Главная страница
Навигация по странице:

  • Деловая игра «Спаси деревню от пожара!» Автор: Костомясова И.В. Пояснительная записка

  • Действующие лица

  • Введение в игру

  • Обсуждение ситуации в группах

  • Разбор оптимального варианта

  • Описание игры: 1. Введение в игру (слайд 1,2) Статистика по пожарам. Причины пожаров. Лето 2010 года. В России снова горят леса.(слайд 3)

  • 2. Определение понятий. (слайд 7) - В Большой энциклопедии можно найти следующее определение понятия «пожар» (слайд 8). Пожар

  • Пожар

  • Огонь

  • (слайд 11) а) Пословицы и поговорки о пожаре и огне.

  • (слайд 14) б) Викторина «Пожарное лото» (слайд 15)

  • (слайд 16)

  • 6. Обсуждение ситуации в группах.

  • 5. Игровой процесс. Отчет групп. Защита проекта с инсценированием.6. Разбор оптимального варианта

  • 8. Итог деловой игры

  • Внеклассное мероприятие на тему "Деловая игра "Спаси деревню от пожара!". Внеклассное мероприятие на тему "Деловая игра "Спаси д. Спаси деревню от пожара!


    Скачать 95 Kb.
    НазваниеСпаси деревню от пожара!
    АнкорВнеклассное мероприятие на тему "Деловая игра "Спаси деревню от пожара!"
    Дата18.09.2017
    Размер95 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВнеклассное мероприятие на тему "Деловая игра "Спаси д.doc
    ТипМетодическая разработка
    #35994
    КатегорияКлассному руководителю


    Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №2 г.Ртищево»

    Методическая разработка

    внеклассного мероприятия

    по противопожарной тематике

    для учащихся начальных классов

    Деловая игра

    «Спаси деревню от пожара!»

    Автор:

    Костомясова И.В.

    Пояснительная записка

    Чаще всего жертвами огня становятся дети. Это происходит из-за опасного любопытства, отсутствия навыков обращения с огнём и незнания элементарных правил поведения при пожаре. Поэтому очень важно научить детей не допускать возгораний, предупреждать пожары, а если беда всё-таки случится – грамотно, без потерь, преодолеть её.

    В последние годы педагоги и сотрудники пожарной охраны пытаются наладить обучение ребят противопожарной грамоте. Знания по основам пожарной безопасности школьники получают на уроках окружающего мира в начальной школе, по курсу ОБЖ и на внеклассных мероприятиях.

    Ежегодно учащиеся нашей школы принимают активное участие в городском слете юных пожарных. В нашем учебном заведении регулярно проводятся конкурсы рисунков и плакатов по противопожарной тематике, учебная тревога по эвакуации при пожаре, классные часы и общешкольные мероприятия.

    Задачами всех этих мероприятий являются:

    - формирование у детей чувства опасности огня;

    - привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами;

    - отработка навыков правильного поведения в случае пожара.

    Цели:

    • профилактика пожаров, практическое закрепление знаний в области пожарной безопасности;

    • привитие навыков правильных действий при возгорании и оказанию помощи при спасении людей;

    • научить быстро оценивать опасную ситуацию и принимать оптимальное решение для её преодоления;

    • предупреждать баловство с вызовом по телефону пожарных;

    • развивать речь, мышление, воображение, воспитывать уважение к одноклассникам в ходе мероприятия;

    • формировать чувство самосохранения;

    • побуждать детей к глубокому изучению курса ОБЖ;

    • пропагандировать труд пожарных.

    Действующие лица: ведущий, члены жюри (пожарный, фермер), учащиеся 6-8 классов.

    Порядок проведения деловой игры «Спаси деревню от пожара»

    Этапы деловой игры:

    1. Введение в игру.

    2. Разделение участников на группы.

    3. Изучение ситуации.

    4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры.

    5. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление).

    6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп.

    7. Разбор оптимального варианта.

    8. Общая дискуссия.

    Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения.

    Разделение участников на группы: оптимальный размер группы – 5-10 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.

    Изучение ситуации: для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).

    Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего – управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать.

