Главная страница
Навигация по странице:

  • ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

  • Форма занятия

  • ПК 1.1

  • Образовательные задачи

  • После занятия у студентов должны сформироваться элементы следующих компетенций.

  • Ожидаемые результаты обучения

  • Уровень подготовки

  • Процессы роста подчиняются определенным законам

  • «потребность», «удовлетворение потребностей».

  • 1_лекция. Методическая разработка теоретического занятия 1 по теме Рост и развитие человека. Потребности человека в разные возрастные периоды


    Скачать 56.57 Kb.
    НазваниеМетодическая разработка теоретического занятия 1 по теме Рост и развитие человека. Потребности человека в разные возрастные периоды
    Дата27.09.2019
    Размер56.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_лекция.docx
    ТипМетодическая разработка
    #58318

    Подборка по базе: метод. разработка итог. аттест. умелые ручки.docx, Конспект индивидуального логопедического занятия дифференциация , Рождество Христово. Методическая разработка по предметам ОРКСЭ 4, ТТК. Разработка котлованов и установка железобетонных опор возду, Коррекционные занятия по русскому языку.docx, Использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях, ТЕСТЫ К ИТОГОВЫМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ (1).docx, Анализ открытого занятия.docx, Реферат. Общие характеристики методов диагностики организма при , Методическая разработка ОРВИ и менингококковая инфекция.docx.

    Государственное автономное

    профессиональное образовательное учреждение

    «Орский медицинский колледж»

    Филиал г.Гай

    Методическая разработка

    теоретического занятия № 1

    по теме: «Рост и развитие человека. Потребности человека в разные возрастные периоды».

    ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

    Для специальности: 34.02.01. Сестринское дело


    Составил преподаватель: Алегина И.А.

    Составил преподаватель: Алегина И.А.




    Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии

    профессиональных модулей

    Протокол № 4

    «28» ноября 2018 г.

    Председатель ЦМК: Стрельцова В.В.



    Составил преподаватель: Алегина И.А.


    Составил преподаватель: Алегина И.А.

    Форма занятия: теоретическое

    Время занятия: 90 минут (2 академических часа)

    Место проведения занятия: учебная комната

    Контингент: студенты III курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело

    Цель занятия: получение новых знаний и умений по особенностям роста и развития человека, потребностей человека в разные возрастные периоды.

    Формирование следующих компетенций:

    ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

    ПК 1.2.Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

    иметь практический опыт:

    - проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода;

    уметь:

    - обучать население принципам здорового образа жизни;

    - проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

    - консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики;

    - консультировать по вопросам рационального и диетического питания;

    - организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;

    знать:

    - современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

    - основы иммунопрофилактики различных групп населения;

    - принципы рационального и диетического питания;

    - роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»

    Образовательные задачи: дать основные знания по изучаемой теме:

    1. Понятие роста и развития человека. Закономерности развития.

    2. Возрастная периодизация. Понятие «возраст».

    3. Биологический возраст и его критерии. Психологически, календарный, юридический возраст.

    4. Движущие силы развития.

    5. Потребности человека в разные возрастные периоды.

    Самостоятельная работа:

    Конспектирование лекционного материала

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

    - Определение возраста человека.

    - Изучение потребностей человека.

    - Определение потребностей человека в разные возрастные периоды.
    После занятия у студентов должны сформироваться элементы следующих компетенций.

    Элементы компетенций

    ПУ

    ТЗ

    Формы и методы контроля оценки результатов

    ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    +

    +

    -контроль посещения занятий

    -анализ поведения студентов на занятии (дисциплинированность, аккуратность, наличие медицинского халата)

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

    +

    +

    -выполнение инструкции преподавателя по выполнению задания


    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения заданий

    +

    +

    - контроль записи материала

    -контроль умения оценки студентами своей работы и интерпретация результатов

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    +


    +


    -контроль выполнения заданий студентами. Студенты задают друг другу вопросы, работая в малых группах.

    ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

    +

    +

    -контроль выполнения инструкции и интерпретации результатов


    ПК 1.2.Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

    +

    +

    -студенты правильно выполняют задания, и интерпретируют результат

    Ожидаемые результаты обучения

    Элементы компетенций

    Наименование результатов

    ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

    -студенты приходят на занятия подготовленными, без опозданий, в чистых медицинских халатах, выполняют все требования педагога

    ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

    -студенты демонстрируют умение самостоятельно выполнять задания педагога

    ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения заданий

    - студенты демонстрируют умение работы с раздаточным материалом при выполнении заданий

    ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    -студенты работают в малых группах, задают друг другу вопросы.

