Главная страница
Навигация по странице:

  • КТОПРИШЕЛЗДРАВСТВУЙДЕДУШКАКАТЯ ЛЮБИТ ЦВЕТЫ!!.

  • Вариант текста

  • "Кто больше придумает" Цель

  • "Угадай!" Цель

  • "Мячик-согласователъ" Цель

  • "Общее сочинение" Цель

  • Гласные и согласные буквы и звуки "Хитрый фотоаппарат" Цель

  • "Кто быстрее" Цель

  • Описание

  • "Разноцветные мячики" Цель

  • "Звуки-близнецы" Цель

  • Задание

  • "Кто больше увидит и запомнит" Цель

  • Задание для первой команды

  • "Сколько в слове слогов" Цель

  • "Змейка (Закончи слово)" Цель

  • Задание для зрителей

  • ПЕРЕНОС "Что нельзя переносить" Цель

  • "Мячик-разделитель" Цель

  • игры на уроке. Предложение "Соединяемся и меняемся" Цель


    Скачать 22.67 Kb.
    НазваниеПредложение "Соединяемся и меняемся" Цель
    Дата09.06.2020
    Размер22.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаигры на уроке.docx
    ТипДокументы
    #61572

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    "Соединяемся и меняемся"

    Цель: Развитие операций мышления (анализ, синтез, сравнение), закрепление учебного материала невербальными средствами.

    Описание: К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:

    КТО
    ПРИШЕЛ
    ЗДРАВСТВУЙ
    ДЕДУШКА
    КАТЯ ЛЮБИТ ЦВЕТЫ
    !
    ?
    !
    .


    Взявшись за руки, они составляют три группы - предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь "слова" и "знаки", и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложения и возможность перестановок (если переставить слова нельзя, то почему).

    Вариант текста Дедушка пришел? Дедушка пришел! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто дедушка? Кто Катя?:

    Уже сама возможность подвигаться на уроке для ребенка благотворна. Движение с помощью собственного тела помогает почувствовать значение слова и знака в предложении. Ребенок, несущий слово или знак, осознает, что его перемещение изменяет смысл всего предложения. Соединение рук помогает детям ощутить единство слов и знаков в предложении, что способствует предупреждению очень распространенных ошибок, когда дети забывают ставить знаки препинания или ставят их где попало, так как не понимают их значения.

    "Кто больше придумает"

    Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации.

    Описание: Каждый ребенок получает сюжетную картинку (можно использовать наборы открыток по сказкам). Задание: написать предложения про эту картинку. Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений. Выигравшего определяет учитель, который наблюдает за выполнением задания и предлагает прочитать самую удачную работу. Варианты заданий: А. Дать в виде домашнего сочинения. Б. Предложить сделать рисунок и придумать предложения или рассказ про собственный рисунок. o Самостоятельное придумывание предложений - довольно сложная умственная деятельность. Опора на картинки помогает "сдвинуться с мертвой точки", в первую очередь, тем детям, чье воображение бедно от недостатка опыта или заблокировано страхом неудачи. Кроме того, мотив соревнования способствует включению в работу тех детей, у которых собственно учебные, познавательные мотивы еще не сформировались или слабы.

    "Угадай!"

    Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

    Описание: К доске вызывается группа из трех-четырех детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно - каждый свое слово. Задача "отгадчика" - понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз - так, чтобы приняли участие все дети. Если "отгадчик" не понимает сразу, можно повторять. Выигрывает тот, кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений.

    Игровая ситуация угадывания побуждает детей к максимальному слуховому сосредоточению. Кроме того, отгадчику нужно не только воспринять всю информацию целиком - услышать предложение, но и сообразить, из чего она складывается, разбить ее на составляющие элементы - слова, то есть проделать мысленно операцию анализа. У детей, составляющих "хор", необходимость одновременно произнести каждому свое слово требует умения согласовывать свои действия, почувствовать готовность партнеров к общему действию, а это способствует развитию такого важного качества личности, как эмпатия. Слияние слов в момент их произнесения хором закрепляет в сознании детей идею объединения слов в предложение, выделение из целостного речевого потока предложения как самостоятельной смысловой единицы.

     "Мячик-согласователъ"

    Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, речи.

    Описание: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова, например: "Собака, гулять". Ученик, поймав мяч, правильно произносит предложение, составленное из этих слов и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз - в зависимости от ситуации и состояния детей.

    Движение мячика активизирует непроизвольное внимание, а то что он может быть брошен любому из детей, мобилизует также и произвольное внимание. Кроме того, внимание играющих детей направляется каждый раз на того, кто поймал мяч, и их ожидание ответа и следующего броска усиливает у поймавшего потребность ответить как можно скорее.

    "Общее сочинение"

    Цель: Развитие воображения, устной речи, памяти.