    Важным моментом является фактор времени. Конечно, не стоит постоянно напоминать участникам, сколько времени осталось, однако было бы разумно, если в кабинете, где проводится игра, висели часы.

    Игровой процесс: после изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения.

    Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами.

    Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т.д.

    Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений.

    Разбор оптимального варианта: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.

    Общая дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.

    Описание игры:
    1. Введение в игру (слайд 1,2)
    Статистика по пожарам. Причины пожаров.
    Лето 2010 года. В России снова горят леса.

    (слайд 3)

    Леса, будучи основным типом растительности России, занимают 45% ее территории. Лесной фонд Российской Федерации – это почти 1,2 млрд. га, что соответствует 22% всех лесов мира. Лесные пожары в нашей стране ежегодно оборачиваются стихийным бедствием.

    (слайд 4)

    Пожарами затрагиваются природные территории: сельскохозяйственные поля, сенокосы и выпасы, болота и степные участки, тундры и горные луга. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. сооружения и населенные пункты.

    (слайд 5)

    По данным МЧС, с начала пожароопасного периода и до 7 сентября 2010 г. на территории Российской Федерации возникло 30 376 очагов природных пожаров на общей площади 1,25 млн. га. Пожары затронули не менее 60 федеральных заповедников и национальных парков.

    В целом, по данным Минрегиона, на 25 августа в Росиии в результате лесных и торфяных пожаров 2010 г. полностью или частично уничтожено 147 поселков, сгорело около 2,5 тыс. жилых домов. Общее число погибших на пожарах составило более 60 человек (в т.ч. 3 сотрудника МЧС).

    (слайд 6)

     Основными причинами пожаров являются:

    — неосторожное обращение с огнем —192 пожара с ущербом 2,98 млн. рублей;
    — поджоги —119пожаровс ущербом2,69 млн. рублей;
    — нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования — 66 пожаров с ущербом2,57 млн. рублей;
    — нарушение правил устройства и эксплуатации печей — 32 пожара с ущербом 0,4 млн. рублей.
    2. Определение понятий.

    (слайд 7)

    - В Большой энциклопедии можно найти следующее определение понятия «пожар» (слайд 8).

    Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

    - В словаре Ожегова «пожар» трактуется так:

    1. Пожар – бурно развивающее событие большого общественного значения;

    2. Пожар – пламя, широко охватившее и уничтожающее что-нибудь.

    (слайд 9)

    - А что же такое «огонь»? Это слово имеет несколько значений.

    Огонь – свет от осветительных приборов.

    Огонь – о том, кто полон пылкой энергией, силой.

    Огонь – горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.

    Огонь – внутреннее горение, страсть.

    Огонь – боевая стрельба.

    - Какое из данных определений подходит к нашей теме?
    3. Разминка (слайд 10).

    - Перед началом нашей игры проведем разминку.

    (слайд 11)

    а) Пословицы и поговорки о пожаре и огне.

    - Скажите, какие пословицы и поговорки о пожаре и огне вы знаете?

    - А как вы понимаете такие пословицы и поговорки, объясните их значение

    (слайды 12,13):

    • Дорого при пожаре и ведро воды.

    • Пожар чернилами не зальешь.

    • От малой искры, да большой пожар.

    • Огонь да вода все сокрушают.

    • Огонь – не вода, охватит – не всплывешь.

    • Не шути с огнем – обожжешься.

    (слайд 14)

    б) Викторина «Пожарное лото»
    (слайд 15)

    1. По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре (все варианты)? К чему

    может привести баловство с вызовом по телефону пожарных?

    2. Ваши действия, если заметили пожар в лесу.

    3. Назовите основные причины возникновения лесных пожаров.

    4. Какие виды огнетушителей вы знаете?

    5. Какие вы знаете легковоспламеняющиеся жидкости?

    6. Чем можно тушить горючие жидкости?

    7. Ваши действия, если загорелась одежда?

    8. Как защитить органы дыхания на пожаре?

    9. Что нужно сообщить, позвонив по телефону «01»?

    10. Какую первую медицинскую помощь следует оказать пострадавше­му на пожаре?
    (слайд 16)

    - Итак, давайте общими усилиями мы не допустим огонь в нашу жизнь!

    4. Разделение участников на группы.

    - Сейчас вы должны разделиться на группы, назначить главного фермера. Каждая группа – это фермерское хозяйство, которому предстоит выполнить тяжелую работу – спасти деревню от пожара.

    (Класс делится на группы по 5-10 человек, выбирают капитана-главного фермера).
    5. Изучение ситуации.

    Ведущий:

    Работа фермера – очень тяжелый, кропотливый труд. Обработка полей, посадка и уборка урожая, полив – все это требует больших материальных затрат, времени, физических и моральных сил.

    Самое главное место работы фермера – это поля, на которых произрастают злаковые культуры. Они окружены лесами, которые за прошедшее жаркое лето сильно высохли. Из–за сильной жары произошло возгорание на одном из участков леса. Огонь постепенно охватил своим пламенем высокие деревья и стал распространяться к окраине леса – к фермерским полям, за которыми находится деревня. Деревня отдалена от города. На скорую помощь пожарных рассчитывать не приходится. Фермерам грозит опасность!
    6. Обсуждение ситуации в группах.
    Каждой группе - хозяйству обсудить ситуацию; составить последовательный план действий, мероприятий, которые могли бы предотвратить бедствие; главному фермеру выбрать и назначить действующих лиц, ответственных за выполняемые действия, составить проект по теме игры.

    5. Игровой процесс.
    Отчет групп. Защита проекта с инсценированием.
    6. Разбор оптимального варианта: оценку работе групп дают фермер и пожарный из членов жюри.
    7. Общая дискуссия: составление памятки.

    Ведущий:

    - Выслушав мнения специалистов, рассмотрев ситуации, проанализировав выступления групп, сделаем вывод: Как спасти деревню от пожара? (в ходе беседы ответы фиксируются на интерактивной доске:


    (слайд 17)

    - срочно сообщи о пожаре по телефону 01или в службу спасения 911, назови точные координаты о месте пожара;

    -вызови скорую помощь по телефону 03;

    - быстро оцени опасную ситуацию и прими оптимальное решение для её преодоления до приезда пожарных;

    - не паникуй, будь внимательным, бдительным и серьезным;

    - если это необходимо, окажи помощь другим людям;

    - уважай труд пожарных, в опасной ситуации прислушивайся к их мнению, при необходимости окажи посильную помощь в устранении очага возгорания.
    8. Заключение:

    - Нашу игру хотелось бы закончить приятными словами о том месте, где живут тишина и покой, слышны пение птиц и журчание ручейка в лесной чаще, где люди встают рано и рабочий день у них заканчивается с заходом солнца. Конечно, это наша деревенька.
    (слайды 18-23)

    От станции нашей дорога знакома,
    Исхожены здесь все тропинки - пути.
    К родному крыльцу деревенского дома
    Веди меня, сердце, как в детстве веди.

    Вдали показались знакомые крыши,
    Слезинкой блеснуло окно в полутьме.
    Деревня, шаги на дороге заслыша,
    Как мама, выходит навстречу ко мне.

    В края луговые уводит дорога,
    Уводит в речные края...
    Как мало мне надо, как надо немного:
    Жила бы деревня моя...

    Тебя не забыть мне, родная сторонка,
    Хоть время бежит, как вода сквозь песок.
    Все так же спешит на свиданье девчонка,
    Все так же скрипит деревянный мосток.
    8. Итог деловой игры: всем участникам деловой игры и гостям раздаются плакаты по противопожарной тематике. (слайд 24)
    Общими усилиями



    мы не допустим огонь

    в нашу жизнь!

    Правила поведения при пожаре:


    • срочно сообщи о пожаре по телефону 01или в службу спасения 911, назови точные координаты о месте пожара;




    • вызови скорую помощь по телефону 03;




    • быстро оцени опасную ситуацию и прими оптимальное решение для её преодоления до приезда пожарных;




    • не паникуй, будь внимательным, бдительным и серьезным;




    • если это необходимо, окажи помощь другим людям;




    • уважай труд пожарных, в опасной ситуации прислушивайся к их мнению, при необходимости окажи посильную помощь в устранении очага возгорания.


    написать администратору сайта