Главная страница

Шпаргалки по ТО и ТНР. Содержание категории школьные трудности и трудности в обучении


Скачать 122 Kb.
НазваниеСодержание категории школьные трудности и трудности в обучении
АнкорШпаргалки по ТО и ТНР
Дата14.09.2020
Размер122 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла!shpory_po_to_i_tnr.doc
ТипДокументы
#62089

Подборка по базе: 9. Цель, задачи и содержание педагогической работы в адаптационн, Лекция 1 Содержание предпринимательской деятельности.docx, Определить наличие корреляционной связи между содержанием золота, КУРСОВАЯ ЛИДЕРСТВО Содержание.doc

  1. Содержание категории школьные трудности и трудности в обучении

Школ.трудности-это весь комплекс школ.проблем,кот. возникают у ребенка в связи с началом систематического обучения и приводят к выраженному функц-му напряжению, отклонениям в сост.здоровья, наруш. адаптации и снижен. успеваемости.

Причины школ. трудностей: экзогенные(социокультурные усл.,эколог., внешнесредовые,педагогические факторы, школьные ф-ры риска, интенсификация учеб.процесса, несоответствие методик особенностям детей); эндогенные(генетич.) :наруш. в ран. периоде развития,сост.здоровья,мозговые дисфункции,степень зрелости структурно-функцион.систем мозга).

Обучение-это целенаправл.процесс взаимодействия учителя и учащихся,в ходе кот.осуществляется образование,воспитание и развитие человека.

Т.О.-стойкие затруднения в усвоении образовательных программ, при отсутствии выраженных наруш.интеллекта,развитии слуха и зрения у ребенка.


  1. Общая характеристика типологической группы «дети с трудностями в обучении»


Дети с Т.О.-это дети,испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта,отклонение в разв.слуха,зрения и двигат.сферы.

Дети с Т.О.-это дети с наруш.психич.развития,обусловленное задержкой или расстройством психич.развития. А именно:

F-81.3-смешан.расстройство учеб.навыков(ЗПР психоген.происхождения)

F-81.9-расстройство разв. учеб.навыков(ЗПР конституц.происх.)

F-83-Смешанные специф.расстройства психич.развития(ЗПР церебрально-органич.генеза)

F-84.8-другие общие расстройства развития(ЗПР соматоген.происхожд.)

F-84.0-детский аутизм как общее расстройство психолог.развития)

4. Психофизиологические особенности учащихся с детским аутизмом.

Ранний детский аутизм - нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков. Довольно редкий синдром, который в большинстве случаев присутствует с рождения или начинается в первые 30 мес. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Реакции на слуховые и иногда на зрительные раздражители нарушены; понимание речи обычно значительно затруднено. Развитие речи задерживается и, если речь развивается, она характеризуется эхолалией, путаницей местоимений, незрелостью грамматических структур; отсутствует способность употреблять абстрактные термины.

Обычно наблюдается расстройство в социальном использовании как устной речи, так и языка жестов. Трудности в социальных взаимоотношениях наиболее заметны в возрасте до 5 лет и включают нарушения в развитии способности смотреть в глаза собеседнику, к совместным играм, а также к появлению социальных привязанностей. Обычно наблюдаются ритуалы, болезненная приверженность неизменному порядку, сопротивление любым изменениям, привязанность к необычным предметам и стереотипный характер игры. Способность к абстрактному или символическому мышлению и творческим играм снижена. Уровень интеллекта колеблется от сильно сниженного до нормального и выше. Обычно задания, требующие механического запоминания или зрительно-пространственных способностей, выполняются лучше, чем задания, требующие абстрактного мышления или лингвистических способностей. Причиной этого нарушения, возможно, является биологически основанная форма когнитивного дефекта, влияющего на развитие речи. Прогноз, как правило, неблагоприятный и касается прежде всего уровня интеллекта.

Классификация РДА по степени тяжести:

Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

-полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта.

-активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром

-захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера.

-чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей.

5. Содержание категории «тяжелые нарушения речи». Общая характеристика типологической группы.

Типолог.группу учащ. С ТНР сост. дети, имеющие системные(структурно-семантические)нарушения речи.

