Главная страница
Навигация по странице:

  • Волкова Г. А. В67

  • [3]

  • Состояние общей моторики

  • Состояние пальчиковой моторики

  • Состояние орального праксиса

  • мет.пс-лог.обсл. Волкова. Учебнометодическое пособие СанктПетербург детствопресс


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие СанктПетербург детствопресс
    Анкормет.пс-лог.обсл. Волкова.doc
    Дата16.08.2017
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламет.пс-лог.обсл. Волкова.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #18160
    страница1 из 13

    Подборка по базе: Учеб. пособие УиЭ ПЗРК. ч. 1.doc, Учеб. пособие УиЭ ПЗРК. ч. 1.doc, Учеб. пособие ОПЗРК.doc, Учеб. пособие ОПЗРК.doc, лазаренко Л.В. Суздальцева Л.С. ПОСОБИЕ для студентов всех факу, Сборник задач по электротехнике с решениями. Учебное пособие.pdf, Учебное пособие мдк 01. 02. «Отпуск лекарственных средств и това, Учебное_ пособие_Excel_2007.docx, Новое пособие по WORD. Лабораторный практикум Часть 2 (1).doc, Албегова Квалиметрия (учебное пособие).docx.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Г. А. Волкова

    Методика психолого-логопедического обследования

    детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики

    Учебно-методическое пособие

    Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

    2005

    ББК 74.3 В67

    Волкова Г. А.

    В67 Методика психолого-логопедического обследования детей с на­рушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб­но-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 144 с.

    15ВИ 5-89814-207-Х

    В пособии представлены схемы обследования детей с такими наруше­ниями речи, как дислалия, дизартрия, алалия и заикание. Приведены при­меры логопедических заключений (диагнозов) и схемы анализа логопеди­ческих занятий.

    Для студенток факультетов коррекционной педагогики университетов и институтов, специалистов в области речевой патологии у детей.

    © Г.А.Волкова, 2003

    © Оформление. Издательство

    1SВК 5-89814-207-Х

    «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

    Введение

    При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функ­циональную систему, составные части которой (фонетиче­ская, лексическая, грамматическая стороны речи, фонема­тические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языко­вых навыков и протекание речевого процесса.

    Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены с учетом того, что пер­вичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменения всей речевой системы. Психо-лого-педагогичеекмй анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае.

    Схема обследования заикающихся дошкольников дана в соответствии с разработанной нами психолого-логопедиче­ской методикой преодоления заикания. В основе ее лежит положение о том, что структура заикания у детей обуслов­лена дисгармоничным развитием ряда психических функ­ций. При дизонтогенезе нарушения неречевых и речевых функций возникают не только по причине их незрелости, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Сложность и неоднородность структуры рече­вого дефекта при заикании обусловлены задержанным и парциальным недоразвитием речевой функциональной сис­темы. Указанные типы дизонтогенеза определяют несвое­временное формирование импрессивной и экспрессивной речи. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи. У заикающихся

    3

    детей имеется как парциальное недоразвитие отдельных ком­понентов речевой функциональной системы (звукопроизно­шения, лексико-грамматического строя речи, фонематиче­ских процессов), так и задержанное развитие речи в целом.

    Представленные в пособии материалы обследования де­тей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних эта­пах онтогенеза будут способствовать качественному улуч­шению диагностики речевых расстройств и помогут лого­педам осуществить дифференцированный подход в после­дующем коррекционном обучении и воспитании.

    Наличие в настоящее время двух классификаций рече­вых нарушений обусловливает трудности в формулирова­нии логопедического диагноза. Поэтому мы предлагаем ис­пользовать многоуровневое логопедическое заключение.

    МЕТОДИКА

    ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

    СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

    Анкетные данные

    Фамилия, имя ребенка _________________________________

    Дата рождения (число, месяц, год) ________________________________________________

    Дата обследования (число, месяц, год) _________________________________

    Возраст (количество лет, месяцев)___________________________________________________

    Домашний адрес, телефон _________________________________

    Из какого детского образовательного учреждения прибыл(номер, район)____________________ _________________________________

    Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)

    Диагноз районной (городской) медико-психолого-педагогической комиссии___________________________________________________________________________

    Сведения о родителях

    Мать: Ф. И. О., профессия, образование, место работы (или не работает)___________________________________________________________________________

    Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы(или не работает)____________________

    Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; необычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми) __________________________________

    7

    Наследственные заболевания (наличие нарушений речи,
    нервно-психических, хронических болезней у родителей и род­
    ственников)

    Общий анамнез

    От какой беременности ребенок

    Характер беременности: токсикоз, хронические и инфек­
    ционные заболевания

    Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные

    Особенности раннего развития: держит голову с мес,

    сидит с мес, к 1 году зубов.

