Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Пояснительная записка

  • Общая характеристика учебного предмета

  • Промежуточные формы контроля

  • 2.Требования к уровню подготовки учеников В результате изучения географии обучающийся должен

  • 5.Информационно-образовательный ресурс нормативно-правового обеспечения образовательного процесса 5.1. Нормативно- правовое обеспечение образовательного процесса

  • 5.2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • 5.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • РП география 9 класс. Пояснительная записка Рабочая программа География России. Хозяйство и регионы


    Скачать 0.69 Mb.
    НазваниеПояснительная записка Рабочая программа География России. Хозяйство и регионы
    Дата11.11.2018
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРП география 9 класс .docx
    ТипРабочая программа
    #52879

    Подборка по базе: Раб. программа АГРОЭКОЛОГИЯ1.docx, Пояснительная записка к курсовой работе Окончательная.docx, Положениеоб адаптированных программах.docx, 01 Программа вводного инструктажа МЧС.doc, Рабочая программа С-Э СТ для ВЭШ.doc, 1.2. Пояснительная записка.docx, 2. Пояснительная записка.docx, Рабочая программа ОРЭНГМ.docx, адаптированная программа 8 вида (2).docx, пояснительная записка.docx



    Содержание:

    1.Пояснительная записка……………………………………………………

    1.1.Цели и задачи……………………………………………………………..

    1.2.Общая характеристика учебного предмета……………………………..

    1.3.Место учебного предмета…………………………………………………

    2.Требования к уровню подготовки обучающихся………………………….

    3.Тематический план……………………………………………………………

    4.Календарно-тематическое планирование…………………………………

    5.Информационно-образовательный ресурс………………………………..

    5.1. Нормативно- правовое обеспечение образовательного процесса…….

    5.2.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса………

    5.3.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа « География России. Хозяйство и регионы» составлена на

    основе:

    • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), приказ МОРФ от 05.03.2004 №1089;

    • Примерной программы для среднего полного общего образования по географии «География России», 8-9 класс под редакцией А.И.Алексеева;

    • Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений №1312 от 09.03.2004;

    • Авторской программы для общеобразовательных учреждений Т.П.Герасимова «Начальный курс географии 6-11 классы», География;

    • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях.

    1.1.Цели и задачи:

    • Приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные,

    • Изучение природно-ресурсного потенциала России;

    • Анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;

    • Изучение отраслевой структуры экономики России;

    Знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями;

    • Изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;

    • Анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.

      1. Общая характеристика учебного предмета

    Формы организации учебного процесса

    Единицей учебного процесса является урок. Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Для формирования ключевых компетенций обучающихся в учебной деятельности широко используются такие формы организации образовательного процесса, как: комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков.

    Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

    • текущий

    • фронтальный

    • работа с карточками

    • практическая работа

    • сообщения учащихся

    • тестирование

    • итоговый контроль.

    Промежуточные формы контроля: географические диктанты, тестирование, контрольные работы, работа с картами атласа, работа с контурными картами.

    1.3 Место учебного предмета

    Программа разработана на основе базисного учебного плана, в соответствии с которым  на изучение курса географии «География России. Хозяйство и экономические районы» в 9 классе выделено 70 часов(2 часа в неделю).Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану,  конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

    2.Требования к уровню подготовки учеников

    В результате изучения географии обучающийся должен

    знать/понимать

    • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

    • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

    • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

    • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

    • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    уметь

    • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

    • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

    • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

    • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

    • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

    • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

    • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

    • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


    3.Учебный план

    п/п

    Тема раздела

    К-во часов

    В том числе

    Контр.р.

    Практ.раб.

    1.

    Геополитическое положение России

    5







    2.

    Население России

    8

    1




    3.

    Экономика Российской Федерации

    4







    4.

    Важнейшие межотраслевые комплексы России

    22

    1

    1

    5.

    Районирование России

    2







    6.

    Западный макрорегион – Европейская Россия

    13

    2

    1

    7.

