Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие и сущность социально-педагогического воспитания

  • 2)Проблематика социально-педагогического воспитания детей.

  • 3) проблематика в воспитании юношей и взрослого поколения

  • Список литературы

  • Особенности социально-педагогической ситуации и проблемы воспитания детей. Особенности социальнопедагогической ситуации и проблемы воспитания детей.


    Скачать 28.25 Kb.
    НазваниеОсобенности социальнопедагогической ситуации и проблемы воспитания детей.
    АнкорОсобенности социально-педагогической ситуации и проблемы воспитания детей
    Дата30.06.2020
    Размер28.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаti-ti.docx
    ТипРеферат
    #61755

    Подборка по базе: Реферат. Общие понятия энергосбережения. Перспективы и проблемы , «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ а циклические видыспорта.doc, 25.04. Дикие породы кошек происхождение, поведение, особенности., Пограничная личностная организация и особенности стратегии терап, 1 Особенности продвижения товара в розничной торговле.doc, Моральные и юридические проблемы.docx, Виды мышления и их особенности.docx, Статья История таджикского художественного перевода проблемы вза, Как вести себя в конфликтной ситуации.docx, Курсовая-3 к. Проблемы развития речи с рождения до 6 лет..rtf

    РЕФЕРАТ

    Тема: «Особенности социально-педагогической ситуации и проблемы воспитания детей.»

    Проблема воспитания является одной из самых дискуссионных в современной педагогике. Несмотря на то, что главу о воспитании мы найдем в любом учебнике или пособии по педагогике, воспитание продолжает оставаться одной из самых неразработанных в теоретическом плане педагогических проблем. Положение усложняет ситуация, сложившаяся в современном обществе. Она характеризуется отказом от старой идеологии «ленинизма», «марксизма», «коммунизма» и т.д. и всего, что ей было свойственно, и отсутствием новых идеалов и идеологических установок, которые объясняются также неоднозначностью социально-экономической ситуации в стране. Упомянутые нами учебники и пособия по педагогике большей частью пересказывают ранее разработанные принципы, законы, особенности воспитания как педагогического процесса, не рассматривая, каким образом они трансформируются в условиях современного общества. Воспитательные концепции, системы, технологии ждут своей разработки применительно к современным условиям жизнедеятельности общества.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 2

    1.1. Понятие и сущность социально-педагогического воспитания. 4

    1.2. Проблематика социально-педагогического воспитания детей. 7

    1.3. Проблематика в воспитании и становлении личности юношей. 10

    Заключение 12

    Список используемой литературы 13


    1. Понятие и сущность социально-педагогического воспитания

    Социально-педагогическое воспитание характеризуется как целенаправленный процесс по усвоению общественно значимых ценностей, взглядов, представлений, способов поведения и общения, развитию социально значимых качеств (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик). Социально воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности. Педагогическая деятельность тогда отвечает принципам социального воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей, творческих дарований каждого ребенка как субъекта формирования личности, находящейся в тесной связи или являющейся частью социума. Именно эти положения раскрываются в трудах А.В. Луначарского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. В психологическом плане социальное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и, в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности. В практике работы социальных педагогов Европы, по мнению представителей Международной ассоциации социальных педагогов, социальное воспитание ребенка рассматривается как развитие качеств личности, востребованных в соцально-экономических стратах общества. У детей среднего класса важно развивать прежде всего креативные способности и качества, у представителей обслуживающего класса (наемных рабочих и крестьян, продавцов и уборщиков и т.д.) – трудолюбие. В исследованиях В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В. Д. Семенова, Г.Н. Филонова и других ученых можно найти схожие определения социального воспитания как категории социальной педагогики. Очевидно, как пишет М.А. Галагузова, что специфика социального воспитания по сравнению с воспитанием вообще определяется прилагательным «социальное». И с этой точки зрения, выделяет два основных его толкования, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в слово «социальное». В одном понимании это прилагательное отражает специфику субъекта воспитания, т. е. того, кто его осуществляет. С этой точки зрения социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации - как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией. При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное) воспитание - конфессия и т. д. В другом понимании слово «социальное» отражает содержательную направленность воспитания, и в таком толковании социальное воспитание означает «целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе». То есть социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и организации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания. Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики, делает вывод М.А. Галагузова, является видовым понятием по отношению к категории «воспитание», которая изучается многими науками: педагогикой, социологией, психологией и др. Входит эта межнаучная категория и в категориальную систему социальной педагогики. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике. Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности. Педагогическая деятельность тогда отвечает принципам социального воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей, творческих дарований каждого ребенка как субъекта формирования личности, находящейся в тесной связи или являющейся частью социума. Именно эти положения раскрываются в трудах А.В. Луначарского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. В психологическом плане социально-педагогическое воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, общим и профессиональным образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием. Эффективность социально-педагогического воспитания зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего от взаимодействия семьи, образовательно-воспитательных учреждений и социальных служб. Основу социального воспитания составляет педагогическая деятельность в открытой среде, предполагающая взаимодействие всех сил социума. Объектом социального воспитания выступает система социальных взаимодействий человека в зоне его ближайшего окружения. Предметом – процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов и в различных сферах его микросреды. Таким образом, социальное воспитание имеет практикоориентированный характер. Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях через коллектив. В наиболее общем виде коллектив можно определить как формальную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации. В любом коллективе складываются две структуры отношений формализованная и неформализованная. Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенных социальных ролей.