    Перенесенные заболевания:

    до 1 года

    от 1 до 3 лет

    Инфекции

    Соматические заболевания

    Данные о развитии речи

    Характер звукового лепета.

    В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете пред­ставлены гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звуко-комплесы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются.

    Согласные звуки: смычные — губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т'], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, дву-губный, звонкий, фрикативный [W]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'], полумягкие [Ф], [Ф'], полу­мягкие [В], [В']. Переднеязычные альвеолярные [С], [3'], среднеязычный [Й], заднеязычный [X], заднеязычный глубо­кий [X]; гортанные [h] (ослабленный [X]), [h'] (ослабленный мягкий [X]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н'], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднея-

    8

    зычный, альвеолярный [Л']; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р].

    В лепете представлены свистящие звуки (альвеоляр­ные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зуб­ные [Т], [Г], [Д], [Д'], [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [H'], [Л], [Л'], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж],

    [Ч], [Щ].

    Характер слогового лепета. В норме у ребенка в 8—9 мес, 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па...дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. явля­ется показателем нормального в будущем развития речи. Ле­пет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит: «Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па».

    Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, не­сколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с со­ответствующими жестами: «Дай ам» — просит есть, упот­ребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дя­дя», глядя на женщину — «тетя».

    Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес: «Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам-ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «ту­ту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотно­сить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т.д.).

    Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в пе­риод от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол

    9

    в повелительном наклонении «двей закить» (дверь закрыть), «котлету поежь» (котлету порежь); фраза распространенa: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси мoлока»).

    С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рас­сказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услы­шанное и присочинить к происшедшему, например: «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водиц-ки попия я, ффуй».

    К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и игрушками-животными. В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки пе­сенок и повторяет их.

    Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой струк­туры слов (замены, пропуски, искажения, добавления слогов).

    Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего ар-тикуляторно сложные: [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р].

    Особенности понимания речи окружающих (не сразу реа­гирует на вопросы и реплики, требуется повторение прось­бы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.).

    Логопедическое обследование

    Состояние звукопроизношения

    Определение характера нарушения согласных звуков: от­сутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:

    • изолированно — по подражанию логопеду;

    • в открытых, закрытых слогах со стечением;

    • в словах: односложных, двухсложных и трехсложных про­
      стой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов;
      то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со
      стечением согласных;

    • во фразах, насыщенных проверяемым звуком;

    • в связной речи — потешках, стихотворениях, в текстах.
      Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как

    правило, сохранны, но их произношение по подражанию ло-

    10

    гопеду может выявить те незначительные отклонения в ораль­ном праксисе, которые обусловлены социально-психологи­ческими причинами (подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произ­ношении и нормальном темпе произносятся нормально).

    Свистящие зйуки: [С], [С'], [3], [3'], [Ц];

    шипящие звуки: [Ш], [Ж],[Ч], [Щ];

    сонорные звуки: [Л], [Л'], [Р], [Р'], [М] [М'], [Н], [Н'];

    йотированные звуки: [Я], [Е], [Ё], [Ю];

    звонкие и глухие звуки: [Б]-[П], [В]-[Ф], [Д]-[Т], [Г]-[К], [3]-[С], [Ж]-[Ш];

    твердые и мягкие согласные звуки: [Т]-[Т'], [Д]-[Д'], [К]-[К'],[Г]-[Г'], [Х]-[Х'], [Н]-[Н'], [М]-[М'], [П]-[П'], [Б]-[Б'],

    [C]-[C'], [З]-[З'], [Л]-[Л'], [Р]-[Р'], [В]-[В'], [Ф]-[Ф'] Особенности динамической стороны речи

    Необходимо отметить следующее:

    • темп: нормальный, ускоренный, замедленный;

    • ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления
      пауз в потоке речи;

    • интонация (употребление основных видов интонации):
      повествовательная, вопросительная, побудительная. Для
      этого следует предложить ребенку прочитать стихотворе­
      ние или повторить за логопедом фразы, сказанные с раз­
      ной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты
      хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!»