К тяж.нарушениям речи относят: алалию,афазию,ОНР,дизартрию,откр.органическую ринолалию,заикание.

МКБ-10:

-расстройства экспресс.речи(мотор. Алалия)

-расстр.рецептивной(воспринимаемой) речи(сенсор.алалия)

-приобретён.афазия с эпилепсией

-расстр.развития речи и языка неуточнённые(неосложнён. вариант ОНР)

-заикание.

Характеристика:

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вледствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

7. Особенности овладения учебными навыками учащимися с трудностями в обучении.

Особенности:

1.Несформированность учеб.мотивации, преобладание игровых интересов. 2.Слабость познавател. активности. 3.Несформированность произвольности. 4.Слабость контроля и самоконтроля. 5.Низкая самостоятельность при организации собственной деятельности. 6.Повышенная утомляемость. 7.Задержка эмоционального развития(эмоции поверхностные,неустойчивые). 8.Нарушение динамики психич.познавательных процессов(истощаемость,инертность,трудности переключения).

3 вида трудностей в учении:

-трудности осуществления учебной деятельности(недостатояность мотивации, трудности общеучебных интеллект.умений:ориент.в задании,планирование,осущ.самоконтроля.(невнимательность,забывчивость,неусидчивость)

-трудности формирования отдельных школьных навыков:чт.,письма,счета,реш.задач.

-трудности осмысления учебной информации(трудно понимают объясн. с первого раза,низкий уровень логич. Операций)

12.Характер и причины трудностей, испытываемых детьми с детским аутизмом по типу общего нарушения развития. Принципы коррекции.

РДА - нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков. Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.

Стереотипичность в поведении. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д. Одна и та же тема доминирует в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. Ребёнок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.

Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребёнка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы обращённые к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлечённо декламировать стихи. Детям с РДА свойственны эхолалии, неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».

Раннее проявление вышеперечисленных расстройств (до 2,5 лет).

Причины и механизмы возникновения РДА:

Исходя из положения Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В.В. Лебединский и О.Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:

1.В качестве первичных расстройств при РДА рассматриваются повышенная эмоциональная чувствительность и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения.

2. К вторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы.

Принципы:

принцип принятия ребенка - формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок. Уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы;

принцип помощи - ребенок с РДА без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития;

принцип индивидуального подхода - возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями;

принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий - медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком;

принцип сотрудничества с семьей - создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.

Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми в соответствии с названными принципами обеспечит наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.

15. Цель и основные направления коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями в обучении

Цель кор.работы учителя-дефект : устранение причин,из-за которых учащ. Испытывают трудности в учении,т.е.развитие общих способностей учению в рамках личностной,ЭВС и интеллект.сфер.

Осн. направл. КР:

1 блок: формирование уч.деятельности детей и кор.её недостатков,что подразум. 3 осн. аспекта:

-формир.уч.мотивации(учебно-познавательных мотивов)

-формир. Общеучебных,интеллект. умений(ориент. в задании,умение обобщать,осуществлять контроль,самооценку деятельности.

-.развитие личностных компонентов уч.-познават.деятельности (познават.активнось,самостоят.,произвольность)

2блок:развитие уровня псих.функций: школьно-значимых,обеспечивающих У.Д.,интегративных(координаций схем глаз-рука,ухо-глаз-рука,ухо-рука)

  1. блок: формирование базовых представлений,необходимых для успешного усвоения школ.программы.

16. Основные направления коррекционной работы с учащимися с тяжелыми нарушениями речи.

1. Развитие звуковой стороны речи. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

3. Формирование связной речи

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:устойчивости внимания; способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля;познавательной активности; произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности; контроль за ходом своей деятельности; работа в определенном темпе;применение знаний в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умения внимательно слушать и слышать учителя; умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы; развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;соблюдение речевого этикета при общении

17. Методика проведения коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками с трудностями в обучении.