    ПК1.1.Учить правильному использованию правил психической адаптации при проведении мероприятий по сохранению и укрепления здоровья населения

    -студенты чётко соблюдают инструкцию и время выполнения задания

    ПК1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

    -студенты работают в бригаде, слушают и анализируют полученную информацию

    Уровень подготовки: Уметь: конспектировать новый материал, выполнять задания, работать в группах.

    План лекции №1

    1. Понятие роста и развития человека. Закономерности развития.

    2. Возрастная периодизация. Понятие «возраст».

    3. Биологический возраст и его критерии. Психологически, календарный, юридический возраст.

    4. Движущие силы развития.

    5. Потребности человека в разные возрастные периоды.


    Развитие человеческого организма происходит непрерыв­но, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуально­го развития человека, как и любого биологического организ­ма, можно выделить ряд периодов, этапов возрастной био­графии, каждый из которых имеет свои характерные черты. Продолжительность каждого из этих периодов определяется биологическими особенностями организмов данного вида, а также во многом зависит от действия экологических факто­ров. Помимо действия биологических и экологических фак­торов, на продолжительность того или иного периода разви­тия человека, как существа биосоциального, оказывают влия­ние и общественные факторы (экономическое состояние сре­ды обитания, степень интеллектуального развития, образ жизни).

    Понятие периода жизни человека тесно связано с поняти­ем «возраст». Под возрастом принято понимать:

    1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;

    2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристи­ку его жизни, отражающую момент рождения, рост, разви­тие, созревание и старение.

    Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.

    Хронологический возраст — это период от рождения до мо­мента его исчисления, т.е. разность между датой исследова­ния и датой рождения.

    Биологический возраст — совокупность признаков, харак­теризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья.

    Хронологический возраст имеет четкие границы во време­ни — час, день, месяц, год. При этом биологические особен­ности данного конкретного организма не учитываются.

    Биологический возраст определяется всей совокупностью обменных, анатомических, функциональных, регуляторных, психологических особенностей, приспособительными воз­можностями организма.

    Биологический возраст может не соответствовать хроноло­гическому. При некоторых патологических состояниях (на­пример, при прогерии) биологический возраст опережает ка­лендарный, а при некоторых других — отстает от него (напри­мер, при инфантилизме).

     Возрастные периоды — это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения опреде­ленного этапа морфологического и функционального разви­тия отдельных тканей, органов, систем организма и всего ор­ганизма в целом.

    На протяжении жизненного цикла человека — от зачатия до смерти — можно выделить три основных периода:

    • период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, по­ловой, психологической зрелости;

    • период относительной стабильности, зрелости функцио­нальных систем организма;

    • период угасания, ослабления и деструкции функциона­льных систем во время старения организма, наступающий по­сле прекращения репродуктивной функции.

    Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает прежде всего этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевате­льного аппарата, становление высшей нервной деятельно­сти. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее.

    Периоды детского возраста

    Длительность

    1. Антенатальный (внутриутробный)

    зачатие – 280 дней

    2. Неонатальный (новорожденности): · ранний неонатальный · поздний неонатальный

    0 –28 дней

    0 – 7 дней




    8 – 28 дней




    3. Период младенчества (грудной или младший ясельный)

    28 дней – 1 год

    4. Преддошкольный (старший ясельный)

    1 год – 3 года

    5. Дошкольный

    3 года – 6 лет

    6. Младший школьный возраст

    6 лет – 12 лет

    7. Подростковый (старший школьный), пубертатный

    12 лет – 16 лет

    8. Юность

    16 лет – 21 год

     

    В настоящее время в жизни взрослого человека выделяют следующие периоды:

    1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин);

    2) зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 года до 60 лет у мужчин). Он в свою очередь подразделяется на два подпериода:

    а) от 21 года до 44 лет — ранняя зрелость;

    б) от 44 до 60 лет — поздняя зрелость;

    II подпериод зрелого возраста.

    Ряд исследователей выделяют в зрелом возрасте следую­щие группы:

    а) молодой возраст — до 45 лет;

    б) средний возраст — 45—60 лет.

    На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый воз­растной промежуток - климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);

    3) пожилой возраст (от 60 до 69 лет);

    4) период ранней старости (от 75 до 90 лет);

    5) период поздней старости (после 80 лет; после 90 людей называют долгожителями).

