Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • Актуальность

  • Структура работы

  • ФУНКЦИИ СНОВИДЕНИЯ КАК ВНЕСЮЖЕТНОГО ЭЛЕМЕНТА В ТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • 1.2 Сон как элемент сюжетно-композиционной структуры литературного произведения

  • 1.3 Исследование мотива сна в творчестве Ф.М. Достоевского

  • Список использованных источников

  • Курсовая работа18 - для слияния (1). Объект исследования роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Предмет исследования


    Скачать 115.5 Kb.
    НазваниеОбъект исследования роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Предмет исследования
    Дата29.06.2020
    Размер115.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая работа18 - для слияния (1).doc
    ТипДокументы
    #61749

    Подборка по базе: ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ.docx, металлографические исследования.docx, Б1.Б.23 Маркетинговые исследования в РиСС.docx, КУРСОВАЯ РОМАН Н.Г. ЗС(Д)О-16 (на распечатку).docx, ПАХТ Павлов Романков.djvu, Спрос как объект маркетинга.docx, Методы психологического исследования.docx, 46. Технолог. процессы объектов нефтян. пром.docx, +Гражданский романтизм.docx, Справка о стаже на береговом объекте ГМССБ (радист Учебная и Про



    ВВЕДЕНИЕ

    Что представляет собой сон? Почему мы вообще имеем возможность ощущать это состояние полусказочной пелены, в которую мы проваливаемся, закрывая глаза?

    Люди веками пытаются истолковать сны, найти связь между снами и реальностью, понять, почему некоторые люди вообще лишены способности видеть сны. Сам сон издревле считался состоянием мистическим, когда человек не способен себя контролировать. Многие утверждают, что они наделены даром видеть вещие сны, которые предсказывают события, которым только суждено сбыться.

    Неудивительно, что особую роль сон играет в художественной литературе. Сны героев зачастую определяют их характер, раскрывают их переживания, предопределить развязку событий.

    Объект исследования: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Предмет исследования: сновидения Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

    Актуальность работы заключается в практической направленности. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» входит в список обязательного изучения в школьной программе. Наше исследование может помочь в анализе романа не только школьным учителям, ученикам старших классов, но и всем тем, кто интересуется творческом Ф.М. Достоевского и анализируемым романом в частности.

    Цель работы: определить идейно-художественное значение сновидений Родиона Раскольникова в раскрытии его характера в романе «Преступление и наказание».

    Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

    1. Изучить литературный сон как элемент структуры художественного произведения.

    2. Проанализировать формы сновидений главного героя.

    3. Выявить взаимосвязь сна Раскольникова с его эмоциональным состоянием и осмыслением действительности.

    4. Установить, какой идейно-художественный смысл вкладывает автор в сновидения своего персонажа.

    При решении вышеописанных задач в процессе исследования были использованы следующие методы:

    1. Биографический

    2. Типологический

    3. Исторический

    4. Сопоставительный

    5. Описательный

    6. Анализ и синтез


    Методология: работа основана на трудах историков литературы по творчеству Достоевского: Бахтина М.М. («Проблемы творчества Ф.М. Достоевского», «Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского») , Ванслова В.В. («Эстетика романтизма»), Накамура К. («Чувство жизни и смерти Достоевского»), Назирова Р.Г. («Время у Достоевского»), Щенникова Г.К («Достоевский и русский реализм») и др., а также в основу работы положены работы по изучению сна как литературного приема – «Огонь вещей: Сны и предсонье» - Ремизов А., «Теория сновидений» Касаткин В.Н, «Художественная природа литературных сновидений» Нечаянко Д. - и др.

    Структура работы. Исследовательская работа состоит из двух глав:

    1. Функции сновидения как внесюжетного элемента в тексте литературного произведения

    2. Анализ сновидений главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова.

    Первая глава теоретическая, которая состоит из трех подглав, включающих в себя опыт исследования литературного сна как элемента текста, вопросы изучения данной проблемы в трудах российских и зарубежных филологов, определение понятия литературного сна, варианты его классификаций в целом, виды литературного сна и подходы к его изучению в тексте.