    Описание: Учитель произносит два слова, например: "Слон, дерево". Ученик, которого он называет, дополнив, связывает эти слова в одно предложение, например: "У слона ноги толщиной с дерево" - и называет свое слово, с которым должно связаться второе из предложенной учителем пары; эту связь-предложение придумывает следующий в ряду и предлагает дальше свое слово и так до конца ряда. Затем члены ряда вспоминают все использованные слова. То же делает другой ряд. Выигрывает ряд, запомнивший больше слов.

    З десь в процессе придумывания ответа непроизвольно закрепляется понимание разницы между простым набором слов и предложением. Очередность ответов "по пространственному положению" снимает с учителя функцию "вызывающего к доске" и делает ситуацию игровой. Соревновательная игра командой (один ряд против другого) усиливает мотивацию для произвольного запоминания, а необходимость дать слово для продолжения активизирует словарный запас.

    Гласные и согласные буквы и звуки

     "Хитрый фотоаппарат"

    Цель: Развитие наблюдательности, образной памяти, закрепление учебного материала невербальными средствами.

    Описание: Учитель говорит: "Сейчас вы превратитесь в фотоаппараты и будете фотографировать наш класс. Но вы не простые фотоаппараты, а особенные, поэтому фотографировать будете не все, а только то, на что я вас настрою". Пока я считаю до 20, вы найдете в классе и "сфотографируете" своими глазами те предметы, названия которых начинаются с согласной буквы. На счет "20" все крепко закрывают глаза и рассматривают свои мысленные фотографии. А тот, кого я назову, расскажет, что у него на фотографии получилось". После этого другие дети дополняют ответ, затем все открывают глаза и вместе проверяют, не пропустили ли они что-нибудь. Затем то же повторяется для гласных.

    И гровая ситуация с "превращением" облегчает принятие детьми учебного задания, которое требует развития определенного уровня саморегуляции и внутреннего плана действий: держа "в уме" инструкцию, избирательно запоминать предметы. Осознание различий между гласными и согласными, не являясь здесь непосредственной целью для ребенка, происходит в процессе его игровой деятельности, включаясь в ее содержание.

    "Кто быстрее"

    Цель: Развитие мышления, активизация словарного запаса, тренинг группового взаимодействия.

    Описание: Дети образуют две команды по пять человек, каждый получает по букве: девочки - гласные, мальчики - согласные.

    Задание: каждой команде как можно быстрее составить из своих букв слово и выстроиться соответственно в ряд. Выигрывает та команда, которая построилась быстрее. При желании детей, игра повторяется с теми, кто не играл, а потом с двумя выигравшими командами.

    Сопряжение с полом непроизвольно закрепляет ассоциативную "привязку" в сознании детей разделения букв на две категории: гласные и согласные. Задача - как можно быстрее в разрозненных элементах-буквах узнать целое (слово) - требует от детей достаточного развития одной из основных операций мышления - синтеза; а ситуация соревнования усиливает мотивацию к выполнению этой задачи. При этом происходит также тренировка умения быстро перебирать варианты решения, когда дети вспоминают и пробуют составить разные слова.

    "Разноцветные мячики"

    Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, закрепление учебного материала невербальными средствами.

    Описание:
    I вариант. (Два мяча.) Учитель молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший называет гласную, если мяч красного цвета; согласную, если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно учителю.
    II вариант. (Два мяча.) Учитель, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ученик называет количество в этом слове: гласных, если мяч красного цвета; согласных, если мяч синего цвета.
    III вариант. (Три мяча.) Учитель молча бросает кому нибудь мяч. Поймавший придумывает слово: с одной гласной, если мяч красного цвета; с двумя гласными, если мяч зеленого цвета; с двумя согласными, если мяч
    синего цвета.

    В этой игре происходит отработка до автоматизма навыка узнавать и воспроизводить определенную категорию звуков. Движение мячика удерживает внимание; необходимость "держать в уме" правило действия - связь цвета ответа - тренирует также умение следовать внутреннему плану действий, а соревновательный характер игры, общий ее темп стимулируют быстроту мышления.

    "Звуки-близнецы"

    Цель: Развитие зрительного сосредоточения, осознание роли артикуляции в речи, подготовка к темам "Звонкие и глухие согласные" и "Парные гласные".

    Описание: Учитель или любой вызванный к доске ученик беззвучно имитирует произношение задуманной им буквы, остальные отгадывают, предварительно повторив его движения

    В процессе воспроизведения речевых движений губ и языка дети глубже чувствуют связь между этими движениями и звуком. Они могут самостоятельно прийти к выводу, что звонкие и глухие согласные по движениям губ абсолютно одинаковы, а различными их делает участие или неучастие голоса, положение языка.

    СЛОГ

     "Найди себе пару"

    Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.