    Восточный макрорегион – Азиатская Россия

    5




    1

    8.

    Россия и мир

    2







    9.

    Страны ближнего Зарубежья

    2







    10.

    География Алтайского края

    7

    1

    1




    Итого:

    70

    5

    4

    4. Календарно-тематическое планирование

    Тема



    урока

    Тема урока

    Дата

    план

    Дата

    факт

    Тип урока

    Виды контроля знаний

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Геополитическое положение России

    5 часов

    1

    Введение в экономическую и социальную географию России







    Урок новых знаний




    знать/понимать

    основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

    географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

    различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

    специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

    природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    уметь

    выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

    составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

    определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

    применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;


    2

    Территория Российской Федерации







    Комбинированный урок

    Практическая работа № 1 «Составьте картосхему территориального роста страны, показав присоединенные территории и проживающие там народы»

    3

    Экономико-географическое положение РФ







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    4 - 5

    Политико-административное устройство России







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    Население России

    8 часов

    6

    Заселение и освоение территории России







    Урок новых знаний




    7-8

    Численность и естественное движение населения







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    9

    Миграции населения







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    10

    Расселение. Городское и сельское население







    Комбинированный урок

    Тестирование

    11

    Количество и качество трудовых ресурсов, их роль в экономической жизни страны







    Комбинированный урок

    Устный опрос




    12

    Этнический состав населения. Административно-территориальное деление страны







    Комбинированный урок

    Практическая работа № 2 «Этнические регионы России» Объясните, какие исторические причины способствовали их образованию»

    13

    Обобщение знаний по теме «Население»







    Урок обобщения и систематизации знаний

    Контрольная работа

    Экономика Российской Федерации

    5 часов

    14

    История формирования хозяйства и его размещение. Переход к рыночной экономике.







    Урок новых знаний

    Практическая работа № 3 «На карту нанесите с\х районы России до ХХ века и старопромышленные районы. Объясните их расположение»

    15-16

    Отраслевая и территориальная структура хозяйства, её изменения







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    17

    Природно-ресурсная основа экономики







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    18

    Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.







    Урок обобщения и систематизации знаний

    Контрольная работа

    Важнейшие межотраслевые комплексы России

    22 часа

    19

    Научный комплекс







    Урок новых знаний




    20

    Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы развития.







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    21

    Факторы размещения машиностроения







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    22

    География машиностроения







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    23

    Военно-промышленный комплекс







    Комбинированный урок

    Устный опрос




    24

    Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение, проблемы.







    Комбинированный урок

    Тестирование

    25

    Топливная промышленность. Нетрадиционные источники энергии.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    26

    Электроэнергетика. Типы электростанций.







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    27

    Единая энергосистема страны.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    28

    Комплекс конструкционных материалов. Состав и география размещения.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    29

    Металлургический комплекс. Черная металлургия. Факторы размещения.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    30

    Цветная металлургия. Факторы размещения.







    Комбинированный урок

    Работа с картами


    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

    проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

    определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

    решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

    проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

    Называть (показывать):

    основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

    основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

    географические районы, их территориальный состав;

    отрасли местной промышленности.

    Описывать:

    природные ресурсы;

    периоды формирования хозяйства России;

    особенности отраслей;

    традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

    экономические связи районов;

    состав и структуру отраслевых комплексов;

    основные грузо - и пассажиропотоки.


    31

    Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    32

    Факторы размещения химических предприятий.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    33

    Лесная промышленность. География лесной промышленности.







    Комбинированный урок

    Тестирование

    34

    Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК.







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    35

    Земледелие и животноводство.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    36

    Пищевая и легкая промышленность.







    Комбинированный урок

    Устный опрос




    37

    Инфраструктурный комплекс. Состав. Роль транспорта.







    Комбинированный урок

    Практическая работа № 4 «Отметьте на карте территории, где исторически сложилась развитая транспортная сеть и районы перспективного развития»

    38

    Железнодорожный и автомобильный транспорт.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    39

    Водный и другие виды транспорта







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    40

    Связь. Сфера обслуживания.