Принципы,определ.методику проведения кор.занятий с шк. сТО(по Гладкой):

1.созд.эмоционал.-положит.усл.обучения(личность педагога)

2.стимулир.познават.активности(дети долж.чувствовать себя первооткрывателями)

3.осущ.кор.раб.в зоне ближайшего развития

4.форм-ние обобщённых умений путём привлечения разного по содерж материала

5.орг-ция многократного выполнения уч-ся опред.рода деятельности

6.пр-п спирали(возвращения к одному и тому же,но на разн. уровнях)

7.учет последовательности развития школьнозначимых функций в онтогенезе

8.осущ-ние постепенного усложнения деят-ти уч-ся(не торопить,хвалить за старания)

9.учёт роли воображения в психич. Д-ти ребёнка

10.опора на лич. жизн.опыт детей

11.стимулир-е учащ-ся к оречевлению цели,программы и рез-та деятельности

12.учёт роли целенаправленной двигат.активности

Формы орг-ции кор.занятий:

-простые(минимал.кол-во методов и средств:игра,беседа,экскурс.,викторина)

- составные(построены на сочетании простых форм обучения:урок,конкурс,конференция)

-комплексные(комплекс простых и составных форм:дни откр.дверей,неделя книги)

Уроки строятся по смешанному и комбинир.типу:

-объяснению мат-ла предшеств.пропедевтическая работа

-каждая порция нового мат-ла требует незамедлительного закрепления

-на всех этапах урока необх.пошаговый и индивидуальный контроль усвоения мат-ла

-использ.групповых форм работы(бригадами,парами)

28.Развитие личностых компонентов познавательной деятельности

Формирование познават.активности,самост-ти и произвольности:

-самостоятельность в уч.деятельности проявл.в осущ-нии планирования, выполнения уч.д-ти

-формир-е самоконтроля- это постепен.перевод ребёнка с внеш.контроля на самоконтроль.Самоконтроль осущ. с пом.регулирующей ф-ции речи.На этапе принятия задания действие самоконтроля форм-ся на ориентировочной основе(необходимо запомнить,что нужно сделать и какие правила соблюдать).Приёмы:повторить задание вслух,сличение полученного результата с заданием.

Под интеллектом подразумевают совокупность всех сторон познавательной деятельности. Большинство детей с трудностями в обучении характеризуют интеллектуальная пассивность, безынициативность.Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделить особое внимание.
Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. Эта система включает в себя способность удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь пользоваться обратной связью и корректировать допущенные ошибки как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Успешное выполнение любой деятельности возможно лишь при наличии такой целостной системы произвольной саморегуляции.
Функция произвольности является базовой для осуществления любого вида продуктивной и учебной деятельности, поскольку обеспечивает регуляцию всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и поведенческих реакций, она же является необходимой основой формирования внимания. В этой связи отработка всех перечисленных выше звеньев системы произвольной саморегуляции является залогом успешного овладения учебной деятельностью.

46. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

Особенности грамматического строя речи. Исследование грамматического строя речи у детей с ЗПР (Н. Ю. Борякова, С. В. Зорина, Р. И. Лалаева, Г. Н. Рахмакова, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, И. А. Симонова, А. А. Хохло-ва, Л. В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

В процессе логопедической работы по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР основной целью является формирование, с одной стороны, психологических механизмов овладения системой языка (формирование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), с другой стороны, усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Дети с ЗПР испытывают существенные трудности в вычленении из речи форм слов, морфем, в определении грамматических значений, в их соотнесении с формальным выражением. В связи с этим, в процессе логопедической работы осуществляется поэтапное формирование тех речевых предпосылок, которые определяют овладение парадигмой словоизменения и словообразования, а также выбор правильной формы слова в процессе порождения речи.

На начальном этапе в качестве таких предпосылок рассматривается уточнение лексического значения слова, отдельных грамматических значений, закрепление связи отдельного грамматического значения с его звуковой формой параллельно с уточнением звуковой структуры слова и морфемы.

Эти предпосылки дают возможность перейти к дифференциации форм слов на основе комплекса грамматических значений, определяющих форму слова (формирование парадигмы словоизменения и словообразования).

В дальнейшем осуществляется закрепление операции выбора и комбинирования правильных грамматических словоформ в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие проводится по следующим направлениям:

  1. уточнение лексического значения слова;

  2. уточнение грамматического значения слова;

  3. формирование парадигмы словоизменения;

  4. формирование словообразования;

  5. развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;

  6. развитие языкового анализа и синтеза.

Связь между этими направлениями осуществляется параллельно-последовательно (симультанно-сукцессивно).

35.Методика развития внимания и произвольности

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением – углубление в данную деятельность и отвлечение от остального.

Виды внимания.


  1. Чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное)

  2. Непосредственное (если объект интересен сам по себе) и опосредованное.

  3. Непроизвольное (пассивное) – обращается на что-то без намерения сделать это и не требует волевых усилий и произвольное (активное) – обращается на объект и удерживается на нем при сознательном намерении сделать это и требует волевых усилий, послепроизвольное - если деятельность увлекает человека.

  4. Внешненаправленное внимание – выделение значимых объектов во внешней среде. Внутринаправленное внимание – выделение идеальных объектов из фонда самой психики.

  5. Индивидуальное и коллективное.

Свойства внимания


Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация.

Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания.

Распределение внимания – это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия.

Объем внимания – это количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо.

Развитие произвольности внимания:

Давать детям чёткие словесные указания. Проговаривать инструкции ребёнку несколько раз, просить его проговаривать инструкцию вслух.Создавать привычные условия работы (постоянное место, предмет и учебные принадлежности должны содержаться в порядке, процесс работы должен быть строго структурирован). Создание благоприятных условий для учебной деятельности (исключение отрицательных действий, посторонних раздражителей: шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи).

Факторы привлечения внимания:

-структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более лёгкому воспроизведению);

-организация занятия (чёткое начало и окончание урока, наличие необходимых условий для работы и т.д.);

-темп ведения урока (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа не захватывает ребёнка);

-последовательность и системность требований взрослого;

-смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, т.к. постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Возникновению интереса способствует:


-оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового – трудно, мало нового – скучно. Злоупотребление новизной и занимательностью притупляет внимание.

-Создание дефицита информации, восполняемого ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда учитель не «разжёвывает» объясняемый материал до последней мелочи, а составляет некоторое пространство для мысли, даёт возможность соучастия в познании нового;

-безотказное средство пробуждения внимания – нестандартный вопрос, проблема, загадка (работа мысли начинается с вопроса, проблемы);

-причины личностного характера: личная заинтересованность в полученных знаниях, честолюбивые планы, соревнование, соперничество.

Развитие внимания

Упражнение № 1 «Догони и поймай букву» (корректурная проба).Отметить на странице какую-нибудь одну букву и попросить ребенка, просматривая строчки слева направо, вычеркивать эту букву каждый раз, как он ее встретит.

2-й вариант. Для ребенка, который еще не умеет читать и не знает букв, можно дать задание со значками: кружком, квадратом, звездочкой, треугольником и крестиком.

Упражнение №2 «Внимание» (увеличение объема внимания).Приготовьте карточки. По сигналу «Внимание» покажите ребенку материал, но не больше, чем на 2 сек. Ребенок должен постараться прочесть предъявляемый материал и записать его.

1-й вариант. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.Всего 14 карточек – два разных набора по 7.

2-й вариант. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв. Всего 18 карточек – два разных набора по 9.

3-й вариант. Предложения содержащие от 5 до 16 букв. Всего 18 карточек – два разных набора по 9.

4-й вариант на цифровом материале.

«Сейчас я буду показывать последовательно, друг за другом 4 таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания начиная с единицы. Ты должен показывать их указкой и называть вслух. Громко и четко.»

Упражнение №3. (увеличение уровня распределения внимания)Чтение небольшого предложения сопровождается постукиванием карандаша по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

Упражнение №4 (распределение внимания)«Перед тобой таблица, в которой расположены числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, а значит. 9 пропущено. Я написал тебе числа в тетради от 1 до 25. А теперь посмотри на таблицу. Тебе нужно отыскать числа от 1 до 25 по порядку. Если не найдешь в таблице какое-то число, то вычеркни его в тетради. Исправлять по правилам нельзя, так что старайся работать без ошибок.»

Упражнение №5. «Посмотри и распутай линии» (концентрация и устойчивость внимания)

«Перед тобой ряд перепуганных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Проследи каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставь ее номер»

Упражнение №6. «Слушай внимательно» (концентрация слухового внимания)

Для этого удобно давать арифметические диктанты, однако смысл заключается в том, чтобы каждое задание состояло из нескольких действий.

Даны два числа: 6 и3….Сложи первое число и второе…и от полученного числа отними 2… Затем отними еще 4…пиши ответ…

Упражнение № 7(концентрация внимания) Попросите ребенка без ошибок переписать следующие строчки:

Упражнение № 8. «Найди спрятанное слово» (распределение и избирательность внимания)Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть их.

Упражнение № 9. «Подчеркни в тексте букву А, а букву Е зачеркивай».

33. Методика развития восприятия

Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

В зависимости от целенаправленности восприятие делится на непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное.

Четыре уровня восприятия:

Сенсорный – чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

Перцептивный – осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;

Оперативный – охват какой-либо функции, стороны объекта;

Деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности.

Виды восприятия:Воспр.предметов;Воспр. отношений, движений, пространства;


Воспр.человека

Развитие восприятия


Упражнение №1 «Графический диктант» позволяет определить развитие произвольной сферы ребенка и его возможности в области перцептивной и моторной организации пространства. «Поставь карандаш на любую точку в верхней части страницы. Рисуй линию: одна клеточка вниз, теперь одна клеточка направо, одна клеточка вверх, одна направо, одна клетка вниз и т.д.

Упражнение №3 «Вверху?Внизу? За? Под? На?»:Положи книгу на полку… Встань за столом… Что расположено над телевизором? Загляни под шкаф….»Такая же работа по картинке.

Упражнение №4 «Копирование точек»:Предлагается скопировать несколько групп точек по данному образцу.

Упражнение №5 С геометрическим материалом.:«Положи слева квадрат, посередине листа – круг, справа – треугольник. Расскажи, какие фигуры ты положил и где»

« Посмотри внимательно на фигуры, разложенные на столе. Закрой глаза» После этого фигуры закрываются листом бумаги и говорится: «Открой глаза. Давай проверим, что ты запомнил. Расскажи, какие фигуры были у нас на столе и в каком порядке».

Упражнение №6 «Что это?»:Вы показываете ребенку контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них. А он должен узнать, что это за предметы.

Упражнение №7 «Разрезная картинка»:Предлагаются ребенку отдельные детали картинки какого-либо предмета, а ребенок должен соединить их так, чтобы получился заданный предмет.

Упражнение №13 «Расскажи о животных».(структурность восприятия):В течение 5 секунд показать лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова.Назвать, что нарисовано и рассказать об особенностях и различиях этих животных.

Упражнение №14 (скорость и точность восприятия)

Сколько раз встречается знак «плюс»?Сколько раз встречается знак «минус»?Сколько раз встречается такая черта(/)?Сколько раз встречается точка? знак деления? знак «равно»?и т.д.

Для тренировки скорости и точности восприятия можно использовать таблицу:

а) геометрическими фигурами различной формы, б) матрицу, содержащую геометрические фигуры не только разной формы, но и белого и черного цвета, в) геометрические фигуры разного размера, г) набор букв,

Упражнение №17 «Измеряем на глазок» (восприятие величины предметов):Учащиеся внимательно смотрят на какой-либо предмет. Предлагается зарисовать контуры данного предмета на доске в полную величину. Затем сравниваются рисунок и предмет.

Упражнение №19 «Что это за предмет?»:Учащийся по одному фрагменту картинки должен узнать, что на ней изображено.

Упражнение №18:Предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов: Красного цвета,черного цвета,зеленого цвета,круглых,прямоугольных,деревянных,металлических,

начинающихся с буквы К,начинающихся с буквы М.

34. Методика развития памяти

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Основные виды мнемических процессов:

Запоминание – это организация (кодирование, удержание, присвоение) вновь поступающей информации.

Сохранение – активное или пассивное (произвольное и непроизвольно) преобразование (трансформация) запомненной информации.

Забывание – процесс, обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал.

Воспроизведение – восстановление (реконструкция) ранее запомненного материала.

Узнавание – идентификация (опознание) объектов ил явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними.

Классификация памяти по времени.

Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия.

Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности.

Долговременная память – запоминание на длительный срок информации, имеющей большую значимость.

Сенсорная памятьнепосредственное запечатление сенсорных воздействий, т.е. сохранений наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени.

Классификация от цели деятельности.