    Описание: Дети получают карточки со слогами:
    НА - СОС - КА - МЫШ - ЖИ - ЛЫ - НА - ВЕС

    Задание: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово. (Вначале не надо говорить, что слоги взаимозаменяемы - дети должны открыть это сами.)

    При соединении элементов в целое дети тренируются в мыслительной операции синтеза. Поскольку элемент-слог - само тело ребенка, и слова составляются как бы "комбинированием" этих тел, идея о том, что слова состоят из слогов, четко запечатлевается в сознании учеников, подкрепляясь ощущением рукопожатия "слога-соседа". Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка (НАСОС - СОСНА - СОСКА КАМЫШ - МЫШКА, ЖИЛЫ - ЛЫЖИ, НАВЕС - ВЕСНА). Это помогает детям глубже осознать роль слогов как "строительных кирпичиков" для слова.

     "Кто больше увидит и запомнит"

    Цель: Развитие внимания, памяти, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.

    Описание: Участвуют две команды (например, мальчики и девочки).

    Задание для первой команды: пока учитель считает до 20, нужно найти и запомнить все предметы в классе, в названии которых два слога.

    Задание для второй команды: для второй команды - аналогичное, но искать и запоминать следует предметы, в названии которых три слога.

    При произнесении учителем последнего числа "двадцать!" все члены команды закрывают глаза. Один из них (названный учителем) перечисляет все, что запомнил; затем остальные члены команды дополняют. После того как все вспомнили, что могли, дети открывают глаза и вместе с соперниками считают, сколько пропущено. Выигрывает та команда, которая пропустила меньше предметов.

    Поиск заданных предметов в процессе счета до 20 включает одновременно несколько умственных действий, что требует хорошего распределения внимания: 1) удерживание в памяти инструкции, 2) направленный поиск в зрительном восприятии, 3) отбор и запоминание нужных предметов, 4) слушание голоса учителя - чтобы на счет "двадцать" закрыть глаза. Мотивацию к этой сложной деятельности подкрепляет игра-соревнование. Идея о слогах как элементах слова присутствует и в инструкции, и в самой деятельности: чтобы отобрать слово для запоминания, сначала нужно его проанализировать, то есть разбить на слоги и сосчитать, сколько их.

    "Сколько в слове слогов?"

    Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, невербальное закрепление учебного материала.

    Описание: Учитель, бросает мяч, называя слово. Поймавший, бросая мяч обратно, называет количество слогов в этом слове.

    В этой игре происходит тренировка умения разбивать слово на слоги до уровня автоматизма, т.е. формирование интеллектуального навыка. Движение мячика туда-сюда, необходимость следить за ним побуждают детей мобилизовать внимание и прислушиваться к ответам товарищей, попутно тренируясь.

    "Змейка (Закончи слово)"

    Цель: Развитие внимания, устной речи, памяти, умения работать в группе.

    Описание: К доске выходят 6-10 человек (в зависимости от свободного пространства), встают в две равные шеренги друг против друга.

    Задание для участников: крайний в шеренге ученик называет слог; стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог - задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

    Задание для зрителей: запомнить все придуманные слова.

    В процессе манипулирования слогами у детей закрепляется осознание факта, что слово состоит из слогов. Расположение детей в пространстве - "словесная эстафета" - и отдельное задание для зрителей призваны оживить и разнообразить деятельность, иногда воспринимаемую детьми как слишком трудную и поэтому скучную.
    ПЕРЕНОС

     "Что нельзя переносить?"

    Цель: Развитие внимания, памяти, операций мышления, закрепление учебного материала.

    Описание: Задание: пока учитель считает до 30, ученики находят и запоминают те предметы в классе, названия которых нельзя переносить. На слове "тридцать" все закрывают глаза, и названный учителем вспоминает все, что нашел, остальные дополняют. В заключение все вместе еще раз проверяют.

    Самостоятельный поиск односложных названий предполагает "отбрасывание" неподходящих и, следовательно, включает операции анализа и сравнения. Отбор и накапливание в памяти похожих по строению слов помогают детям глубже осознать нужное правило. Учителю следует заранее позаботиться о наличии в классе предметов, названия которых односложны (шарф, гвоздь, шкаф, зонт и т.п.); их должно быть 10-15, чтобы задание не оказалось слишком легким и поэтому скучным.

    "Мячик-разделитель"

    Цель: Закрепление учебного материала с использованием невербальных средств.

    Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие-нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово разделенным для переноса.

    Мячик - средство для превращения обычного письменного задания в игру, позволяющую ребенку подвигаться. Трудность предлагаемых слов может сильно снизить темп ответов, поэтому данную игру рекомендуется использовать в случаях, когда ответы уже есть (например, при проверке домашнего задания).


    написать администратору сайта