    Третья подглава посвящена изучению литературного сна в текстах Ф.М. Достоевского: представлены подходы исследователей и методы определения роли литературного сна в тексте самим автором.

    Вторая глава носит практический характер. Во второй главе присутствует анализ двух снов Родиона Раскольникова на основе представленных в исследовательской работе методов.


    1. ФУНКЦИИ СНОВИДЕНИЯ КАК ВНЕСЮЖЕТНОГО

    ЭЛЕМЕНТА В ТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    1.1 Исследование роли сновидения в художественном произведении

    Сон как символ литературного текста берет своё начало в античном жанре «менниповой сатиры». Меннипову сатиру иначе еще именуют Варро-новской пародией, ее отличает слияние философских размышлений с коми-ческой сатирой. Одной из специфических особенностей этого жанра антич-ной драматургии является пристрастие к фантастическим ситуациям, среди которых переход в состояние бреда, перемещение в подпространстве и времени, общение с покойниками и тому подобное. Этот феномен отмечал и М. Бахтин в своей книге «Проблемы поэтики Достоевского» [1, с.14-15]. В своём исследовании он подчёркивал: «в мениппее впервые возникает морально - психологический эксперимент, который предполагает изображение раздвоения личности, сумасшествий всякого рода, изображение странных снов и страстей, неукротимой мечтательности, и т. п. Сновиденья, безумство, грёзы разрушают драматичную и эпическую неделимость человека и его судьбы: в нем раскрываются возможности другого человека и иной жизни, временами он уже не принадлежит самому себе, не может справиться с самим собой» [1, с.14-15].

    Наиболее часто сновиденье как стилистический приём используется в период романтизма. В. Ванслов в книге «Эстетика романтизма» констатирует, что искусстве этого времени реальная действительность чувствуется как видение, нечто кратковременное, иллюзорное. Персонажам - романтикам кажется, будто творящееся вокруг них – сон, неясная греза [4, с.21]. Ю. Лотман в своей книге «Культура и взрыв» раскрывает еще одну позицию на проблему употребления сна в поэтике художественного текста. С его точки зрения, сон являет собой коммуникативный инструмент, который используется в тексте для воссоздания некого семиотического окна, созданного для поиска самого себя [12, с. 42].

    Ю. Лотман также подчёркивает сверхъестественное значение сна, воображая его пространством для определения и поиска всевозможных смыслов и интерпретаций [12, с.40-43]. Таким образом, в классических работах, направленных на изучение элемента сна в художественном произведении, главный акцент направлен на мифологизацию сущности сновидения.

    Важнейший принцип, обнаруженный в ходе исследования этой проблемы – принцип двоемирия. Этот закон также относится к коренной черте романтизма. Он состоит в том, что мир реальности противопоставляется миру сна, грёзы; безупречный мир (то есть фантастический, несуществующий – мир сновидения) противопоставляется реальной действительности.

    Сновидение как литературный приём исследователями рассматривается с двух сторон. С одной стороны, исследователи исследуют функции сна в отношении литературного текста в целом, в отдельных литературно-художественных направлениях и литературных эпохах. С другой стороны, бытует ряд научных рассуждений, посвященных изучению приёма литера-турного сна в творчестве отдельных литераторов.

    Ряд учёных, которые посвятили свои работы изучению приёма литературного сновидения, рекомендовали свою классификацию подходов, используемых для анализа литературных сновидений. Одна из таких типологий была предложена А. Бегеном. По его убеждению, сон в художественном произведении понимается как средство изображения внутреннего мира персонажа, как компонент текста и как часть внутреннего мира произведения. Его типология предлагает три подхода к изучению литературного произведения: психологический, метафизический и литературоведческий. Психологический подход, по мнению автора определяет литературное сновидение как материал для исследования психического состояния героя. Вышеупомянутый подход послужил методом для исследования работ, посвященных творчеству Ф. М. Достоевского. Среди них исследование японского учёного Кэнноскэ Накамура «Чувство жизни и смерти у Достоевского» [14].

