Главная страница
Навигация по странице:

  • С. Де-Гразия и Дж. Пипер

  • (Дж. Гразия, А. Пак, Дж. Нейлингер)

  • 10. Культурно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста.

  • 3. Интеллект

  • 5. Отечество - гражданско-патриотическое воспитание

  • Социум

  • Сущность социума

  • Социальная деятельность

  • 12. Культурно-воспитательная работа с подростками.

  • Познавательная деятельность.

  • МОИ Ответы к госам. Ответы к госам культурология в системе научного знания. Культурология


    Скачать 272.77 Kb.
    НазваниеОтветы к госам культурология в системе научного знания. Культурология
    АнкорМОИ Ответы к госам.docx
    Дата04.10.2017
    Размер272.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМОИ Ответы к госам.docx
    ТипДокументы
    #23597
    страница3 из 14

    Подборка по базе: Психиатрия 2020 ответы.odt, Козлов А. В. ответы на вопросы военно техническая подготовка .do, 1. теор. вопросы и ответы экзамена по СЭП.docx, ХИРУРГИЯ ОТВЕТЫ НА ЭКЗ ВОПРОСЫ.docx, Вопросы к госам.docx, ОЗЗО ответы на экзамен.docx, Глагол ответы на вопросы .docx, Гражданнское право, вопросы к ГОСам.doc, физика пласта ответы пермь.docx, 2.3.1.1-2 ПЗ ответы.docx
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Основным признаком во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Другим является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.

    Признаки досуговой деятельности:

    1. Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности;

    2. Самодостаточность, самоценность свободного времяпрепровождения, процессуальный характер деятельности, ощущаемый индивидуумом как цель и основная ценность.

    3. Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности.

    4. Свобода выбора занятий (ограничена объективными возможностями: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуго1вых ценностей).

    5. Перемена выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, физического и интеллектуального напряжения человека.

    6. Поиск удовольствий, разнообразия.

    7. Вознаграждение как победа над конкурентом и собственным «Я». Конец XX века и научно-технический прогресс дали стимул стремительному развитию индустрии досуга и к прежним признакам добавились: 1. Массовость. 2. Доступность. 3. Стандартизация форм, досуга. 4. Бескорыстие (Дюмазадье подчёркивает отсутствие утилитарной цели).
    Ю. Е. Рыжкин связывает понятия досуга и рекреации. Он пишет: Одной из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной из Форм организации досуга человека.

    Согласно мнению отечественного социолога А. С. Орлова, рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений.

    По мнению американского ученого Дж. Келли, рекреация в сфере досуга всегда связана с восстановлением сил - физических и духовных, т. е. ей должна предшествовать какая-то деятельность, после которой необходима рекреация. Но она не должна ограничиваться только восстановлением сил, истраченных в процессе труда, мы должны восстанавливать свои силы для более широких целей.

    Заслуживают внимания теоретические концепции досуга, разрабатываемые учеными Республики Корея. Досуг - это не сама свобода, а время, когда осуществляется деятельность, основанная на свободном выборе. Оно не связано со стремлением к материальной выгоде, а предполагает обретение душевного удовлетворения и радостей, поддержание человеческого достоинства и тратится на достижение ценностей культуры.

    Из современных западных ученых, С. Де-Гразия и Дж. Пипер, которые характеризуют досуг как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг - это путь к счастью и радости.

    Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала среди зарубежных (у Дж. Шивере) и отечественных ученых.

    Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.

    Эпистемологическая связывала содержание деятельности в связи с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир.

    Экзистенциальная рассматривала досуг как состояние бытия, свободы, т.е. условий существования человека (Дж. Гразия, А. Пак, Дж. Нейлингер), учёные считали досуг единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения..

    Досуг как функция досуговых мероприятий. Наиболее крупным и известным представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазадье, который, как и Дж. Шивере, во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией.

    10.    Культурно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста.

    Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы.

    Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми. В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур.

    Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений. Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, совсем окружающим миром.

    Цель: в процессе обучения воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию.

    Задачи:

    - формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

    - приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;

    - воспитание патриотов, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности;

    - формирование у детей культуры межличностных отношений;

    - развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;

    - воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

    - профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;

    - укрепление взаимодействия с семьями учащихся;

    - поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

    Основные направления воспитательной деятельности:

    1. Здоровье - организация деятельности по формированию здорового образа жизни, организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума.

    2. Семья - организация работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы, работа по половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье.

    3. Интеллект - формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.

    4. Знание и умение – формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

    5. Отечество - гражданско-патриотическое воспитание учащихся, изучение национальных традиций, деятельности детских общественных организаций.

    6. Природа – организация деятельности по защите природы, экологическому воспитанию, организация природосообразной деятельности.

    7. Труд - организация трудовой и профориентационной деятельности учащихся, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

    Самовоспитание — это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика. Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли Самовоспитание осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация совместной деятельности всех учащихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В дружном коллективе у учащихся развиваются основные морально-волевые качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга.

    11. Сущность и структура социально-культурной деятельности.

    Прежде чем говорить о понятии социально-культурной деятельности, рассмотрим понятие «культура»

    Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе, между собой и к самим себе.

    «Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

    Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира».

    Культура — это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

    Сущность социума — делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения.

    Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

    Социальная деятельность — это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью.

    Культурная деятельность — это смысло-  и ценностно-ориентированная  активность.

    Таким образом, есть все основания для того, чтобы различать две разновидности культурной деятельности: - профессиональная культурная деятельность, осуществляемая квалифицированными специалистами в области культуры (культурными работниками) в качестве главного социального занятия; -  непрофессиональная (любительская) культурная деятельность всякого человека, осуществляемая на досуге с целью саморазвития, самосовершенствования, активного отдыха. Такая деятельность называется культурно-досуговой. 

     Также культурную деятельность можно разделить в зависимости от субъекта: -  индивидуально-культурная, осуществляемая единичным субъектом (личностью); -  социально-культурная, осуществляемая социальным субъектом (множеством людей).

    Культурная деятельность делится на две составляющие, а именно: — творчество, или создание культурных ценностей, включая сопровождающие его репродукцию и интерпретацию; — коммуникацию, то есть движение культурных ценностей во времени и в пространстве.

    Таким образом, социально-кулътурная деятельность — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

    Под социально-культурной системой  понимается исторически сложившаяся совокупность субъектов (творцов и пользователей культурных ценностей), учреждений, средств и методов, служащая для осуществления социально-культурной деятельности.

    Другими словами, социально-культурная система — это то социальное пространство, в рамках которого реализуется социально-культурная деятельность. В эту систему включены индивидуальные субъекты индивидуально-культурной деятельности со своими психическими мирами. Эти субъекты могут образовывать профессиональные группы или массовые совокупности.

    В структуру социально-культурной системы входят следующие функционально-специализированные подсистемы:

    1. Подсистема профессионального духовного производства, состоящая из духовно-производственных социальных институтов, таких как литература, журналистика, искусство, религия, философия, наука, техника. В современном обществе эти институты представлены сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипломированными) специалистами, имеющими статус творческих работников.

    2. Подсистема анонимного народного творчества. Эта подсистема социально не организована, она не имеет профессиональных работников, не поддается регламентации и функционирует стихийно. Продуктами этой подсистемы являются фольклор и народное творчество, обряды и традиции, мода, мифы, слухи, анекдоты, общественное мнение.

    3. Подсистема любительского творчества — область индивидуальной культурно-досуговой деятельности. Любительское творчество, как правило, не продуктивно, а репродуктивно; оно ориентировано на творчество профессиональных работников подсистемы.  

    4. Подсистема хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) — это область профессиональной социально-культурной деятельности, где в качестве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, сотрудники музеев, реставраторы и другие специалисты.