Непроизвольная память – вид памяти, когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией.

Произвольная память – вид памяти, когда информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит: от целей запоминания и от приемов заучивания.

ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ:

-Преподавать материал таким образом, чтобы было задействовано максимальное количество анализаторов (слуховые-на слух, зрительные-увидеть, тактильные-потрогать, двигательные-выполнить действия, вкусовые-попробовать на вкус и т.п.).

-Использовать метки, значки или предметы в качестве напоминающих знаков.

-Группировать исходный материал для его удобного запоминания (например, номера телефонов: 2-98-71-23 или 2-987-123; слова по темам и т.п.).

-Использовать метод размещения (части материала размещаются зрительно в знакомых углах (местах) улицы (комнаты), а при необходимости «подбираются»).

-Придание осмысленной связи материалу (там, где между исходными элементами связи нет, например: запомнить цвета радуги Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан).

-Создание мнемических опор (разбиение текста на части, озаглавливание).

-Повторение выученного материала втечение суток.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:

УЗНАВАНИЕ

Найди образец.Ребенку предлагается рассмотреть «образец» предмета (например, лист дерева) из ряда однородных втечение 10 секунд. Затем его необходимо по памяти найти в ряду.

Узнай фигуры.Ребенку предлагается запомнить 9 фигур, изображенных в сетке (20 сек.). После этого предъявляется еще одна сетка с 20 фигурами, среди которых необходимо узнать те, которые запомнили и показать их.

ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

1 Ребенку предлагается запомнить и записать по памяти 10 слов (не связанных по смыслу) с трех попыток.2. Ребенку предлагается запомнить и зарисовать все предметы, изображенные на картинке.3. Ребенку предлагается запомнить и записать 12 цифр.

ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Игра «Магазин».Мама дает задание сходить в магазин. Ребенку предлагается запомнить, какие продукты необходимо купить в магазине и самостоятельно совершить покупки.

Игра «Разведчики».Ребятам-разведчикам необходимо запомнить слова или текст шифровки и передать связному на словах.

3. Ребенку на слух необходимо запомнить и записать/назвать 8-10 односложных и двусложных слов; 3-10 чисел.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

Заметь и запомни. Положив один над другим 8 предметов, предложить ребенку перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз (рассматривать 20 сек.).

Нарисуй-запиши по памяти.Ребенку предлагается запомнить узор из геометрических фигур или предметов и продолжить его по памяти.

Ответь на вопросы.Ребенок рассматривает втечение 30 сек. сюжетную картинку, затем закрывает ее листком и отвечает на вопросы по ней.

Запомни расположение.Ребенку предлагается рассмотреть ряд предметов и запомнить их расположение :по величине,по форме,по цвету, по порядку следования

Ребенку читается ряд из пяти чисел. Необходимо сложить 1-е и 2-е, 2-е и 3-е, 3-е и4-е, 4-е и 5-е, а суммы записать.

ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ

Что изменилось?Ребенку предлагается рассмотреть сюжетную картинку (10-15 сек.). Затем предъявляется похожая картинка, но с изменениями. Необходимо найти все несовпадения.

Заметь и запомни.На столе выкладывают 7-10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребенку снова их перечислить. или Приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд, спросить, в какой последовательности они лежат .или Поменяв местами 2 каких-либо предмета, показать снова все предметы на 10 сек. Предложить ребенку определить, какие 2 предмета переложены

СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ

Педагог читает 1-3 пословицы, а ребенок должен их повторить; Педагог читает 8-12 слов (связанных по смыслу), а ребенок должен их запомнить и повторить с одной или нескольких попыток;.Заучивание скороговорок, стихов.

Объедини по смыслу.Ребенку предлагается 12-15 слов разной тематики. Необходимо прочитать данные слова 2-3 раза и разбить их на группы по темам. Затем по памяти записать слова в столбики по группам.

Методика «Смысловые единицы»Эффективна при обучении детей осмысленному пересказу текстов. Обучение составлению плана

АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

Ребенку читаются слова парами (8-10 пар), которые связаны между собой логически. Необходимо при повторном чтении первых слов записать вторые.

Педагог читает 8-10 слов (не связанных по смыслу), а ребенок должен их запомнить и повторить с одной или нескольких попыток


написать администратору сайта