уровень и составил 34 балла. В тоже время выявились довольно значительные просчёты в организации маркетинговой деятельности, которые вполне исправимы при изменении подхода к маркетинговой деятельности со стороны руководства.


    написать администратору сайта