    5. Подсистема распространения культурных ценностей имеет задачей обеспечить духовное развитие современников путем общественного пользования фондами культурного наследия и распространения культурных инноваций. Профессионалами в этой подсистеме являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные, туристические и другие социально-культурные работники. Их деятельность может осуществляться в двух режимах: монологическом (режим коммуникационного управления) и диалогическом (режим коммуникационного общения). Надо заметить, что реальные социальные институты (учреждения) могут относиться одновременно как к подсистеме хранения, так и к подсистеме распространения, выполняя соответствующие сущностные функции, например библиотеки, библиографические службы, музеи.

    6. Подсистема материально-технического обеспечения творческих и коммуникационных подсистем социально-культурной системы. Сюда относятся редакционно-издательские службы, техническое обеспечение радио- и телецентров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, почта, компьютерные фирмы и т.п.

    7. Подсистема кадрового обеспечения (подсистема специального образования), включающая сеть высших и средних специальных учебных заведений, готовящих профессионалов социально-культурной системы.

    8. Подсистема научных исследований, где сосредоточены ученые и специалисты, изучающие социально-культурную деятельность. 

    9. Подсистема управления, руководящая деятельностью остальных подсистем и удовлетворяющая их потребности в рамках своих возможностей.  

           10. подсистема юридического обеспечения, в которую в вашей стране входят «Основы законодательства РФ о культуре», Федеральный Закон о средствах массовой информации, Федеральный Закон о библиотечном деле и другие.

    12.    Культурно-воспитательная работа с подростками.

    В нашей стране есть объективные условия и предпосылки для того, чтобы государство и общество на федеральном и региональном уровнях осуществляли широкомасштабную культурно-воспитательную работу с подростками. Надо иметь в виду, что действуют традиционные органы образования и культуры, во многих городах, районах, селах действуют молодежные общественные организации, несут службу детские комнаты милиции, создаются реабилитационные центры и клубы для “трудных” подростков, в администрациях регионов созданы комитеты или департаменты по делам молодежи.

    Детские и молодежные общественные организации способствуют развитию творческой личности, потенциала молодого человека, оказывают социально-психологическую поддержку детям и подросткам в решении их проблем, и, в первую очередь, занимаются организацией их досуга, приобщением к подлинным культурным ценностям и вовлечением в художественное творчество.

    Различные мероприятия дают возможность широкого общения, делают молодых людей социально активными. Они не только собирают друзей, единомышленников, но и учат отдыхать. Разнообразие развлечений и свобода выбора их позволяет подросткам и молодежи наиболее полно и оптимально проявить себя.

    Познавательная деятельность. Познание - это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.

    Воспитательная деятельность. В воспитательной деятельности основное внимание обращается на то, как проявляется педагогами искусство уважения, искусство понимания, искусство помощи и поддержки, искусство договора и искусство быть самим собой.

    В качестве основных ценностей воспитательной деятельности рассмотрены: ребенок (его личность и индивидуальность); процесс развития (личностного роста) ребенка; детство как уникальное время становления человека.

    Цели воспитательной деятельности - воспитание активной и самостоятельной личности, что обеспечивается уважением к личности ребенка и его внутреннему миру, признанием его прав, гласностью, гармонизацией разумного воспитания и самовоспитания детей в процессе их активной и разнообразной деятельности, и прежде всего в процессе участия в демократичном детском самоуправлении, обеспечивающем детям реальную власть и способствующем созданию единого воспитательного коллектива, развивающегося на основе сотрудничества и взаимной договоренности.

    В условиях воспитания ведущими функциями воспитательной деятельности становится понимание ребенка, помощь и педагогическая поддержка; защита интересов ребенка, недиректовное управление процессом развития личности ребенка, культурное влияние.

    Содержание воспитательной деятельности, обеспечивающей процесс личностного роста ребенка, включает изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организацию его активной творческой жизнедеятельности и педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском сообществе.

    Создание условий самореализации ребенка означает, что педагог признает и уважает его уникальность, непохожесть на других детей.

    Главным методом изменения этой ситуации является создание атмосферы взаимного уважения, когда ребенок учится оценивать себя реально, формировать положительную самооценку, а избавившись от комплексов неполноценности, начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, лучше управляет своими эмоциями и поведением.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта