Главная страница
Навигация по странице:

  • «Сенсорная тропа для ног»

  • «Какие это волосы» Цель

  • Ход игры

  • Оснащение

  • картотека Тактильное восприятие. Тактильное восприятие


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеТактильное восприятие
    Дата17.09.2018
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакартотека Тактильное восприятие.docx
    ТипДокументы
    #51980
    страница1 из 5

    Подборка по базе: арнхейм. искусство и визуальное восприятие.rtf, реферат восприятие.docx
      1   2   3   4   5

    Тактильное восприятие

    Осязание - это наиболее обширный орган чувств, так как тактильные клетки, расположенные в коже и слизи­стых оболочках, распространены по всему телу. Этот орган чувств очень важен для определения того, как мы чувст­вуем себя и в физическом, и в духовном плане. Осязание яв­ляется критическим для всей нервной системы. Через мозг распространяются импульсы, которые могут развивать другие органы чувств. Более того, осязание непосредственно связано с чувствами и эмоциональным восприятием. Источник:

    С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
    Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere — касаться и receptor — принимающий) — специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

    С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

    лепка из глины, пластилина, теста;

    аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

    аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

    конструирование из бумаги (оригами);

    макраме (плетение из ниток, веревок);

    рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

    игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

    собирание пазлов;

    сортировка мелких предметов(камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

    Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

    Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

    Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

    Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.

    Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.

    Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

    По аналогии можно изготовить «осязательные» ванны — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

    Игровое тактильное панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» — пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

    «Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

    Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.

    Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др. Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела электромассажером, чистки зубов электрической зубной щеткой и др.

    По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

    Очень полезны игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность.

    Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.

    Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания — объемный, при обведении — контурный, плоскостной.
    Осязательное восприятие — это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.
    Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

    Перечислим основные из них:

    — ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

    — нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);

    — нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);

    — определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

    — нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

    «Какие это волосы?»

    Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку. Ввести в активный словарь ребенка слова: «волосы», «голова», «жесткие», «мягкие».

    Оснащение: две таблички (одна — с приклеенной к ней жесткой щетинкой, другая — с мягкими нитками), две одинаковые куклы с волосами из того же материала, что на тактильных табличках (мягкими, жесткими).

    Ход игры.Предложите ребенку двумя руками ощупать табличку, проведите по ней сверху вниз ладошкой ребенка, приговаривая при этом: Мягкая, мягкая». После обследования таблички спросите ребенка (если он умеет говорить): «Какая табличка на ощупь?» (Мягкая.)

    Затем предложите ощупать вторую табличку — жесткую. Проведите по ней сверху вниз сначала ладошкой правой руки ребенка, затем — левой: «Какая табличка?» (Жесткая.)

    После того как ребенок усвоит два качества (жесткая, мягкая), предложите ему найти ту или иную табличку с закрытыми глазами (глаза можно завязать платком).

    Когда ребенок научится находить тактильные таблички, предложите ему две одинаковые куклы с разными волосами (у одной куклы волосы жесткие, а у второй — мягкие). Попросите ребенка ощупать волосы первой куклы и назвать их качество (мягкие). Если ребенок еще не говорит, скажите: «Мягкие волосы». Если ребенок умеет говорить, спросите его: «Какие волосы у куклы?» Когда он ответит, предложите ему найти такую же (мягкую) табличку. Так же проводят обследование второй куклы с жесткими волосами.

    Усложнение задания.Дайте ребенку ощупать жесткую табличку; предложите ощупать две таблички (мягкую и жесткую); найти такую же табличку, как ощупывали вначале (жесткую); обобщить: обе таблички одинаковые — жесткие.

    «Найди такой же домик»

    Цель:учить ребенка распознавать качества предметов: гладкий — шероховатый. Расширить словарь ребенка (пассивный, активный) за счет слов: «дом», «гладкий», «жесткий».

    Оснащение: два игрушечных поросенка, два медвежонка, четыре дома: два гладких, два шершавых.
    Ход игры. Расскажите ребенку, что поросята решили построить дома.

    « Один решил построить дом из кирпичей — вот такой» (покажите дом с шершавой фактурой). Обследуйте дом — трижды проведите рукой ребенка сверху, каждый раз приговаривая: «Шершавьте стены, шершавьте стены». Обследование проведите правой, затем левой рукой.

    Второй поросенок решил построить дом из стекла. « Дом получился гладкий — вот такой». Обследуйте его аналогично шершавому дому, приговаривая: «Гладкие стены, гладкие стены».
    Прибежал медвежонок и попросил поросенка найти для него такой же домик с шершавыми стенками». Завяжите ребенку глаза и предложите найти‚ домик с шершавыми стенами (для ощупывания предложите два дома — с шершавыми и гладкими стенами). Так же найдите домик с гладкими стенами для второго медвежонка. Если ребенок уже говорит, попросите его называть качество: «гладкий», «шершавый».
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта