Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие нравственного воспитания и его роль

  • Методы нравственного воспитания

  • Содержание и результат нравственного воспитания

  • Список литературы 1.

  • Нравственное воспитание. РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ — копия. Понятие нравственного воспитания и его роль


    Скачать 26.37 Kb.
    НазваниеПонятие нравственного воспитания и его роль
    АнкорНравственное воспитание
    Дата21.11.2020
    Размер26.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ — копия.docx
    ТипРеферат
    #63118

    Подборка по базе: полит реферат.docx, Химия реферат.doc, Психологическая готовность к школьному обучению ВОЗРАСТНАЯ ПСИХ, Қасым.А_ТС-19-1_Айнымалы ток_ реферат..docx, Темы Рефератов.docx, Управление чел. ресурсами реферат.docx, 2. РЕФЕРАТ по предмету МТП.docx, ФИЗИКа реферат.docx, Пекина А.В . гр. 19-165 (115) Анатомия. Реферат. МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬН

    Содержание
    Введение.............................................................................................3

    1. Понятие нравственного воспитания и его роль.........................4

    2. Методы нравственного воспитания .............................................9

    3. Содержание и результат нравственного воспитания..................12

    Заключение.........................................................................................14

    Список литературы............................................................................15

    Введение
    Выбранная тема о нравственном воспитании очень актуальна.

    Потому что именног нравсвтенное воспитание вкладывает в человека с рождения необходимые знания и качества, которые помогут ему приспособиться к жизни в этом непростом мире.

    Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный и многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Воспитывать и формировать миропонимание ребёнка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

    Цель работы: изучить и понять,что на самом деле предстваляет из себя нравственное воспитание

    Задачи исследования:

    1. Понять, что из себя представляет нравственное воспитание и определиться с его ролью в жизни человека.

    2. Выявить методы нравственного воспитания.

    3. Определиться с содержанием и результатом нравственного воспитани

    Обект исследования: нравственное воспитание.

    Понятие нравственного воспитания и его роль
    Нравственное воспитание - это процесс формирования личности, который соответствует нормама общвества. Т.е. иными словами, данный процесс включает в себя формирование суждений, понятий, навыков, привычек и т.д.

    Более научное обоснование данного понятия:

    Нравственное воспитание- это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали,а так же постоянная работа над собой.

    Н.В. Гоголь считал, что “Сила влияния нравственного выше всяких сил”

    “Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого взрослого – это не делать ни кому зла” - так считал Руссо Ж. Ж.

    Очень тесно с нравственным воспитанием связана мораль.

    Мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека», именно так В.И.Даль толковал слово мораль.[1, с.901] Моралью принято считать форму социальногоповедения, которая вырабатывается и устанавливается. Стоит отметить, что понятие моральи нравственность отличаются друг от друга. Моральные качества даёт человеку общество, анравственные устанавливает характер и личная психология.С точки зрения психологии, воспитание нравственности – это выработка привычек на наглядных примерах, с помощью организации среды нравственного окружения.

    «Нрaвственные нормы» – это прaвила, требовaния, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

    Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.[4. c.104]

    «Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

    Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»

    «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

    Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

    Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

    «Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

    Основные задачи нравственного воспитания:

    1. формирование нравственного сознания;

    2. воспитание и развитие нравственных чувств;

    3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

    Нрaвственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

    Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

    Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

    Источником моральных привычек являются не только взаимоотношение между людьми, но и их эмоциональные состояния. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой.[2. c.142] Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

    Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

    - жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

    - выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

    Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

    Разобравшись с тем,что же из себя представляет нравственное воспитание, можно непосредственно перейти и к его роли в жизни человека.

    Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

    Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Г. Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспита­тельного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

    Все известные деятели и педагоги отводили огромное внимание роли нравственного воспитание, но огромное внимание при характеристике роли нравственного воспитания в жизни человека и формилования его личности, уделил педадгог-классик прошлого К.Д. Ушинский. В своей статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой... [3,c.342]
    Методы нравственного воспитания
    Так как и любое другое воспитание,нравственное воспитание включает в себя разные методы осуществления этого воспитания. Для каждой сферы жизни, т. е. среды, в которой человек проживает в ходе своей жизнедеятельности, выделяют разные методы нравственного воспитания. Например,средства для нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

    К первой группе будет относится: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и другие средства, которые можно объединить в группу художественных средств. Данная группая очень важна при формировании личности, т.к. она включается в себя эмоции, которые позволяют окрашивать познаваемые явления. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений, моральных чувств.

    Ко второй группе можно отнести природу. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

    К третьей группе целесообразнее всего отнести собственную деятельность детей: игра, труд, учебная деятельность, художественная деятельность.В ходе данных действий у человека( в данном случае у ребенка дошкольного возраста) появляется практика нравственного поведения в данной ситуации, т.е. ребенок адаптируется к тем условиям и эмоциям,которые несет данная деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи по корректировке представлении о морали и воспитании чувств и отношений.

    Подводя итоги, можно сделать вывод,что средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или наоборот жестокостью и безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания.

    Выбор методов воспитания зависит от задачи,которая преследуется правильным решением, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

    В педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Чаще всего предполагается объединить все методы в три группы:

    1 группа: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).

    2 группа: методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа).

    3 группа: методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

    Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от ее направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании - упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.

    Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

    1.Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.

    2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

    3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.

    Основаниями для подбоа методов, которые можно использовать для воспитания, служат задачи и возраст человека\ребенка.


    Содержание и результат нравственного воспитания
    В своем учебном пособии “ Педагогика и психология” Григорович Л.А. рассмотривал содержание нравственного воспитания через гуманность.
    Он считал, что гуманность интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

    Она представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку»[ 5. c.104]

    Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.

    Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения.

    Оно включает в себя:

    - культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

    - культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.);

    - культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

    - бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.). [5. c.105-106]

    Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

    «Нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.[6. c.269]

    Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и мнения.

    Заключение
    На основании проведенного исследования по теме: «Нравственное воспитание», были сделаны следующие выводы:

    1.Нравственное воспитание очень сложный и многогранный процесс, связывающий в себе множество важных элементов,которые несомненно играют определенную роль в воспитании человека,как личности.

    2. Для каждого человека, проживающего в определенной сред,е существуют разные методы нравственного воспитания. В данном случаем, было выбрано нравственное воспитание дошкольников и методы,которыми оно достигается.

    3. Результат нравственного воспитания - нравственная воспитанность, которая выражается в ценных свойствах личности , способности самовыражаться и давать объективную оченку происходящемую


    Список литературы
    1. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля 3-е издание — СПб.-М.: Т-ва М. О. Вольф, 1903—1909 г. - 2030 с.

    2.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. // http://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-142.shtml –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

    3. Харламов И.Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

    4.  Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.

    5. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д.Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики,2003 - 480 с.

    6.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина -М.: Молодая гвардия,1979-336 с.



    написать администратору сайта