    Возрастные границы этих периодов достаточно условны, особенно это касается старших возрастных групп. В мире об­щепринятого определения пожилого возраста не существует.

    С понятиями «период жизни», «возрастной период», «био­логический возраст» тесно связаны такие понятия, как «рост» и «развитие». На каждом этапе возрастной биографии имеют­ся специфические черты, отражающие стадии роста и сте­пень развития организма. Рост и развитие человека — это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам. Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Рост — это количественные изменения, связанные с увели­чением числа и/или размеров клеток, размеров и массы орга­нов, тканей, всего организма в целом, накопление опреде­ленного объема информации, умений, опыта и т.д.

    Развитие подразумевает качественные изменения — мор­фологическая дифференцировка тканей и органов, их функ­циональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со време­нем, т.е. развитие может идти по двум линиям — восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс). Кроме того, различают две формы развития: эволюционную и революционную, скачкообразную.

    Развитие человека продолжается в течение всей его жиз­ни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя про­исходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).

    Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей, к которым можно отнести:

    • генетическую предопределенность;

    • стадийность;

    • определенные морфофункциональные изменения, харак­терные для каждого периода жизни человека.

    Основной закономерностью соотношения роста и разви­тия является их несовпадение во времени или пространстве, т.е. они не происходят одномоментно: вначале наблюдаются количественные изменения, приводящие затем к качествен­ным. Этим объясняются скачки роста в отдельные возраст­ные периоды, несоответствие сроков физического и психосо­циального развития (особенно выраженное в подростковом периоде), снижение отдельных функций организма в опреде­ленные периоды жизни.

    Процессы роста подчиняются определенным законам:

    1. Закон неуклонного торможения энергии роста. Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 нед гестации. Относительно небольшая интенсивность клеточного деления до 8 нед коррелирует с активной дифференцировкой и морфогенезом органов и систем. С 34 нед гестационного периода замедление роста идет на фоне существенных нарастаний массы тела.

    К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка. В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит свое отражение в следующем законе.

    2. Закон неравномерности изменений скорости роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела. Таким образом, периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления».

    — период первой «полноты» или первого «округления» (turqor primus): с 1-го по 4-й годы жизни с преимущественными прибавками массы тела над длиной тела

    — период первого «вытягивания» (proceritas prima): с 5-го по 7-й годы жизни. Отмечается преобладание роста длины тела по сравнению с его массой;

    — период второй «полноты» или второго «округления» (turqor secunda): с 8-го по 10-й годы жизни;

    — период второго «вытягивания» (proceritas secunda): с 11 до 15 лет;

    — период очень замедленного роста: с 15 до 18–20 лет.

    3. Закон аллометрического роста - непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов. Во внутриутробный период жизни, в силу особенностей кровоснабжения плода, отмечается преимущественный рост частей тела, расположенных ближе к голове и, прежде всего, самой головы. После рождения, наоборот, наиболее интенсивно растут части тела, расположенные дистально. Таким образом, в постнатальном периоде стопа вырастает больше, чем голень, последняя — больше, чем бедро и т. д. Благодаря этому у ребенка с возрастом происходят изменения пропорций тела и внешнего облика, которые постепенно приближаются к таковым у взрослого

    4. Закон половой специфичности роста. Проявляется в том, что мальчики, в конечном итоге, имеют более высокие показатели конечного (дефинитивного) роста, хотя девочки относительно раньше (на 1–2 года) вступают в период пубертатного вытягивания, когда они обгоняют мальчиков по длине тела. Тем не менее, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем органам и системам.

    Развитие человека, как существа биосоциального, проис­ходит в различных сферах: физической, социальной, психо­эмоциональной и связанной с ней познавательной.

    Физическая сфера, или физическое развитие, включает в себя совокупность морфологических и функциональных свойств организма, соответствующих хронологическому и биологическому возрасту. В детском возрасте физическое развитие представляет собой динамический процесс роста — увеличение длины, массы, отдельных частей тела, органов и систем организма — и биологического созревания и станов­ления зрелого организма. Так как в детском возрасте процес­сы физического развития протекают наиболее интенсивно, его оценку производят чаще, чем в другие возрастные перио­ды, когда физическое развитие, достигнув определенного уровня, стабилизируется. Наиболее просто физическое раз­витие можно оценить, используя антропометрические по­казатели, к которым относятся длина (рост), масса тела, окружности головы и груди.