    Авторы, применяемые в своих исследованиях литературоведческий метод, исследуют литературное сновидение с абсолютно иной точки зрения. В своих исследованиях они ставят следующие вопросы: раскрывает ли сновидение характер персонажа, какую роль сон играет в прогрессе сюжета, приближает ли его развязку? Этот подход предполагает исследование сновидения как особенного компонента в системе художественного произведения, выполняющего конкретные функции в составе целого литературного произведения. Этот подход используется в большинстве работ, посвященных изучению литературного сна в целом.

    Третий подход – метафизический – предполагает исследование пробле-мы художественной реальности. Здесь важно подчеркнуть, что метафизиче-ский подход чаще всего используется во взаимосвязи с психологическим, чтобы обнаружить истоки становления идей автора в его биографии. Авторы исследований метафизического подхода к изучению литературного сна задумываются над тем, какая реальность возникает в произведении: божественная, иллюзорная или космическая. Использование совокупности психологического и метафизического подходов в исследовании художественного текста встречается в книге А. Ремизова «Огонь вещей: Сны и предсонье» [18]. Метод, избираемый тем или иным автором исследования, напрямую зависит от того, какая из функций сна, по его убеждению, является господствующей. Таким образом, можно объяснить, почему в различных исследованиях делается упор на разных элементах поэтики сновидения.

    Одной из целей филологического анализа является изучение поэтики сновидения, которая является порождением не бессознательного сновидца, но авторского плана, т. е. осознанного, как бы правдоподобно не был запе-чатлён сон.

    Тем не менее в литературе описаны и другие сны, наделенные явным и очевидным смыслом, которые не нуждаются в толковании. Пример такого сна можно найти в произведении А. С. Пушкина «Борис Годунов»: сон Григория является провидческим [17, с.55]. Сновидение зачастую становилось предметом изучения. Невзирая на большое количество публикаций, посвященных поэтике сна, они все носят фрагментарный, изолированный, узконаправленный характер, т. к. они связаны с контекстом и спецификами одного произведения, с личностным творческим методом конкретно взятого автора.

    1.2 Сон как элемент сюжетно-композиционной структуры литературного произведения

    Чтобы выявить функцию включения в композицию художественного произведения сновидения, как внесюжетного элемента текста, рассмотрим для начала само понятие композиции, сюжетного и внесюжетного вида композиционной организации.

    Основу любого художественного произведения составляет компози-ционное начало. Композиция представляет собой единство элементов, которое лежит в основе построения художественного текста. Помимо основного сюжета, в литературное произведение могут включаться так называемые внесюжетные элементы. Единство внесюжетных элементов художественного текста образует собой статическую часть произведения: они никак не влияют на действия и сюжет, герои остаются в том же положении и состоянии, в котором они находятся на данном этапе развития сюжета. Внесюжетные элементы условно делятся на три группы: описательная часть, отступления автора и вставные сюжеты. На последней разновидности остановимся подробнее.

    Вставные сюжеты являются семантически законченным фрагментом текста, в котором герои переносятся в другой мир или временной отрезок. Нередко в основу вставных сюжетов ложится психологическая картина героя – его размышления, переживания или воспоминания. Сновидение, как художественный элемент текста, включается в эту группу композиционных элементов художественного произведения.

    Прежде чем перейти к рассмотрению роли сна в сюжетно-композиционной структуре художественного произведения выявим функцию внесюжетных элементов текста. Значительная роль внесюжетных элементов заключается в том, что они являются одним из способов комментирования и оценки событий литературного произведения. Автор включает в основной текст вставной элемент для раскрытия психологизма героя и перспектив дальнейшего развития сюжета.

    Сновидение как элемент композиции включает в себя следующие от-личительные черты: использование языка символов, наличие визуальных образов, стилевое несоответствие всему произведению. Если рассматривать сновидение как элемент сюжетной структуры текста, то можно отметить, что сон является неким отражением внутреннего мира героя, его планов, предчувствий, страхов или мыслей. Здесь сон выполняет свою главную функцию как внесюжетный элемент: отзеркаливая душу, он предоставляет возможность для оценки ситуации глазами героя произведения. Так называемая психологическая функция сна в литературном произведении используется чаще всего. Раскрыть подсознательные процессы – одна из ведущих целей авторов, которая достигается включением сновидения в сюжет произведения. Данный приём носит еще одну функцию: устранения роли повествователя, объединение героя одновременно и в объект, и в субъект сновидения.

    Противопоставляется психологической функции сновидения сюжет-ная функция. Если в вышеописанной ситуации сновидение оказывает влия-ние на единого персонажа, его психологию и психическое состояние, то в данном случае сон может изменить сюжетный ход произведения в целом. Результатом включения сновидения в художественный текст с целью сюжетного влияния является изменения хода событий и, соответственно, развязки произведения.

    События сна могут быть отнесены к другому временному пласту, ко-торый может быть никак не связан с событиями в тексте. Литературный сон включает ряд мотивов, то есть содержание сна, отличающихся своими характерными особенностями и функциями в тексте. Самыми часто встречающимися мотивами литературных слов являются мотив невозможности бегства, мотив превращения, мотив болезни или смерти. Как правило, герой видит сновидение о себе, однако независимо от того, принимает ли участие в сюжете сна главный герой, его точка зрения на происходящие в сновидении события обязательно будет там присутствовать.

    Как правило, события сна происходят в каком-то условном пространстве. Содержание сна передается отдельным отрывком текста, причем в практике написания некоторых литературных произведений используется приём уподобления действительности сновидения – редко указывается момент начала сновидения, тем самым создается интрига перехода от реальности к миру иллюзии. Такая структура построения элемента сновидения позволяет читателю некоторое время чувствовать некую ирреальность происходящего. Этот приём присущ романтическим произведениям. Если выделять виды литературного сна по критерию определения его границ, то следует отличать еще три вида сновидений в литературе:

    1. Границы начала и конца сновидения четко определены: сон более или менее явственен.

    2. Фиксируется только момент погружения героя в состояние сна.

    3. Четкие рамки начала и конца сна не определены: создается ощуще-ние пограничного состояния между фантастическим, мифическим миром и реальным, бытовым. Пробуждение подразумевается, домысливается.

    В зависимости от того, какую цель преследует автор, вводя своего персонажа в состояние сна, он использует один из этих видов, каждый из которых под собой предполагает определенные функции.

    Еще один критерий, по которому можно выделить два типа литера-турных снов, – критерий количественный. Литературный сон может быть многократным и однократным. Выбор одного из рассматриваемых видов опять же зависит от цели, которую пытается достичь автор. Многократный литературный сон направлен на последовательное влияние на психологию персонажа или на развитие действий. Многократный литературный сон может также являться сном-предсказанием.

    Исходя из представленных выше понятий, попытаемся определить, что вообще есть такое литературный сон. Ученые, исследовавшие проблему определения места литературного сна в поэтике художественного произведения, рассматривали сон как нечто иное, отличное от психофизиологического явления. Таким образом, можно сделать вывод, что литературный сон – это некое пространство, в которое читатель проникает вместе с главным героем для того, чтобы рассмотреть особенности психологии персонажа; сновидение в литературе не всегда принимает ту форму, которую определяет физиология – оно может граничить с состоянием бреда или галлюцинации.


    1.3 Исследование мотива сна в творчестве Ф.М. Достоевского

    Своеобразие Достоевского как художника и писателя состоит в том, что он создал новые разновидности художественного виденья и посему сумел приоткрыть завесу тайн жизни человека. Одной из таких разновидностей является сон.