    Комбинированный урок

    Тестирование

    41

    Обобщение по теме «Межотраслевые комплексы России»







    Урок обобщения и систематизации знаний

    Контрольная работа

    Районирование России

    2 часа

    42-43

    Районирование России







    Урок новых знаний

    Работа с картами

    Западный макрорегион – Европейская Россия

    13 часов

    44

    Общая характеристика региона







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    45

    Центральная Россия. Состав, историческое изменение ЭГП. Общие проблемы.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    46

    Население. Главные черты хозяйства.







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    47

    Районы Центральной России. Москва и Московская область.







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    48

    Географические особенности областей Центрального района. Северо-Западный район.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    49

    Калининградская область – анклав России.







    Комбинированный урок

    Практическая работа № 5 «Транспортные связи России с Калининградской областью в прошлом и настоящим»

    50

    Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.







    Комбинированный урок

    Работа с картами




    51

    Европейский Север.







    Комбинированный урок

    Тестирование


    Объяснять:

    различия в освоении территории;

    влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

    размещение главных центров производства;

    сельскохозяйственную специализацию территории;

    структуру ввоза и вывоза;

    современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

    Прогнозировать:

    возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


    52 - 53

    Северный Кавказ – Европейский Юг. Экономический обзор.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    54 -55

    Поволжье. Роль района в хозяйстве страны.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    56-57

    Урал – опорный край державы







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    Тестирование

    58

    Обобщение знаний по теме «Западный макрорегион»







    Урок обобщения и систематизации знаний

    Контрольная работа

    Восточный макрорегион – Азиатская Россия

    8 часов

    59

    Восточная Сибирь. Природа, население, хозяйство.







    Урок новых знаний




    60

    Западная Сибирь. Общая характеристика.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    61

    Восточная Сибирь. Природные и хозяйственные контрасты.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    62

    Дальний Восток. Особенности развития.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    63

    Алтайский край. ЭГП. История формирования.







    Комбинированный урок

    Практическая работа № 6 «Составьте таблицу на основе исторического материала «Изменение состава промышленности в период с 1990 по 2005 год»

    64

    Население. Урбанизация.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    65

    Хозяйство. Проблемы и перспективы развития.







    Комбинированный урок

    Устный опрос

    66

    Обобщение по теме «Восточный макрорегион»







    Урок обобщения и систематизации знаний

    Контрольная работа

    Россия и мир

    3 часа

    67

    Место России среди стран мира







    Урок новых знаний




    68

    Страны нового зарубежья СНГ.

    Страны Балтии и Белоруссия.







    Комбинированный урок

    Работа с картами

    69

    Закавказье и Азиатский Юго-Восток







    Комбинированный урок

    Работа с картами




    70

    Итоговое повторение














    5.Информационно-образовательный ресурс нормативно-правового обеспечения образовательного процесса

    5.1. Нормативно- правовое обеспечение образовательного процесса

    • ФК ГОС (2004)

    • Федеральный базисный учебный план (см.:Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).

    • Авторская программа для общеобразовательных учреждений Т.П.Герасимова.

    5.2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

    1. Дронов В.П., Ром В.Я. «География России. Население и хозяйство».-М.: Дрофа,2011

    2. Алексеев А.А. «География России. Природа и население» - М.:Дрофа,2007

    3. Сиротин В.И.Тесты для итогового контроля.8-9 классы.- М.:Дрофа,2007

    4. Маерова Н.Ю.Уроки географии.8-9 классы.- М.:Дрофа,2004

    5. Родионова И.А. Экономическая география России.

    5.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

      • Настенные карты, картины, глобусы, макеты холма, компасы, транспортиры, линейки, термометр, барометр, коллекции минералов и горных пород;

      • Журналы и диски «ГЕО. Природа Земли», слайды и видеоролики о природных явлениях и объектах, презентации.


    написать администратору сайта