    Психоэмоциональное и социальное развитие представляет собой специфический аспект развития человека, связанный с его взаимодействием с окружающей средой и проявляю­щийся совокупностью душевных процессов и явлений (ощу­щения, восприятия, эмоции, память и т.д.).

    Уровень физического развития, скорость увеличения рос­та, нарастания массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела определяются многими факторами, среди которых можно выделить:

    • наследственные (длина и масса тела родителей, бабушек, дедушек);

    • биологические (здоровье индивидуума, его психологиче­ское, эмоциональное состояние, состояние здоровья его роди­телей);

    • климатические и экологические;

    • социально-экономические (материальное положение се­мьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей, уровень развития здравоохранения и медицинской культуры, профессиональные вредности);

    • образ жизни (режим и стиль питания, двигательная ак­тивность, вредные привычки, взаимоотношения индивидуума с окружением).

    Темпы роста и разви­тия подвержены также половым (так, половое созревание у девочек и мальчиков начинается в разные сроки, основные антропометрические, функциональные показатели у мужчин остаются более высокими, чем у женщин) и индивидуальным различиям.

     Факторы риска - факторы, оказывающих воздействие на рост, развитие, возникновение заболеваний у детей

    Факторы риска

    Характеристика

    1. ПРЕНАТАЛЬНЫЕ (период беременности): Социально-биологические   Акушерско-гинекологические   Осложнения беременности     Экстрагенитальные заболевания у матери   Оценка состояния плода

      возраст матери до 20 лет, старше 30 лет, профессиональные вредности, вредные привычки, рост(150 см и менее) и масса тела матери (на 25% выше нормы)

    паритет:4-7, 8-е роды и более, аборты, преждевременные роды, аномалии развития, бесплодие и др.




    ранний, поздний токсикоз, водянка, нефропатия, эклампсия, кровотечение в 1 и2 половине беременности, Rh и АВО-несовместимость, много-, маловодие и т.д.




    сердечно-сосудистые заб-я, б-ни почек, диабет, заб-я щитовидной железы, анемия, миопия, острые инфекции, хронические специфические инфекции




    гипотрофия, гипоксия, изменение вод при амниоскопии и др.




      2. ИНТРАНАТАЛЬНЫЕ (период родов)

    затяжные или стремительные роды, слабость родовой деятельности, длительный безводный период, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповиной, применение акушерских методов родовспоможения, асфиксия новорожденного

      3. НЕОНАТАЛЬНЫЕ (от момента родов до 28 дня)

    недоношенность, переношенность, дети из двоен, дети с массой 4 кг и более, стойкая желтуха, отклонения в акте сосания, мышечная гипотония, повышенная сонливость или возбудимость, гнойничковые заболевания у матери, мастит, высокий у-нь стигматизации

      4. ПОСТНАТАЛЬНЫЕ (28 дней – 1год)

    раннее искусственное вскармливание, несоответствие режима сна и кормления возрасту, рахит, анемия, гипотрофия, аллергический диатез, острые заболевания в первые 3 месяца жизни, частое применение антибиотиков, неполная семья, неудовлетворительные бытовые условия, плохой психологический климат, противоречивое воспитание

    Процесс жизнедеятельности человека тесно связан с поня­тиями «потребность», «удовлетворение потребностей». Дейст­вительно, на всех этапах жизненного пути человек постоянно сталкивается с потребностью в пище, воде, поступлении кис­лорода, с потребностью выделения продуктов жизнедеятель­ности, с потребностью в одежде, жилище и т.д. Без удовлет­ворения этих и других биологических потребностей организ­ма человека невозможно нормальное протекание жизненных процессов. Биологические потребности организма определя­ются его природной сущностью, они заложены в организме людей самой природой. Однако человек является не только биологическим объектом, но и существом социальным, об­щественным. В связи с этим возникают многие потребности, связанные с его жизнью в обществе, контактами с другими людьми (потребность в общении, в информации, образова­нии, охране здоровья и т.д.).

     Потребность можно понимать как надоб­ность, нужду, необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, принявшую специфичес­кую форму в соответствии с уровнем развития личности и требующую удовлетворения, внутренний побудитель актив­ности.

    Все многообразие потребностей можно разделить на не­сколько групп, видов, уровней. Прежде всего, исходя из био­социальной сущности человека, можно выделить две боль­шие группы: 1) биологические потребности; 2) социальные потребности.

    Степень удовлетворения социальных потребностей во многом зависит от уровня развития общества, производи­тельности труда, уровня жизни, тесно связана с образом жизни.

    По степени усложнения А. Маслоу определил пять иерар­хических уровней потребностей человека: физиологические (витальные) потребности, потребности самосохранения, со­циальные потребности, потребности в уважении, потребно­сти в самоутверждении и самореализации.

    Все люди, находящиеся на одной стадии развития, в оди­наковых условиях, по своей природе имеют целый ряд общих потребностей, которые обеспечивают естественное функцио­нирование тканей, органов и систем, их структурную целост­ность, а также протекание физиологических процессов, под­держивают жизнедеятельность организма в целом. Эти по­требности присущи человеку на всех этапах его жизнедеяте­льности и не зависят от возраста, пола, в известной степени даже от состояния здоровья. В этом смысле они являются универсальными.

    В настоящее время в России принята модель сестринского дела В. Хендерсон в модификации Мухиной—Тарновской, в которой рассматриваются десять фундаментальных потреб­ностей человека.

    К ним относят:

    1) нормальное дыхание;

    2) адекватное питание и питье;

    3) физиологические отправления;

    4) движение;

    5) сон;

    6) одежду (способность одеваться, раздеваться, выбирать соответствующую одежду) и личную гигиену;

    7) поддержание нормальной температуры тела;

    8) поддержание безопасности при взаимодействии с окру­жающей средой;

    9) общение (после года);

    10) труд и отдых (после 7 лет).

     

    I. АНТЕНАТАЛЬНЫЙ период (внутриутробного развития) продолжается от момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней). В этот период особенно опасно действие тератогенных факторов, которые поражают тот орган, который в этот момент наиболее быстро растет и дифференцируется (в3-11нед–мозг,4-7нед–глаза и т.д.) и делятся на:

    1.Экзогенные:

    Ø ионизирующая радиация

    Ø инфекции (коревая краснуха, аденовирус, вирус простого герпеса, гриппа, цитомегаловирус)

    Ø химиопрепараты (антибиотики (тетрациклины), гормоны, салицилаты, цитостатики)

    Ø промышленные, с/х, бытовые яды (гербициды, пестициды и др.)

    2.Эндогенные: Мутации генов, генетические дефекты

    Характеристика фаз антенатального периода:

    Фаза эмбрионального развития

    Длительность:

    от 0 до 3-х месяцев беременности

    Особенности:

    Формирование из зародыша органов и систем плода Между матерью и плодом еще нет плаценты, выполняющей барьерную функцию Воздействия тератогенных факторов способствуют возникновению эмбриопатий (нарушение строения органов плода ВПР, не поддающиеся лечению) Питание из желточного мешка

    Фаза плацентарного развития

    Длительность:

    то 3-х мес. беременности до рождения

    Особенности:

    Органы плода уже сформированы Между матерью и плодом уже существует плацента, выполняющая барьерную функцию Воздействия тератогенных факторов способствует возникновению фетопатий (нарушение функции органа плода, поддающиеся лечению) Питание за счет матери

    В этот период очень важно правильно организовать наблюдение за беременной женщиной:

    1) В женской консультациипри взятии на учет(12 недель беременности), в середине беременности, в процессе родоразрешения после клинического и лабораторного обследования беременную женщину относят к определенной группе риска, используя бальную систему оценки пренатальных факторов риска (1 лек). К группе высокого рискаотносятся беременные с суммарной оценкой пренатальных факторов 10 баллов и выше, среднего риска – 5 баллов, низкого – до 4-х баллов.Беременные женщины из групп высокого риска должны быть тщательно обследованы с привлечением специалистов.

    2) В детских поликлиниках разработана система дородовых патронажей:

    Первый дородовый Второй дородовый

    Проводится участковой медсестрой

    Срок проведения

    После взятия на учет (до 12 недели беременности) 32-40 неделя беременности

    Направленность

    Будущая мать Будущий ребенок

    Цель

    Сбор анамнеза (генеалогический, социальный) и инструктаж будущей матери Проверка выполнения рекомендаций, подготовка к послеродовому периоду

    Инструктаж матери

    О здоровом образе жизни (по питанию, режиму дня, работы, вредным привычкам, оздоровлению матери и др.)

    О преимуществах естественного вскармливания, подготовке молочных желез к кормлению ребенка, профилактике гипогалактии, мастита.

    Об организации уголка ребенка, приобретении аптечки и приданного для новорожденного

    Документация: сведения патронажа записываются в истории развития ребенка (ф. № 112)


    написать администратору сайта