    Анатомическое строение артикуляторного аппарата

    Отмечается наличие И характер отклонений в строении

    • губ: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, непол­
      ное смыкание губ;

    • челюстей: прогения (излишнее выдвижение вперед ниж­
      ней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед
      верхней челюсти);

    • прикуса: открытый передний, открытый боковой;

    11

    • зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутст­
      вие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др.;

    • языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, из­
      лишне узкий, укороченная подъязычная связка;

    • неба (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо,
    уплощенное, «готическое», куполообразное; укороченное
    мягкое небо, раздвоение маленького язычка.
    Отклонения в строении артикуляторного аппарата выяв­
    ляются визуально, т. е. логопед осматривает части артикуля­
    торного аппарата снаружи и внутри. Наличие каких-либо
    аномалий свидетельствует об органической (механической)
    дислалии.

    Состояние общей моторики

    У детей с дислалиями общая моторика в целом сохранна, но может выявиться нарушение переключаемости, коорди­нации и точности движений. В процессе обследования ло­гопед предлагает следующие задания:

    /пройти на полной ступне, по сигналу логопеда (хлопок
    в ладоши или по команде «Бегом») перейти на бег, вновь
    по сигналу идти на полной ступне;

    / попрыгать на одной ноге, на обеих ногах;

    /по команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги
    на ширину плеч, руки на пояс. Предварительно логопед
    объясняет, как выполнить движение.

    На основании выполненных заданий отмечаются: наруше­ния переключаемости движений — несвоевременная, задер­жанная; появление сопутствующих движений; нарушения ко­ординации — движения выполнены не одновременно, неточно. Можно указать наличие общей заторможенности движений или двигательного беспокойства.

    Состояние пальчиковой моторики

    Для выявления состояния пальчиковой моторики лого­пед предлагает следующие задания:

    / положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Паль­чики помирились»). Повторить 5—6 раз;

    12

    / поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. По­вторить 5—6 раз.

    Состояние мимической моторики

    При обследовании мимической моторики ребенку пред­лагаются следующие задания:

    /поднять брови вверх — опустить; нахмурить брови — по­кой; закрыть глаза — открыть; прищуриться; надуть ще­ки — покой; отразить на лице мимические позы «радость», «печаль», «подозрительность», «удивление», «гнев»; •/по словесной инструкции логопеда показать, как чело­век ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец.

    По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдель­ных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ).

    Состояние орального праксиса

    Кинестетическая основа речи: способность выполнения от­дельных артикуляторных движений. У детей с функциональной диспашей кинестетические ощущения, как правило, сохранны, но у некоторых детей из-за недостаточности нейродинамичес-ких связей может обозначиться латентный период между предъ­явлением инструкции и ее выполнением: ребенок как бы вспо­минает необходимое артикуляторное движение. В силу этого движение выполняется с некоторыми отклонениями.

    Ребенку предлагаются задания

    /для губ: вытянуть вперед — покой, оскал — покой, кру­говое движение губ хоботком, поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу;

    /для языка: показать широкий язык, узкий язык, лака-тельные движения языком, пощелкать языком, присасы­вая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъ­язычная связка;

    /для нижней челюсти: рот широко открыть — закрыть.

    Кинетическая основа речи: способность выполнения се­рии артикуляционных движений.

    13

    Предлагаются следующие задания:

    / для губ: вытянуть губы вперед — улыбнуться — покой; поднять вверх верхнюю губу — опустить вниз нижнюю губу — опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх ниж­нюю губу;

    /для языка: открыть рот — показать широкий язык - под­нять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; открыть рот — показать узкий язык — коснуться узким языком правого, левого углов рта — убрать язык в рот — закрыть рот; открыть рот - по­казать попеременно широкий — узкий язык; открыть рот — узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке, затем в обратном направ­лении — убрать язык в рот — закрыть рот;

    /для нижней челюсти: осторожно подвигать нижней че­люстью вправо — влево;

    /для мягкого неба: открыть рот — положить язык на ниж­нюю губу — покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе. Визуально: мышцы мягкого неба сокраща­ются и приподнимают его.

    По окончании выполнения заданий следует отметить: объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движений нарушен — искажена серия движений или опущены дви­жения);

    точность выполнения (сохранна — все движения выпол­нены в данной последовательности; нарушена — поиски ар­тикуляции или дополнительные движения);

    тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть дви­жений выполнены вяло, без достаточного напряжения ар­тикуляционных мышц);

    темп движений (нормальный — одно движение выполня­ется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3—5 секунд; ускорен­ный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испы­туемый уже начинает выполнять последующее движение);
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта