Главная страница
Навигация по странице:

  • Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения

  • Список основной литературы

  • Список Интернет-ресурсов, справочных систем

  • философия. ПКЗ философия. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации сибирский институт управления филиал ранхиГС


    Скачать 95 Kb.
    НазваниеРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации сибирский институт управления филиал ранхиГС
    Анкорфилософия
    Дата21.11.2020
    Размер95 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПКЗ философия.doc
    ТипДокументы
    #63113

    Подборка по базе: культурология и философия .docx, Человек Философия.docx, Фундаментальная онтология Хайдеггера. Феноменология Гуссерля мет, Вариант 1 Философия Никулинский Георгий 2 курс.pdf, реферат философия красоты готов.rtf, Контрольная работа философия.docx, Гуревич. Философия культуры..doc, Науанова. Философия.pdf, ответы по дисциплине философия.docx

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

    ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ



    Кафедра международных отношений и международного сотрудничества

    Философия
    Письменное контрольное задание

    для студентов дистанционного обучения
    3 Вариант



    Студент Костюченко Николай Сергеевич




    Группа 17419




    Дата 1.11.2017 г.










    Преподаватель Ивонин Ю. П.


























    Новосибирск 2017г.

    Задание 1.

    В чем состоит суть философии постмодернизма?

    Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т. д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма.

    Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим и сентенций. Он выступил с идеей радикальной переоценки ценностей и отказа от фундаментальных понятий классической философии, сделав это с позиций крайнего нигилизма, с утратой веры в разум, человека и гуманизм. В частности, он выразил сомнение в наличии некоего «последнего фундамента», именуемого обычно бытием, добравшись до которого мысль будто бы приобретает прочную опору и достоверность. По мнению Ницше, такого бытия нет, а есть только его интерпретации и толкования. Он также отверг существование истин, назвав их «неопровержимыми заблуждениями». Ницше нарисовал конкретный образ постмодернистской философии, назвав ее «утренней» или «дополуденной». Она ему виделась как философствование или духовное состояние человека, выздоравливающего после тяжелой болезни, испытывающего умиротворение и наслаждение от факта продолжающейся жизни. Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, «исчисляющее мышление», высшей формой и воплощением которого стала техника. Последняя не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором «множатся вызванные техникой пустыни».
    Задание 2.

    Почему Древняя Греция ассоциируется в памяти человечества с «золотым веком» всемирной истории? Что такое античность и античная философия? В чем заключается роль и значение греческой мысли в мировой истории философии? Расскажите о периодизации греческой философии.

    Философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово «философия», как мы уже видели, греческого происхождения. Поэтому можно утверждать, что философию, как таковую, придумали греки. Они прочертили весь круг философских проблем и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками. Немецкий ученый Ф. Энгельс в книге «Диалектика природы» говорит, что «... в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений». Кроме того, философия древних греков дошла до нас в необыкновенно ярких и выразительных формах. Она представляет собой нечто среднее между наукой и искусством, и поэтому ее можно было бы назвать научной художественностью или художественной научностью. Греки имели особый дар, наверное, навсегда утерянный в человечестве, говорить о сложнейших вопросах мироздания необычайно просто, но в то же время точно, ясно и выразительно. Философия для них, как правило, не была родом деятельности, или профессиональным занятием, она была, скорее, образом их мышления или стилем жизни: они, философствуя, жили или, живя, философствовали. Жизнь и любовь к мудрости нераздельны в эллинском понимании (эллины — греки, Эллада — Греция в переводе с греческого). Именно поэтому результаты греческой философии были огромными, наследие ее — колоссальным, а идейный резонанс — нескончаемым. Она по праву и всеми считается сейчас философией классической, то есть образцом, эталоном, совершенным вариантом любого философствования вообще. Поэтому изучающим философию следует начинать с эллинской мысли и глубоко с ней знакомиться, потому что именно греческая любовь к мудрости позволяет увидеть и почувствовать сам дух философии, ее специфику, непередаваемую внутреннюю сущность, вполне понять, что она такое.

    Греческую философию часто называют античной. Но античность — это история и культура Древней Греции и Древнего Рима, поэтому можно полагать, что античная философия суть греко-римская. Но это не совсем так. Рим — величайшее государство Древнего мира — за свою тысячелетнюю историю превратился из маленького города на семи холмах в огромнейшую империю, которая охватила собой все Средиземноморье. Представим себе этот размах: вся Европа и половина британских островов, Малая и Передняя Азия, Ближний Восток, вся Северная Африка — поистине мировая держава. Все силы римского народа ушли в завоевательные войны, в создание необъятного государства, равного которому не было в человеческой истории. Понятно, что римлянам было не до философии, и поэтому их любовь к мудрости была заимствованием и приспособлением к своим практическим нуждам оригинальных греческих идей. Рим оставил человечеству свою необыкновенную политическую историю, юриспруденцию и риторику, но философское наследие мир получил от греческой цивилизации. Поэтому под античной философией, как правило, понимается философия греков.

    Древняя Греция, история которой охватывает период приблизительно с XXII по II вв. до н.э., очень часто воспринимается человеческим сознанием как нечто прекрасное, единожды появившееся на земле и с тех пор более недостижимое.

    В романе Ф.М. Достоевского «Подросток» один из персонажей — Версилов — произносит такие замечательные слова: «Мне приснился совершенно неожиданный для меня сон, потому что я никогда не видал таких. В Дрездене, в галерее, есть картина Клода Лоррена, по каталогу — «Асис и Галатея»; я же называл ее всегда «Золотым веком», сам не знаю почему. Я уж и прежде ее видел, а теперь, три дня назад, еще раз мимоездом заметил. Эта-то картина мне и приснилась, но не как картина, а как будто какая-то быль. Я, впрочем, не знаю, что мне именно снилось: точно так, как в картине, — уголок Греческого архипелага, причем и время как бы перешло за три тысячи лет назад; голубые, ласковые волны, острова и скалы, цветущее побережье, волшебная панорама вдали, заходящее зовущее солнце — словами не передашь. Тут запомнило свою колыбель европейское человечество, и мысль о том как бы наполнила и мою душу родною любовью. Здесь был земной рай человечества: боги сходили с небес и роднились с людьми... О, тут жили прекрасные люди! Они вставали и засыпали счастливые и невинные; луга и рощи наполнялись их песнями и веселыми криками; великий избыток непочатых сил уходил в любовь и в простодушную радость. Солнце обливало их теплом и светом, радуясь на своих прекрасных детей... Чудный сон, высокое заблуждение человечества! Золотой век — мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю жизнь свою и все свои силы, для которой умирали и убивались пророки, без которой народы не хотят жить и не могут даже и умереть! И все это ощущение я как будто прожил в этом сне; скалы, и море, и косые лучи заходящего солнца — все это я как будто еще видел, когда проснулся и раскрыл глаза, буквально омоченные слезами...».

    Греческая философия была одной из сторон этого «земного рая человечества» и прошла в своем развитии три этапа.

    1. Архаический, то есть древнейший, охватывает время примерно с VII по V вв. до н.э.

    2. Классический период датируется V—IV вв. до н.э.

    3. Эллинистический период, начавшийся с похода эллинов на Восток, то есть с завоевания (эллинизации) Востока охватывает период с III по II вв. до н.э.

    Первый период чаще называется досократическим, то есть бывшим до появления в греческой философии Сократа, а архаических философов часто называют досократиками. В составе имени любого греческого философа два слова: первое — его собственное имя, а второе происходит от названия города, в котором он родился. Например, имя Фалес Милетский означает, что этот мыслитель был из города Милет. Под словом «школа» в истории греческой философии понимается не учебное заведение, а группа мыслителей, объединенная сходными идеями или мыслями, образующими в философии определенное течение или направление. После этих предварительных замечаний перейдем к рассмотрению воззрений и учений эллинских философов.
    Задание 3.

    Сравните типы цивилизаций: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

     Существует три типа цивилизаций:

    · доиндустриальное

    , или аграрное, традиционное, преимущественно с добывающей экономикой

    · индустриальное

    (с развитием прежде всего обрабатывающей промышленности)

    · постиндустриальное

    в основе которого интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии.

    Отличительные признаки

    Стадии общественного развития

    Доиндустриальное

    Индустриальное

    Постиндустриальное

    Период возникновения

    6 тыс. лет назад

    250 лет назад

    Последняя четверть XX в.

    Ключевая сфера экономики

    Сельское хозяйство

    промышленность

    сфера услуг (прежде всего наука и образование)

    Организационно-технические характеристики экономики

    Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники

    Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий

    Высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии

    Основы развития

    традиции

    Последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии

    Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия

    Ведущую роль в обществе играют

    Церковь и армия

    Промышленно-финансовые корпорации

    Университеты как центры научных знаний

    Ведущие социальные группы

    Священники и феодалы

    бизнесмены

    Научно-технические специалисты

    Наиболее продолжительной в истории человечества была доиндустриальная стадия – несколько тысячелетий. В этот бесконечно долгий период одни и те же орудия и методы производства существовали веками.

    XVIII век считают отправной точкой промышленной революции(экономич. революция: великая индустриальная революция в Англии и политич. -– великая Французская революция),

    изменивший экономической облик Европы. На смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещике, слуг и крепостных крестьян, либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаёмных работников и слуг, приходит крупная промышленность с тысячами наёмных работников на одном предприятии. Индустриальное общество сменило доиндустриальное.

    Для индустриального общества характерен процесс урбанизации –расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни на все слои населения. Индустриализация –применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяговые животные.

    Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания. В постиндустриальном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Показателем степени экономического развития индустриального общества служит индекс производства стали, а показателем постиндустриального общества – процент научных и технических работников на общий объём рабочей силы, а так же объём затрат на научно-исследовательские разработки. Индустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное – умением вырабатывать и передавать информацию. Для постиндустриального общества характерен процесс глобализации. Глобализация – это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками.

    Задание 4.

    Дайте оценку суждению: наука сама себе философия. В русле какой философской традиции сложилось такое суждение? Ответ обоснуйте.

    Философия позитивизма, или философия позитивного (т. е. конкретно-научного) знания, была создана французским мыслителем Огюстом Контом (1788—1857). Конт поставил перед собой задачу избавить философское знание от абстрактной умозрительности. Он утверждал, что «наука — сама себе философия» и что метафизика (т. е. классическая философия), как учение о сущностях и причинах явлений, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия.

    Такое стремление к «онаучиванию» философии имело под собой солидные эпистемологические и социальные основания. Как было показано выше, познавательная автономия науки формировалась через размежевание с натурфилософией Нового времени. В свою очередь, это размежевание знаменовало собой то историческое фиаско, которое потерпела философия первой половины XIX в. в деле конструирования ею абсолютной и окончательной системы бытия в целом и природного мира в частности. Гегелевская философия (наука наук) претендовала на достижение познавательной конкретности в абсолютном объеме. Однако естественнонаучные подвижки середины XIX в. (в физике, химии, биологии) свидетельствовали о том, что наука не намерена впредь оставаться поставщиком фактического материала ко двору его величества натурфилософского умозрения.

    В социальной практике ситуация также определенно вышла из под философского контроля. Взамен торжественно обещанного царства разума — потрясшие всю Европу революции, война, только по названию Крымская, а по сути мировая и т. п. Все это явные свидетельства неспособности классической философии преодолеть умственный разброд на началах рациональности. Иррационалистическая же реакция не замедлила воспоследовать (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.).

    Позитивизм и пытается спасти рациональность посредством «выведения» ее из науки (так называемая «положительная рациональность»). Эта последняя заключается в исследовании «полезных» законов, выводимых из наблюдений и являющихся основой предвидения, которое возможно на основе постоянства отношений между явлениями. Реальность, достоверность, точность и полезность — таковы суть черты положительной рациональности как «истинного» философского мышления.

    Позитивизм справедливо называют философией порядка. Согласно таким воззрениям, умственная анархия, порождающая «революционное состояние народов», может и должна быть преодолена на базе положительной рациональности, исключающей бесконечные философские словопрения. Можно сказать, что позитивизм провозгласил идею «союза» естествоиспытателей против философов.

    В своей программной работе «Курс позитивной философии» О. Конт выделяет три состояния человеческого разума: теологическое, метафизическое и позитивное. В теологическом состоянии разум ориентирован на исследовании первых и конечных причин и рассматривает явления как продукты действия сверхъестественных факторов. В метафизическом — сверхъестественные факторы заменены отвлеченными сущностями, которым приписывается способность порождать все наблюдаемые следствия. Наконец, «в позитивном состоянии человеческий разум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от познания внутренних причин явлений и всецело сосредоточивается... комбинируя рассуждение и наблюдение, на изучении действительных законов, т. е. неизменных отношений последовательности и подобия» . Пользуясь терминологией Конта, можно сказать, что в его трактовке взаимоотношений науки и философии (метафизики) признается их последовательность, но отрицается подобие, т. е. Конт не признает познавательного статуса философии, она представляет для него чисто исторический интерес.
    Задание 5.

    Какая из трех точек зрения (материализм, идеализм, дуализм) представляется вам наиболее убедительной и почему?

    Для меня наиболее убедительной точкой зрения является материализм, так как это одно из главных философских направлений, которое разрешает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление психическое, субъективное.

    Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

    Слово «материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления идеализму.

    Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом мышления, в связи с которым и посредством которого разрабатывается и обосновывается данное течение материализма.

    Таким образом, в содержание материализма заключено, прежде всего, то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с формой материализма связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма. Но такое разграничение вместе с тем относительно, условно.

    Форма материализма, воздействуя на его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему, например, диалектический материализм не только по форме, но и по содержанию качественно отличен от вульгарного материализма, от метафизического материализма и всех других видов материализма, хотя имеет с ними то общее, что присуще всякому материализму вообще.

    Каждое, создающее эпоху в естествознании 20 века, открытие – в физике (теории относительности, квантовой механики, использование атомной энергии, проникновение в глубь элементарных частиц, др.), в молекулярной биологии (раскрытие «механизма» биосинтеза, физико-химических основ наследственности и др.), в кибернетике, астрономии и других науках – требовало непрестанного изменения и развития формы и содержания диалектического материализма путём его обогащения обобщениями новых естественно-научных открытий. При этом сохраняются все принципы диалектического материализма, получающие подтверждение, развитие и конкретизацию.

    Соответственно трём главным ступеням развития выделяются основные виды материализма:

    · Наивный или стихийный материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.

    · Метафизический, или механический материализм 17 -18 вв. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой: в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

    · Диалектический материализм, в котором материализм и диалектика органически соединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учение о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.

    Материализм эпохи Возрождения соединил в себе черты наивного материализма и наивной диалектики с первыми элементами метафизических взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным материализмом и ещё не сформировавшимся метафизическим материализмом.

    Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимание природы, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626).

    В согласии с передовыми умами своего века, Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т. е. руководится познанием её законов. Поэтому Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых – принесение непосредственной пользы человеку, светоносными – те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойства вещей.

    Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся параллельно ему, уже выходил за границы метафизического материализма, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического материализма и не распространял материализм на общественные явления.

    Этот вид материализма зарождается в 18 веке (напр. Дж. Толанд) и в начале 19 века (напр. А Сен-Симон) и в особенности русские революционные демократы.

    В трудах русских просветителей объективно были выражены стремления решить вопрос о назначении философии. Так Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стремились, освободить философию из под опеки теологии, трактовали её как вполне самостоятельную науку. Философские воззрения этих просветителей были вполне материалистическими.

    Мне наиболее близка данная точка зрения, так как идеи идеализма и дуализма несут в себе другие позиции и нормы, которые мне не близки.

    Список основной литературы

    1. Антипов, Г.А.   Философия : учеб. пособие для студентов всех форм обучения / Г. А. Антипов ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. - 2-е изд., доп. и перераб. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014. - 219 с. –Тоже [Электронный ресурс]. - Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. Ин-т упр. – филиал РАНХиГС. - Режим доступа: http://www.sapanet.ru, требуется авторизация.-Загл. c экрана.

    2. Балашов, Л. Е. Философия [Электронный ресурс] : учебник / Л. Е. Балашов. - 4-е изд., испр. и доп. - Электрон. дан. - Москва : Дашков и Ко, 2015. - 612 с. - Доступ из ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа :http://www.iprbookshop.ru/52306, требуется авторизация. - Загл. c экрана.

    3. Батурин, В. К. Философия [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / В. К. Батурин. - Электрон. дан. – Москва :Юнити-Дана, 2016. - 343 с. - Доступ из Унив. б-ки ONLINE. - Режим доступа :http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490, требуется авторизация .- Загл. c экрана.

    4. Сабиров, В. Ш. Основы философии [Электронный ресурс] : учебник / В. Ш. Сабиров, О. С. Соина. - Электрон. дан. - Москва : Флинта, 2012. - 330 с. - Доступ из Унив. б-ки ОНЛАЙН. - Режим доступа :http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115126, требуется авторизация. – Загл. с экрана.

    5. Спиркин, А.Г.   Философия :учеб.для бакалавров, для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. – Москва :Юрайт, 2012. - 828 с.

    Список Интернет-ресурсов, справочных систем

    1. Институт философии Российской Академии Наук [Электронный ресурс] / Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. – Электрон.дан. – Москва. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm – Загл. с экрана.




    написать администратору сайта