    М. М Бахтин, обращаясь к изучению творчества Ф. М. Достоевского утверждал, что во всей общеевропейской литературе не отыскать литератора, в творчестве которого сны играли бы такую огромную роль, как у Достоевского [1, с. 4 ]. По Бахтину, в творчестве Достоевского доминирует так наказываемая «кризисная интерпретация сна», то есть сновидение, которое влечёт к стремительному перелому во внутренней жизни человека, к его изменению и перевоплощению [1, с.28 ].

    В романах Ф. М. Достоевского большинство героев видят сны. К этому числу относится и предмет нашего изучения – Родион Раскольников, и Ставрогин, князь Мышкин, сны видят также братья Карамазовы. Кроме этого у Достоевского есть произведения, в которых сновидение является первоосновой сюжета. Само слово «сон» и «сновидение» заключены в наименовании трёх его произведений. Таковыми являются «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «Сон смешного человека», «Дядюшкин сон». В черновиках Достоевского покоятся слова, которые разом освещают всю глубину проблемы: «Али ест закон природы, которого не знаем мы и который кричит в нас. Сон». Сам Ф. М. Достоевский считал, что сновидения персонажей приоткрывают его внутреннюю сущность – герои попадают в положение, подконтрольное лишь сознанию, сну подвластно то, что не желает замечать бодрствующий разум. Таким образом, через сновидение персонаж познает самого себя.

    Осознание снов у Достоевского не сводится к предсказаниям и суеве-риям: в переплетениях сюжетов сновидений он отыскивает путь к самопо-знанию. Сон для Достоевского незаменимый инструмент художественного познания, первоистоки которого лежат в законах самой человеческой природы. Мотив сна в произведениях Достоевского – это не попытка избежать встречи с реальностью, а наоборот: инструмент постижения действительности, возможность постигнуть ее специфические формы, запечатлеть ее художественно.

    Г. К. Щенников, анализируя творчество Достоевского, посчитал, что изображение снов, кошмаров, галлюционического бреда у Достоевского является средством психоанализа [24, с.126] . По убеждению автора, писатель, как правило, формирует подборку снов, которые объединяет один мотив и тема. Тематически сны героев могут также образовывать некие триады: три сна Раскольникова на темы насилия, три сна Ипполита о безжалостной и тупой природе, три сна Свидригайлова [24, с.130].

    В его художественных произведениях встречаются различные вариации снов: сны-воспоминания, сны-предчувствия, «философские» сны, сны-разоблачения. Но с точки зрения их функций все сновидения в романах Ф. М. Достоевского условно разделяют на два типа: сюжетные сны и иллюстративно - психологические сны. Объёмные сны персонажей Достоевского, напоминающие вставные повести, выделяются повествовательным характером и масштабностью сцен. Такие сны продвигают вперёд сюжеты произведений и раскрывают характер персонажей.

    Тематика сна с точки зрения психологической глубины раскрыта в трудах ученого Р. Г. Назирова, посвященных произведениям Достоевского [13]. В своей работе «Время в романах Достоевского», он изучает явление превращения будущего и прошлого в «сплошное настоящее» [13, с.15-26]. И одним из средств такой метаморфозы является сон. Он пишет: «Если в традиционности сновидение часто служит задачам характеризации или сюжетного упреждения, формируя ощущение грозного вмешательства Рока, то у Достоевского сновидение преимущественно и рядом включается в цепь фабульного детерминизма, характеризует выбор героя» [13, с.23].

    Также следует огласить точку зрения самого Достоевского: по Достоевскому, человек по своей сущности этичен и в подсознании переживает ощущение вины, которое часто выявляется через сновидение. Эта концепция напрямую противоречит концепции З. Фрейда, который считал, что личностью тиранически правит совесть, вытесняя безнравственные и опаснейшие принципы в подсознание. Если сопоставлять его точку зрения с точкой зрения Достоевского – по Достоевскому аморален разум: в сознании же человека закрадывается любовь ко всему живому. Впрочем, Достоевский не утверждает, что человек по своей природе добр ко всему живому: он полагает, что человек, совершая злодеяние, знает о преступности содеянного, неосознанно переживает это и подсознательно стремится к наказанию.

    Проанализируем, чем же отличителен такой художественный приём, как литературное сновидение, в творчестве Ф. М. Достоевского. Во-первых, в произведениях Достоевского сон детерминирован реальной действительностью, то есть неразрывно соединён с ней. Во-вторых, сон рождает эмоциональную схватку персонажа: он сталкивает совестливое подсознание с озлобленным умом. В-третьих, существует такое свойство, как аллюзийность сна. (прим. Аллюзия – сопоставление текста с каким-либо общеизвестным историко-культурным фактом или литературным текстом). В русской литературе аллюзия как художественный приём применяется достаточно часто. Примеры применения аллюзии в литературном произведении можно отыскать в произведениях А. С. Пушкина, А. Блока, в эпиграфах к тексту и в употреблении крылатых высказываний). В-четвертых, подчеркивается карнавализованная природа сновидения. В-пятых, сон в романе Достоевского, по мнению исследователя, характеризуется сильной мотивировкой перевоплощения героя.

    Кроме вышеперечисленных художественных свойств сновидения у Достоевского, следует упомянуть еще одно свойство – реалистичность изложенных снов. Сновидение детализировано, изложено до мелочей. Тем самым создается эффект, что написанное – это не краткое символическое явление, а вполне самостоятельная вставка « сновидения – новеллы». Сон играет роль мощного двигателя сюжета, является предпосылкой нравственного перелома в сознании героя. Во снах персонажей также устанавливаются причины и следствия представляющихся событий, они могут предопределять дальнейшую их судьбу.

    Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что худо-жественный сон в творчестве Достоевского и конкретно в романе «Преступление и наказание» берёт на себя роль не только композиционного компонента, служащего для связки событий, изложенных в романе, но и является отражением внутренней природы героев, способом раскрытия характера персонажей.

    2. АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» РО-ДИОНА РОСКОЛЬНИКОВА

    Для анализа предмета нашего исследования предлагаем рассмотреть два отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Первый отрывок [7, с.63-68] представляет собой описание первого сна Родиона Раскольникова – сон об убийстве лошади.

    Этот сон – сон-воспоминание, который относит персонажа во времена детства. Строки о жестоком избиении животного мы можем прочесть от лица семилетнего мальчика. Примечателен момент, в который герой видит этот сон: Родиону снится убийство лошади незадолго до того момента, когда и он решается на убийство старухи.

    В сюжет сна об убийстве лошади автор вкладывает определенные символы: церковь – как символ божественного и нравственного, чистого и светлого. Но дорога в церковь ведет через кабак – место, символизирующее нечто мирское, приземленное, губящее в человеке человеческое начало. Для Раскольникова во сне человек и животное – не разделимы, в образе лошади герой видит образ униженного человека.

    Важны также детали сна: неслучайно во сне несколько раз упоминается топор – орудие убийство не только лошади, но и старухи уже в действительности, в реальном мире Родиона Раскольникова. Семилетний мальчик пытается установить торжество справедливости, бросаясь на толпу, размахивая руками, но слишком поздно – лошадь уже мертва. Эта попытка защитить и спасти животное, боль, которую переживает ребенок от смерти не в чем неповинного животного доказывает наличие в нем живого сострадания. Насилие ему чуждо, а жестокость противоестественна.

    Символично во сне и изображение толпы, которая присутствует при трагичном событии. В их описании «красных и пьяных людей» присутствует некая бессознательность и в то же время осознание совершаемого преступления.

    Не случайно Ф.М. Достоевский помещает героя ночью в период дет-ских лет, поэтому здесь, на мой взгляд, актуален психологический подход восприятия сновидения героя. Это указывает на то, что проблемы взрослой жизни угнетают героя, и он пытается вернуться в беззаботное время своей жизни, когда не нужно принимать важнейшие решения и нести ответственность за свои поступки. Во сне рядом с Родионом находится его отец. Отец – это символ безопасности и защиты.

    Автор акцентирует внимание на неприятие человеком убийства, в том числе неприятие Родионом неоправданной жестокости. Ф. М. Достоевский включает в сюжетную композицию этот сон, дабы показать борьбу души Родиона с его разумом. Ведь мысли его, предстоящие этому сну, заключались в том, что Раскольников убеждал себя в полезности убийства старухи-процентщицы, заставляющую страдать других.

    Здесь четко прослеживается характерная особенность сновидения: сон не имеет свойства подчиняться уму человека, вскрывая натуру человека. В действительности же Родион убежден в правильности своей теории «достойных» и «недостойных» людях, которая заставляет идти его на преступление.

    Таким образом, первый сон раскрывает истинные мотивы преступле-ние и противоестественность убийства.

    Третий сон [7, с.124-126] герой видит уже после убийства, когда он находится в бесконтрольном, в полусознательном состоянии. В нём снова видится Раскольникову избиение, но на этот раз Илья Петрович истязает его хозяйку.

    В этом сне особый акцент автор делает на звуки: для Родиона они особенно страшные и жуткие: «…она выла, визжала, причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он никогда ещё не слыхивал и не видывал».

    Раскольников во сне глубоко поражен жесткостью преступления, что становится причиной некого помутнения рассудка: в голове его картинки из подсознания начинают путаться и сливаться с действительностью. Расколь-ников думает о пролитой его руками крови, об убитых людях. В Илье Петровиче герой видит как бы самого себя со стороны, его нутро начинает противиться совершенному злодеянию.

    В этом сне Раскольников еще раз определяет для себя, что человеку чуждо убийство и жестокость, что еще раз подтверждает несостоятельность его теории.

    Проводя сравнительный анализ этих двух отрывков романа, можно выявить как сходства, так и различия. И первый, и второй отрывок введены автором для определения сущности убийства и выстраивания отношения Родиона к преступлению. Герой в сновидениях осознает в себе наличие сострадания и невозможность принятия убийства как нечто спасительного. Герой как бы получает возможность увидеть происходящее со стороны и оценить собственные действия. Родион противится желанию убить, его душа вступает в конфликт с разумом.

    Исходя из анализа представленных отрывков, можно сделать вывод, зачем Ф.М. Достоевский вводит сон как элемент художественного текста в текст романа «Преступление и наказание». Сон, как уже говорилось выше, состояние неконтролируемое сознанием, а значит именно во сне можно выявить истинную природу мыслей и деяний персонажа.

    В сновидениях Раскольникова можно выделить те аспекты его лично-сти, которые сам он в действительности отрицает. Автор, раскрывая во снах смутную и противоречивую жизнь души Раскольникова, стремится изобра-зить внутренний мир своего героя. Таким образом, элемент сновидения как внесюжетный элемент выполняет свою главную функцию: служит зеркалом души героя.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Во введении исследовательской работы были поставлены определенные цели и задачи, которые определяли ход исследовательского процесса и выбор материалов для выделения параграфов в теоретической части.

    Резюмируя полученные результаты в ходе решения поставленных задач при использовании таких методов исследования как сопоставление, анализ, описание и обобщение, можно подытожить – цель, поставленная в основу написания исследовательской работы, достигнута.


    1. В процессе написания исследовательской работы литературный сон был изучен как элемент художественной структуры произведения. Было установлено, что литературный сон играет роль структурного элемента текста, с помощью которого читатель сможет проникнуться психологией героя, оценить мотивы и причины его поступков, детально рассмотреть предпосылки к определенным действиям персонажа.

    2. На основании некоторых теоретических умозаключений были проанализированы формы сновидений главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Родиона Раскольникова. Было определено, что события сновидений тесно связаны с психологическим и эмоциональным состоянием персонажа Ф.М. Достоевского, сновидение отражает его переживания, взывания к совести, предпосылки к раскаиванию.