    При этом различают два аспекта в проигрывании роли:

    – социальный, который включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами организации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям;

    – психологический – это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями и предписаниями.

    В педагогической литературе выделяют четыре вида воспитательных пространств:

    • Территориально-административные воспитательные пространства: страны, ее регионов, их районов;

    • Воспитательные пространства поселений: мегаполисов, больших, средних, малых городов;

    • Воспитательные пространства сельского типа: село, деревня;

    • Воспитательные пространства педагогических систем, непосредственно порождающих процесс воспитания: микрорайонов, учреждений выполняющих воспитательные функции, семей

    Структура воспитательных пространств состоит из двух взаимосвязанных сфер:

    1. Метериально-предметное педагогическое бытие населения пространства. Компонентами сферы являются:

    1) образовательная система как ядро воспитательного пространства;

    2) семьи, как малые группы, в которых от рождения формируется подрастающее поколение;

    3) культурно-просветительские учреждения (библиотеки, кинотеатры);

    4) средства массовой информации;

    5) детские и юношеские общественные организации и объединения;

    6) органы здравоохранения, социальной защиты, правопорядка;

    7) администрация воспитательного пространства, органы самоуправления;

    8) производственные, коммерческие и иные предприятия и организации, учреждения;

    9) управленческие, научно-методические службы, обеспечивающие функционирование и развитие воспитательного пространства;

    10) взаимосвязь между всеми компонентами воспитательного пространства.

    2)Проблематика социально-педагогического воспитания детей.

    Одна из основных проблем современной социальной педагогики – это проблема воспитания. Воспитание – это специально организованный и целенаправленный процесс по становлению личности ребенка, усвоении им норм и правил поведения в обществе. В настоящее время отмечается рост социальных проблем, связанных с воспитанием детей. Главной проблемой выступает неорганизованность воспитания, его хаотичность и ситуативность. Большое влияние на воспитание современного ребенка оказывает его ближайшее окружение – семья, друзья, одноклассники, учителя и т.д. Однако не всегда методы, которые используют взрослые, согласованы между собой, поэтому они не эффективны и не воспринимаются ребенком. В связи с этим все большая востребованность отмечается в отношении специально организованного дополнительного воспитания, реализуемого квалифицированными педагогами. В качестве дополнительного воспитания подразумевается специально организованная социальная деятельность воспитательной направленности. Социальная педагогика имеет определенные цели и задачи воспитания, которые направлены на формирование у ребенка социально ценных привычек и навыков, формирует фундамент развития индивидуальности ребенка.

    Социальная педагогика рассматривает человека как личность социальную, то есть человек не может существовать вне социума. Именно поэтому основная задача, которая стоит перед ней как перед педагогической наукой – это воспитание социальной личности, способной эффективно и плодотворно существовать в рамках общества. Решение проблем воспитания в рамках социальной педагогики реализуется посредством формирования у ребенка основных социальных норм, принятых в том обществе, где он живет и развивается. Задача социального педагога привить именно те нравственные ценности, которые являются действительно актуальными и востребованными в современном обществе.

    Принципы социального воспитания. Принципы служат основанием для решения конкретных социальнопедагогических задач. А. В. Мудрик выделяет следующие принципы социального воспитания:

    1) природосообразности (впервые сформулировал в XVII в. Я. А. Коменский в его главном сочинении «Великая дидактика») – принцип ориентирует на отношение к ребенку как части природы, т.е. воспитание учитывает закономерности природного развития, особенности психофизической организации и процесса формирования и развития способностей и склонностей ребенка;

    2) культуросообразности (впервые сформулировали в XIX в. Дистерверг; данный принцип отмечен в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И. Г. Песталоцци) – предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициями тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческими ценностям;

    3) вариативности – принцип определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

    4) коллективности – социальное воспитание, осуществляясь в коллективе, который даѐт человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимоотношения с окружающими.

    5) диалогичности – принцип осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций.

    6) центрации – воспитание должно быть направлено на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совместимости их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

    7) дополнительности (впервые сформулировал датский физик Нильс Бор, а в педагогике предложил использовать В. Д. Семенов) – воспитание рассматривается как совокупность взаимодополняемых процессов, создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека.
    Проблема социального воспитания подрастающего поколения с каждым годом приобретает все большую актуальность. Общие для всей системы общественных отношений кризисные явления (крушение прежних и несформированность новых ценностей, бездуховность, снижение уровня культуры и т.д.) ставят современных педагогов перед необходимостью решения проблемы совершенствования социального воспитания, изменения стратегических подходов к его реализации. Основным фактором, способным продуктивно преодолеть существующий кризис, является система образования, зона ответственности которой распространяется на процессы социального становления подрастающего поколения, формирования идентификационных ориентаций в обществе. Именно социальное воспитание как педагогическая система и как целостный процесс способно обеспечить социокультурное вхождение молодежи в современное общество при полноценной реализации имеющегося личностного потенциала.

    Как любой другой вид воспитания, идентификация которого возможна только при выполнении ребенком соответствующей деятельности (интеллектуальной при умственном воспитании, художественной или музыкальной при эстетическом, производительной при трудовом и т.д.), воспитание становится социальным в том случае, когда осуществляются конкретные виды социально ориентированной (социально полезной) деятельности. Именно специфический вид деятельности, в котором реализуется социальное воспитание, детерминирует его практико-ориентированный характер, придает ему самостоятельный статус и делает отграниченным от других видов воспитания. Только в этом случае можно говорить о том, что у ребенка формируются особые личностные качества, отношения, ценностные ориентации, жизненные установки, позволяющие ему адекватно функционировать в обществе, адаптироваться к его условиям.

    При таком понимании социального воспитания расширяется круг его субъектов: оно может реализовываться любым педагогом, а не только социальным. Однако такие возможности не отсекают социального педагога от процесса социального воспитания, реализуемого, например, учителем-предметником в общеобразовательной школе. Отметим, что привлечение социального педагога в ходе социально полезной деятельности детей вполне возможно, если эта деятельность требует особой компетентности педагога при руководстве ее выполнением (так же как возникающая иногда необходимость участия при решении задач высокой сложности педагогов с музыкальным, художественным, валеологическим и др. образованием). Такое понимание социального воспитания, являясь более широким по содержанию и сфере применимости, позволяет снять адресность и временную ограниченность его реализации, и распространить возможности не только на детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, обеспечивающей их интеграцию в социум, но и на всех детей, поскольку их полноценное и разностороннее личностное становление невозможно без участия в социально полезной деятельности.

    Эффективная реализация социального воспитания на практике требует учета специфических принципов. К ним следует отнести, прежде всего, принципы:

    • учета субъектного опыта (опора на имеющийся опыт личности при организации и осуществлении воспитательного воздействия);

    • признания и принятия ребенка (ориентация в воспитательном процессе на положительное в ребенке, создание ситуации успеха, формирование положительной Я-концепции);

    • сотрудничества (построение воспитания как совместной деятельности, основанной на уважении личности ребенка, с учетом его интересов);

    • гуманистической направленности социального воспитания (ориентация воспитательного процесса на общечеловеческие ценности, признание права ребенка на свободу, развитие и творческое проявление своих духовных потенциальных сил);

    • социальной обусловленности воспитания (ориентация в воспитательном процессе на сложившиеся социальные условия, которые обеспечат воспитаннику скорейшую адаптацию и возможность самореализации) и др.


    3) проблематика в воспитании юношей и взрослого поколения

    Воспитание как социальная проблема — это значительно шире, чем воспитание как проблема системы образования. Поэтому сразу возникает вопрос: как может реагировать система образования, воспитание в системе образования на такую новую ситуацию?

    Когда у взрослых и у младших картины мира существенно различаются, то первыми шаг навстречу младшим должны делать взрослые. А для этого, пользуясь образным выражением одного итальянского драматурга, взрослым надо постоянно учить марсианский язык нового поколения, чтобы быть в состоянии вести диалог с этим новым поколением. Но тут мы сталкиваемся с очень серьёзным ограничением: мы можем очень много говорить о необходимости диалога в воспитании и вообще о единственно возможном сегодня воспитании — диалогическом воспитании, но, к сожалению, мы должны при этом иметь в виду, что наши взрослые, если хотите, культурногенетически не готовы изменить стиль взаимодействия и вести диалог. Они в этом не виноваты. Мы все выросли в другую эпоху, и мы стоим на плечах предыдущих поколений, которые тоже росли в те эпохи, когда диалог отнюдь не поощрялся и не был сущностной характеристикой взаимодействия старших поколений с младшими. Необходимость диалога становится очевидной, если обратить внимание ещё на одну характеристику воспитания как социальной проблемы. Изменились не только отношения между старшими и младшими, но изменились и младшие, изменились учащиеся. В меняющейся социокультурной ситуации проблема выбора и проблема принятия решений выходит на один из ведущих планов в жизни индивидуума, в жизни семьи и в жизни общества. А здесь мы опять, к сожалению, имеем ситуацию, когда исторически у нас не сформированы потребность в выборе и умение выбирать, нам значительно проще отказаться от выбора, чем делать этот выбор. Когда неумение и нежелание выбирать превалируют у людей в ситуации стабильности общественного развития, последствия этого неприятны, но, может быть, не более того. Но когда отказ от выбора, неумение подрастающим поколением делать выбор мы наблюдаем в нестабильном обществе, в переходный период, то последствия порой становятся фатальными. Именно неумение делать выбор, отказ от выбора часто приводят и к наркомании, и к преступности, и ко всему прочему. Это как раз та сфера, где воспитание в системе образования могло бы сделать многое. Почему? Потому, что система образования могла бы уделять значительно больше внимания развитию рефлексии учащихся, ибо без рефлексии выбор становится малоосознанным. Система образования могла бы уделять особое внимание обучению целеполаганию. Даже в стабильном обществе ресурс естественных жизненных целей исчерпывается приблизительно к 30 годам. Что я имею в виду: «кончу школу, там видно будет; пойду в армию — пошёл в армию — до дембеля; дембельнулся — отдохну; отдохну — женюсь; женился — ребёнка рожу». К 30 годам этот естественный жизненный ресурс перспектив исчерпывается. И если человек не в состоянии сам ставить перед собой цели, если проблема целеполагания для него не стоит, то он оказывается в весьма сложной ситуации. Не случайны цифры 1970-х годов: между 30 и 40 годами наступал всплеск алкоголизма: «не знаю, что делать, — буду пить». Мне представляется, что усиление внимания к развитию рефлексии и обучению подростков целеполаганию — это как раз тот вклад, который система образования вполне в состоянии внести в решение одного из аспектов воспитания как социальной проблемы. Воспитание как социальная проблема может решаться лишь при условии мобилизации обществом, государством максимальных личностных ресурсов для воспитательной деятельности. Академик Капица в 1972 году писал: «Я сделал для ”Комсомольской правды“ маленький подсчёт: если бы 100 млн взрослых тратили на 40 млн школьников 5% рабочего времени, то на класс из 40 школьников приходилось бы 200 часов педагогической работы взрослых в неделю. Не кажется ли вам, что пропаганду этой идеи о том, что общество должно тратить на школьников значительно больше интеллигентного и творчески индивидуализированного труда, следует настойчиво вести, особенно среди начальствующих лиц?»

    Заключение

    Целью реферативного исследования являлось изучение состояние вопроса о роли воспитания в современном педагогическом процессе воспитания детей.

    С годами значение непосредственного ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у других - наоборот. Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

    Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни.

    Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

    Список литературы

    1. Ефремов О.Ю. Педагогика. Краткий курс: учебное пособие/ О.Ю. Ефремов. – СПб.: Питер, 2009.

    2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.,2001.

    3. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,

    4. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. Пособие/ Отв. Ред. М. В. Буланова- Топоркова. – 2-е изд.. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

    5. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко – 3-е изд.. – М.: Школа Пресс, 2000.

    6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Наука,1994. - С. 207.

    7. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. М. -Тула, 1993.-Т.1.-С. 34-38.

    8. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Apiyc, 1994. - 207с.

    9. Кузьмина Н.В. Воспитание и самовоспитание как предмет акмеологии // Проблемы воспитания учащейся молодежи. СПб. - Черкесск, 1995. - 415 с.

    10. Новиков A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. - 320с.

    11. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. Пер. с англ. -М., 1994. -144 с.

    12. Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. Т.2. М.: Наука, 1993. - С. 139-140.


    написать администратору сайта