Главная страница

1.1. история конст права на инф. Теоретический и исторический анализ права на информацию 1 История законодательного регулирования права на информацию


Скачать 38.57 Kb.
НазваниеТеоретический и исторический анализ права на информацию 1 История законодательного регулирования права на информацию
Дата04.02.2019
Размер38.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1.1. история конст права на инф.docx
ТипГлава
#54602

Подборка по базе: лекции по философия права.doc, КУРСОВАЯ РАБОТА (Реализация принципов права в деятельности сотру, Сравнительный анализ состава и содержания мер Приказов ФСТЭК.ppt, swot анализ.docx, мир системный анализ.docx, Слово о полку Игореве как исторический источник.docx, План анализа помещиков.docx, Современный стратегический анализ.doc, Современный стратегический анализ.doc, Правка Общие положения граждснского права (Автосохраненный).docx.

Глава 1 Теоретический и исторический анализ права на информацию
1.1 История законодательного регулирования права на информацию

В древние времена понятие «право на информацию» не употребляли, фактически оно возникло во второй половине ХХ века с появлением кибернетики, информатики, других новых научных дисциплин и появлением современных масс-медиа - радиовещания, телевидения, компьютерных сетей передачи данных. По содержанию право на информацию принципиально не отличается от права на свободу слова, поскольку представляет собою его современную формулировку.

История свободы информации неразрывно связана с историей свободы слова, мысли, прессы. Причем, как отметил в начале ХХ века Е. Тарновский, «печатное слово в большей степени, чем устное, является мощным средством проявления личности, чрезвычайно усиливает и закрепляет влияние на массы не только в настоящем, но и в отдаленном будущем»1.

Значение печатного слова было оценено после изобретения книгопечатания теми, кому это слово грозило разоблачением. Первые попытки предварительной цензуры относятся уже к XV в., когда только стали появляться печатные издания. Церковная власть с недоверием посмотрела на это произведение человеческого разума, предчувствуя, что «книга убьет церковь». В 1501. уже сам папа Александр VI издал буллу об установлении цензуры в четырех немецких провинциях, где появилось «много книг и трактатов, содержащие в себе ложные и вредные доктрины» 2.

В 1515 накануне реформации была выдана новая булла, которая устанавливала духовную цензуру уже по всему католическому миру. Много «еретических» книг было сожжено, иногда вместе со своими авторами (например, с известным философом Джордано Бруно). Сжигали книги не только исполнительные католики, но и исполнительные протестанты. Каждая сторона уничтожала книги своих противников. В Англии, например, во времена Генриха VIII (1491-1547) в первую очередь сжигали протестантские книги; потом, когда король решил отойти от католичества, начали жечь католические.

Светская власть тоже рано почувствовала опасность от печатного слова, угрожавшего ее абсолютизму. Впервые официальная светская цензура была установлена ​​в Германии после провозглашения реформации в 1529-1530 гг. В Англии первое королевское распоряжение о предварительной цензуре было издано в 1530 г. Во Франции время развития книгопечатания совпало с эпохой развития абсолютизма. Между книгой - основным источником информации того времени, и абсолютной монархией в союзе с мощной еще церковью, начала вестись жестокая беспощадная борьба.

Наиболее раннюю победу печатное слово получило в Англии. В охваченной религиозными и политическими беспорядками стране появилась масса мелких брошюр, памфлетов и книг о злободневных вопросах общественной жизни; в то же время в Англии зародилась и периодическая печать - первая еженедельная газета (1622 г.). Общий надзор за прессой находился в руках Звездной Палаты. Обычно осужденных писателей выставляли у позорного столба, клеймили, калечили (отрезали уши или правую руку), бросали в тюрьму на всю жизнь, а иногда казнили. И хотя «знаменитая» Звездная Палата была ликвидирована, преследования прессы продолжались на основе особого постулата, так называемого Licensing Act (Закон о разрешении печати)1. Данный устав был одним из первых законодательных актов, который ограничивал свободное распространение информации.

После «славной» революции 1688 г. предварительная цензура в Англии просуществовала недолго. Закон о цензуре был принят как временная мера, для продления его действия каждый раз требовалось особое постановление парламента. В 1694 г. срок действия закона о цензуре истек, и палата общин его действие не продлила. Данное обстоятельство способствовало тому, что сразу после этого там воцарилась свобода слова и печати. Каждый англичанин имел право напечатать все, что заблагорассудится, хотя ему могло грозить судебное преследование на основе законов о пасквиль (законов, направленных защищать «честь, достоинство, репутацию» потерпевшего)1. При этом, само понятие пасквиля было достаточно неопределенным и туманным, что даже знаток английского права Пит Старший, Премьер-министр Великобритании (в 1766-68 гг.), не мог дать ему четкого определения. Показательно, что этого не могут сделать и сегодня. В современном законодательстве нет никаких критериев определения степени ущерба чести, достоинства и репутации. Они являются предметом постоянного нарушения современного права на информацию.

Печальным примером таких дел в Англии XVIII в. является процесс над Даниэлем Дефо. За остроумный памфлет против политики английской церкви в 1702 г. он был приговорен к денежному штрафу, выставлению у позорного столба и к тюремному заключению на неопределенный срок.

В Германии в 1792 г. был принят особый парламентский акт, который закреплял за присяжными право решать вопрос не только относительно опубликования произведения, но и общий вопрос о возможной вине автора за текст его произведения2.

Великая французская революция сразу отменила все королевские указы, приказы и запреты, которые тяготели над свободой слова. Статья 11 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. впервые в Европе провозгласила свободу слова в таком виде: «Свободное выражение мыслей и взглядов является одним из самых ценных прав человека; каждый гражданин может свободно высказываться, писать и осуществлять публикации, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных законом»1. Указанный документ можно считать первым в мире правовым актом, который закрепил право человека на информацию. Между тем, срок его действия оказался не долгим. Уже по Декрету Конвента 1793 г. строго наказывались, вплоть до смертной казни, авторы и издатели разного рода печатных изданий, которые отстаивали мысль о восстановлении королевской власти - идею враждебную Конвенту. В период правления Наполеона французская свобода слова и печати находилась в тяжелых условиях, напоминающих порядки старого режима. Так, из 73 газет, издававшихся в Париже, под конец его господства осталось только 4; было сокращено и количество типографий2.

Революция 1830 возобновила, хотя и не полностью, принцип свободы слова, провозглашенный в 1789 г. Конституционная партия гарантировала, что цензура никогда не может быть возобновлена. Но правительство Луи Филиппа не склонно был предоставить полную свободу печати, и пыталось скрыто притеснять развитие прессы. Уже во время Второй Империи была разработана система административного надзора за ней, а так же ряд правил о приостановлении и закрытии периодических изданий.

Рассвет свободы слова приходится на период утверждения Третьей республики. Так, в 1881 г. был издан Закон о печати, по которому она стала свободной не только от предварительной цензуры, но и от всевозможных сборов и любого административного вмешательства. Границы предоставленного права стали устанавливать судебным преследованием за проступки, определенные законом, в частности, за оскорбление частных лиц, нарушения норм морали (публикации непристойных рисунков), а также нарушение специальных правил печатных изданий. Постепенно свобода информации была признана всеми европейскими государствами1.

В США в контексте развития права на информацию важнейшим среди конституционных положений стала Первая поправка к Конституции (1791 г.): «Конгресс не одобрит любого закона ... если он ограничивает свободу слова или прессы» 2. Четырнадцатая поправка, добавленная к Конституции США в 1868 г., комментировала применение защиты свободы по каждой из правительственных структур, начиная от Конгресса и заканчивая местными органами власти.

У славян первоначальное желание получать информацию проявлялось в принятой традиции обсуждать на всеобщем собрании спорные вопросы, которые касались их коллективной жизни. Но, уже в начале XVIII в. Петр I основал газету «Ведомости Московского государства» (1702), с помощью которой гражданам предоставлялась информация о принятых провительством актах, о событиях, которые происходили в придворной жизни. В 1725 г. принимают указ, который обязал коллегии и канцелярии Российской империи направлять в типографии все сведения, имевшие общественную значимость, для их обнародования, исключение составляли лишь секретные данные3.

Прерогативой рабочего класса и крестьян, право на свободу слова стало признаваться Конституцией РСФСР 1918 г., а в последующем и Конституцией СССР 1936 года. Между тем, по своему содержанию это право было весьма формальным, поскольку именно в это время большое распространение получает жесткая цензура. Результатом ее появления стал запрет любых публикаций, кроме тех, в которых освящалась официальная позиция коммунистической партии.

Конституция РСФСР 1978 г. официально не закрепляла в качестве обособленного право на информацию, оно было включено в систему политических прав и свобод, наряду со свободой слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществлялась косвенная фиксация права на информацию в связи с закреплением гарантий права на образование, пользование достижениями культуры, права на участие в государственном управлении, на внесение предложений в государственные и общественные органы и т.д.1

Самым первым нормативно-правовым актом, закрепляющем право на доступ к информации в Российской Федерации стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая была принята 22 ноября 1991 года2. Статья 13 данной Декларации гласит, что каждый имеет право на поиск, получение и свободное распространение информации. Ограничить это право можно только посредством закона и только ради: «охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются законом».

Дальнейшее закрепление рассматриваемого права было отражено в Конституции Российской Федерации 1993 года, в ч. 2 ст.24 которой установлена обязанность государственных органов, муниципалитетов и их должностных лиц по обеспечению доступа граждан к документации и материалам, которые напрямую касаются их прав и свобод, если иное не установлено законом. Для реализации указанного права, на государство в лице уполномоченных им органов государственной власти возлагается:

- обязанность по опубликованию законов и иных нормативных правовых актов, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. Законы и иные нормативно-правовые акты, которые не были опубликованы для всеобщего ознакомления, не применяются (ч. 3 ст. 15);

- по обеспечению каждому возможности знакомиться с документами и материалами, которые затрагивают его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).

Помимо изложенного Конституция РФ закрепила в своих нормах довольно обширное определение права на информацию: «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (часть 4 статьи 29)». Отметим так же и то, что Основной закон нашего государства в закреплении права на информацию опирается на важнейшие международные документы.

Важным документом для развития международного информационного права стала Всеобщей декларации прав человека 1948 г., согласно которой право на информацию и свобода самовыражения стали формально признанными международными нормами: «каждый имеет право на свободу убеждений и их свободное выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (ст. 19)1. Европейская конвенция по правам человека и основных свобод 1950 г. в ст. 10 еще раз подчеркнула, что каждый имеет право на самовыражение. Аналогичный смысл имеет и ст.11 Конвенции Содружества Независимых Государств по правам человека и основных свобод 1995 г.1.

Декларация принципов международного культурного сотрудничества от 1966 г. в ст.VII провозгласила необходимость в широком распространении идей и знаний, базирующихся на максимально свободном обмене и сравнении, необходимом для творческой деятельности, поиска истины и расцвета человеческой личности. Тем самым право на информацию было признано одним из культурных прав человека2.

Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 19 определил, что каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, которое включает право искать, получать и распространять информацию любым способом, по своему выбору, тем самым провозглашая право на информацию как одно из политических прав3.

Декларация свободы высказываний и информации, принятая Комитетом министров Совета Европы в 1982 г. провозгласила, что свобода информации необходима для социального, экономического, культурного и политического развития каждого человека, она является условием гармоничного развития социальных и культурных групп, наций и международного сообщества4.

Помимо этого, к международным документам, которые имеют историческое значение в закреплении и толковании права человека на информацию, следует отнести Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных от 28 января 1981 г. ETS № 1085; Директиву 95/46/EC Европейского парламента и Совета Европейского союза от 24 октября 1995 г. «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных»1; Директиве 97/66/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 15 декабря 1997 г. по обработке персональных данных и защите конфиденциальности в телекоммуникационном секторе2 и т.д.

Особое место среди международных документов по развитию информационных отношений и информационных прав человека занимает Окинавская хартия Глобального информационного общества 2000г.3 Этот документ отмечает, что каждому должна быть обеспечена возможность участия и глобального доступа к процессу строительства Глобального информационного общества и саморегулированию. В этом случае предполагается содействие на международном уровне саморегулированию поставщиков и операторов новых коммуникационных и информационных услуг с целью внедрения ответственности для обеспечение прав человека, прав меньшинств, демократических ценностей, прав масс-медиа. Примером такого саморегулирующегося механизма могут быть этические кодексы операторов информационных услуг (Интернет-провайдеров).

Существует еще ряд международных документов в области правового регулирования права на информацию, которые требуют всестороннего исследования отечественными учеными, в частности юристами. Бесспорно, дальнейшее изучение исторического опыта регулирования права на информацию, ратификация международных соглашений в области информации, имплементация соответствующих международных норм в отечественное законодательство будет способствовать процессу интеграции РФ в новую информационную эру.

1 Тарновский Е. Четыре свободы. - СПб: Макет, 1995.- 191 с. – (Памятники здравой мысли).

2 Там же. С. 148.

1 Тарновский, Е. Четыре свободы. - СПб: Макет, 1995.- 191 с. – (Памятники здравой мысли).

1 Федоров, А.Д. Роль уполномоченного по правам человека в Российской Федерации при защите конституционных прав граждан на свободу мысли и слова / А.Д. Федоров // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 1 (11). С. 87. (С. 86-89)

2 Косорукова, Т.В. Зарубежный опыт конституционного обеспечения свободы массовой информации и права на информацию / Т.В. Косорукова // Труды Института государства и права Российской академии наук. № 5/2013. С. 34 (С. 32-44)

1 Международные акты о правах человека: Сборник документов/ Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Сост. В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева. - М.: НОРМА, 2000. - 784 с.

2 Арефина, С.И. Реализация конституционного права на доступ к информации / С.И. Арефина, Т.Ю. Комарова // Конституционное право: новейшие зарубежные исследования: Сборник науч. тр. Сер. «Правоведение» 2005. С. 140. (С. 138-158)

1 Тарновский Е. Четыре свободы. - С. 174.

2 Баранов А.А. Права человека и защита персональных данных/ А.А.Баранов, В.М.Брыжко, Ю.К.Базанов. – К.: Госкомсвязи и информатизации Украины, 2000. – 280 с.

3 Политанский, В.С. Право на информацию в России и Украине: сравнительно-правовой анализ / В.С. Политанский // PolitBook. 2013. № 3. С. 155 (С. 152-163)

1 Бачило, И.Л. Информационное право / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

2 Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.

1 Международные акты о правах человека: Сборник документов/ Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2000. - 784 с.

1 Там же. С. 714.

2 Международные акты о правах человека. С. 392.

3 Международные акты о правах человека. С. 159.

4 Права человека и ты: Основные документы ООН, документы ОБСЕ и документы СЕ о правах человека / Сост. и ред. Ф.Куинн. – Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 1997. – 288 с.

5 Конвенция Совета Европы о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных от 28 января 1981 г. ETS № 108 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: www. http:// consultant.ru

1 О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных : Директива 95/46/EC Европейского парламента и Совета Европейского союза от 24 октября 1995 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: www. http:// consultant.ru

2 Об обработке персональных данных и защите конфиденциальности в телекоммуникационном секторе Директиве 97/66/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 15 декабря 1997 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: www. http:// consultant.ru

3 Окинавская хартия Глобального информационного общества [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: www. http:// consultant.ru


написать администратору сайта