    3. На основании анализа двух отрывков романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (стр. 18-20) была установлена роль сновидения как внесюжетного элемента в тексте романа. Выявлено, что автор включает в текст сновидение как внесюжетный элемент, чтобы объяснить мотив преступления, описать муки совести и раскрыть внутреннюю сущность своего персонажа.

    .

    Так как актуальность исследовательской работы несет в себе в первую очередь практическую направленность, хочется верить, что описанные в исследовательской работе постулаты послужат отличным материалом для подготовки к урокам литературы в средней школе или для подготовки к экзаменам, будут полезными не только для учеников, но и для преподавателей литературы в школах.

    Список использованных источников:

    1) Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. С. 7—300, 466—505.

    2) Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского/ Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, 2000. Т. 2. С. 7—175, 428—543.

    3) Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях // Живая старина /89/. Вып.4.

    4) Ванслов, В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. - 2-е изд., доп. - Москва : Искусство, 1966. - 403 с. : ил. - Б. ц.

    5) Джонсон Р. Сновидения и фантазии. Анализ и использование/ Джонсон Р. М.: Ваклер, Рефл-бук, 1996. - 288 с.

    6) Достоевский Ф.М. [Электронный ресурс] Антология жизни и творчества. – Режим доступа: https://www.fedordostoevsky.ru/ . – Дата обращения: 23.04.2018

    7) Достоевский Ф.М. Преступление и наказание./ Ф.М. Достоевский. – М.: Дрофа, 2007. – 608 с.

    8) Касаткин В.Н. Теория сновидений/ Касаткин В.Н. Л.: Медицина, 1983. - 247 с.

    9) Ковальзон В.М. Физиология сна/ Ковальзон В.М.: Журн. эволюц. биохимии и физиологии. 1999. №8. - С. 627-634.

    10) Кондратьев Б.С. Сны в художественной системе Ф.М. Достоевского: Мифологический аспект/ Кондратьев Б.С.: Арзамас, 2001.

    11) В. М. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная филосо-фия.- В.М.Лейбин. –М.: Политиздат, 1990.-397с.

    12) Лотман Ю. Культура и взрыв / Лотман Ю. – Москва: Прогресс, 1992. – 272 с.

    13) Назиров Р.Г. Время у Достоевского / Время у Достоевского // О традициях и новаторстве: Уфа, - 1964. – 15-26 с.

    14) Накамура, Кэнноскэ. Чувство жизни и смерти у Достоевского [Текст] : [авториз. пер. с яп.] / Кэнноскэ Накамура. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1997. – 328 с.

    15) Нечаенко Д. Художественная природа литературных сновидений / Нечаенко Д. :Русская проза XIX века. А/р. М., 1991.

    16) Нечаенко Д. Сон, заветных исполненный знаков. Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе./Нечаенко Д. - М., 1991.

    17) Пушкин, А.С . Борис Годунов [Текст] : [трагедия] / А. С. Пушкин. - Санкт-Петербург : Лениздат, 2014. - 159 с.

    18) Ремизов А. Огонь вещей. Сны и предсонье / Ремизов А.- СПб.: Азбука, 2000. - 432 с.

    19) Руднев В.П. Сновидение и событие / В.П. Руднев / Сон семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. XXVI-e Випперовские чтения. М., 1993. - С. 12-17.

    20) Розин В. Природа сновидений и переживания произведени искусства: опыт гуманитарного и социально-психологического объяснения // Сон семиотическое окно./ Розин В. - М., 1993.

    21) Известный сонник [Электронный ресурс] Толкование снов по Фрейду. – Режим доступа: https://www.sunhome.ru/ Дата обращения: 21.04.2018.

    22) Сухих, И. Н. Литературные сны: попытка классификации [Текст] / И. Н. Сухих // Литература. - 2014. - № 12. - С. 15-19.

    23) Теперик Т. Ф. О поэтике литературных сновидений [Текст] / Т. Ф. Теперик // Русская словесность. - 2007. - N 3. - С. 12-16.

    24) Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм / Г.К. Щенников: Свердловск. – 1987. – 350 с.



    написать администратору сайта