Главная страница
Навигация по странице:

  • S. V. Chernobrovkina

  • Вестник Омского университета. Серия Психология. 2013. С. 2332


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеВестник Омского университета. Серия Психология. 2013. С. 2332
    Дата10.08.2019
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаobraz-geroya-sovremennyh-podrostkov.pdf
    ТипИсследование
    #57949

    Подборка по базе: Реферат психология.docx, Педагогическая психология.doc, андреева. соц психология.doc, 3. Психология.docx, УП. Психология.doc, Педагогика и психология.doc, Педагогика и психология.doc, Педагогика и психология.doc, Когнитивная психология.doc, Когнитивная психология.doc.
    Вестник Омского университета. Серия Психология. 2013. № 2. С. 23–32.
    УДК 159.923 СВ. Чернобровкина Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского ОБРАЗ ГЕРОЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Исследование направлено на изучение образа героя в картине мира современных подростков. Основной целью исследования стало выявление образа героя в современной подростковой субкультуре с учетом возраста и пола. Результаты показали, что образ героя подростков формируется исключительно в экранной плоскости отношений с миром. Образ героя не является полным. Подростки акцентируют внимание на поведенческих характеристиках героя. Более трети подростков указывают на отсутствие собственного героя. В картине мира подростков представлены герой-персонаж фильма, сериала) и герой-кумир (публичная личность. Мальчики-подростки считают значимым для себя образ героя боевиков, детективов, девочки выделяют образ волшебного героя. Ключевые слова подростковая субкультура картина мира современных подростков плоскости отношений с миром образ героя.
    S. V. Chernobrovkina
    Omsk F. M. Dostoevsky State University
    THE IMAGE OF THE HERO OF MODERN TEENAGERS
    The research aims to examine the image of the hero in the world view of modern teenagers. The main objective of the research was to identify the image of a hero in contemporary adolescent subcul- ture, taking into account age and gender. Results showed that the image of the hero teenagers formed exclusively in the screen plane of relations with the world. The image of the hero is incomplete. Teens celebrate the behavioral characteristics of a hero. Over a third of young people note the absence of its own hero. The hero of teenage is movie hero and a public personality. The hero of teenage boys is an action hero. The hero of teenage girl is a magical hero.
    Keywords: adolescent subculture; the world view of modern teenagers; planes of relations with the world; the image of hero. В современной российской культуре, особенно в детской и подростковой суб- культурах, отсутствует четкое и ясное представление о героизме, наблюдается снижение уровня требований к герою, утилитарный подходи сближение понятий герой и кумир. В тоже время образ героя способен оказать существенное влияние на массовое сознание, поскольку сего помощью задаются нравственные ориентиры, ценностные приоритеты, идеалы. В связи с этим изучение социальных представлений о героев современной подростковой субкультуре представляется нам крайне актуальным, в том числе в связи сне- обходимостью разработки проектов по трансформации сферы занятости подростков, привлечению их к различным видам деятельности, способным оказать положительное влияние на развитие личности, систему взаимоотношений. Субкультура подростков формируется под непосредственным воздействием культуры взрослых и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Ряд авторов, в частности И. С. Кон, включают подростковую культуру в молодежную как одну из составляющих последней [2]. Формальная молодежная культура базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. При этом явление неформальной, нерегламентируемой молодежной субкультуры имеет крайне противоречивый характер.
    _____________________________
    © Чернобровкина СВ СВ. Чернобровкина

    24 В. В. Абраменкова выделяет следующие специфические черты российской молодежной субкультуры
    1. Преимущественно развлекательно-ре- креативная направленность. Наряду с коммуникативной досуг выполняет в основном рекреативную функцию, в исследованиях отечественных социологов около одной трети подростков отмечают, что их любимое занятие на досуге – ничегонеделание. Познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются в минимальной степени.
    2. Вестернизация/американизация культурных потребностей и интересов. Ценности национальной российской культуры вытесняются схематизированными стереотипами образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, американского образа жизни в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями ив определённой степени образцами для подражания современных подростков становятся для девушек – героини сериалов и романов о любви, для юношей – непобедимые супергерои триллеров и боевиков, компьютерных игр. Вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения художественные/экранные образы возводятся на уровень нормативного группового и индивидуального поведения для молодых людей. Их проявления затем можно наблюдать в таких чертах подросткового поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Также наблюдается презрение к таким ценностям, как вежливость, кротость и уважение к окружающим, людям более старшего возраста.
    3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, таки в эвристическом аспектах. Данная тенденция присутствует в культурной самореализации подростка, что обусловлено потоком рекламы, навязывающей ценности массовой культуры, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, осуществляется значительно меньшим числом подростков.
    4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами, давлением референтной группы, которое приобретает порой достаточно жёсткий характер – несогласные с мнением группы попадают в ряды отверженных или пренебрегаемых людей. Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местом жительства и национальностью. В настоящее время особенно ярко проявляется культурный конформизм, неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде взрослого поколения до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции подростковой субкультуры являются так называемые команды с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов (например, скинхеды).
    5. Внеинституциональная культурная самореализация.
    Досуговая самореализация подростков осуществляется, как правило, вне учреждений культуры, а в различного рода дворовых группах или в виртуальном пространстве.
    6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п) большинством подростков воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. Помимо черт, перечисленных выше, в подростковой, молодёжной средеусугубляет- ся межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия – от разрушения внутрисемейных контактов до противопоставления нас всем предшествующим, советским поколениям. Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа мы и они) традиционна, однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех ценностей предыдущих поколений, включая историю собственного государства [3]. ВТ. Лисовский выделяет следующие факторы, влияющие на содержание и направленность современной подростковой субкультуры кризис общества и его основных институтов кризис института семьи и семейного воспитания, наблюдается подавление инди-
    Образ героя современных подростков
    25
    видуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека со стороны всех представителей взрослого мира
    • коммерциализация средств массовой информации, а в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определён- ный образ субкультуры, при этом основные агенты социализации – семья и система образования отходят на второй план [3]. Таким образом, ценности современной подростковой субкультуры носят размытый, искаженный характер. Особое влияние на подростковую субкультуру оказывают СМИ, предлагаемые ими экранные образы, которые ориентируют на облегченное восприятие мира, жестокость, достижение цели любой ценой, в ущерб традиционным ценностям, которые подростками воспринимаются как архаизм. Одним из значимых компонентов любой субкультуры, определяющих ее ценностный ряд, является образ героя, задающий нравственные ориентиры субкультуры и общества в целом. Система многообразных отношений подростка порождает его картину мира – особую систему значений, представлений, отношений к окружающей среде, другим людям и себе самому, формирующуюся в подростковой субкультуре [1]. Вслед за современным исследователем В. В. Абраменковой мы рассматриваем подростковую картину мира как комплекс плоскостей отношений подростка с миром
    1. Горизонтальная плоскость – отношения осуществляются на равных, к относительно равным субъектам.
    2. Наклонная плоскость – отношения с теми и к тем, кого подросток причисляет к взрослым.
    3. Панорамная плоскость – плоскость отношений, которая представлена окружающей средой (культурно-исторические, региональные особенности и т. п.
    4. Экранная плоскость – отношения с информационной средой, представленной виртуальной плоскостью теле, видео- и компьютерного экрана [1]. Изучение образа героя позволит выявить понимание данного феномена подростками, а также конкретные образы героев в различных сферах отношений с миром. Выбор проблемы обусловлен ее малой изученностью при наличии очевидной ценности и практической значимости. Знание особенностей образа героя позволит прогнозировать направление нравственного развития подростков, способствовать формированию социально желательных качеств. Термин герой пришел из греческого языка и переводится как доблестный муж, предводитель. В античной мифологии герой
    – это существо двойной природы человеческой (смертной) и божественной. Большинство героев – воины, которые уничтожают древних чудовищ и воюют между собой. С развитием античной культуры герои, помимо традиционных воинских доблестей, стали наделяться особой мудростью, музыкальным даром или хитростью [4]. В современном обыденном понимании термин герой имеет преимущественно положительную эмоциональную окраску и несколько вариантов значений. В словаре СИ. Ожегова предлагается следующее определение Герой – 1. Человек, совершивший подвиги необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
    2. Главное действующее лицо литературного произведения. 3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. 4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том кто вызывает восхищение, подражание удивление) [5, с. 21]. В философско-этическом понимании герой человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. В психологической науке тема героев широко не освещается, существуют немногочисленные исследования в этой области, в частности представителей аналитической психологии. Они рассматривают категорию героя как один из архетипов коллективного бессознательного. Так, КГ. Юнг пишет, что фигура героя – это архетип, существующий с незапамятных времен. Миф о герое является наиболее распространенными известным. В мифологических сюжетах герой всегда предстает могучим человеком или богочело- веком, побеждающим зло в любых его проявлениях в виде драконов, змей, чудовищ и спасающим людей от разрушений и гибели [8]. В психологическом смысле образ героя не рассматривается как идентичный самому эго, а описывается как символическое средство, которым эго отделяет себя от архетипов, порожденных родительскими образами в раннем детстве. КГ. Юнг предположил, что каждое человеческое существо изначально имеет чувство целостности – могущественное
    СВ. Чернобровкина
    26 и завершенное ощущение Самости. И из Самости, охватывающей всю психику, возникает индивидуальное самосознание (Эго), формируясь по мере роста личности. Его выделение болезненный процесс, который немо- жет не ущемлять изначальное чувство целостности. Поэтому эго приходится постоянно восстанавливать свою связь с Самостью, чтобы психика оставалась здоровой [8]. Героический миф является первой стадией видоизменения психики. Дж. Л. Хендер- сон, последователь КГ. Юнга, предположил, что оно имеет четырехступенчатый цикл, входе которого эго старается достичь относительной самостоятельности от изначального состояния целостности. До тех пор пока не достигнута определенная степень самостоятельности, индивид неспособен связать себя со своим взрослым окружением. Ноге- роический миф не дает гарантий того, что этот выход на волю произойдет, а только показывает, какие условия необходимы, чтобы освобождение состоялось, так как без этого эго не сможет осознать себя [7]. Дж. Л. Хендерсон отмечает, что основное назначение героического мифа состоит в развитии индивидуального самосознания, те. в осознании своих сильных и слабых сторон стем, чтобы подготовиться к преодолению нелегких жизненных коллизий. Как только вы справляетесь с первым серьезным испытанием и вступаете в фазу зрелой жизни, героический миф теряет для вас свое значение [7, с. 30]. Необходимость в героических символах возникает, когда эго нуждается в укреплении, например, когда рассудочное мышление не справляется с ка- кой-то задачей и ему требуется опора на источники силы, находящиеся в подсознательной части разума. Символическая смерть героя знаменует достижение зрелости. В героических мифах, о которых идет речь, описывается полный жизненный цикл героя. Каждой из стадий этого цикла соответствуют отдельные виды героических историй. Каждая из них описывает определенный этап, достигнутый личностью в развитии своего самосознания, и трудности, с которыми индивид сталкивается на этом этапе. Другими словами, эволюция образа героя отражает каждую стадию развития человеческой личности [7]. Итак, образ героя является символическим средством персонификации эго, на примере жизненного цикла героя развивающийся индивид находит возможные пути развития и поэтому постоянно обращается к этому образу. После достижения зрелости образ героя утрачивает свою актуальность. Образ героя формируется преимущественно в детском и подростковом возрасте и представляет собой символическое объединение героических значимых для личности качеств. Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление образа героя в современной подростковой субкультуре. В статье были использованы результаты эмпирических исследований, представленных в курсовых работах студентов факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского В. М. Муравской и О. В. Шамары. Курсовые работы выполнены под нашим руководством. Объект исследования – картина мира как элемент современной подростковой субкультуры. Предмет исследования образ героя в картине мира современного подростка. В данной статье отразим результаты исследования, связанного со следующими задачами. Выявить представления подростков о герое.
    2. Определить конкретные образы героев в различных плоскостях отношений подростка с миром с учетом гендерной и возрастной специфики.
    3. Выявить факторную структуру различных типов героев в подростковом возрасте. В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения. Теоретическая гипотеза – в картине мира современных подростков отсутствует целостное представление о герое социальные представления подростков о герое, кумире и персонаже не дифференцированы. Эмпирические гипотезы
    1. Преобладающими представлениями о героев подростковой субкультуре являются представления о герое-кумире и герое-персо- наже.
    2. Образ героя в современной подростковой субкультуре формируется посредством воздействия экранной плоскости отношений с миром.
    3. Образ героя в современной подростковой субкультуре имеет гендерную и возрастную специфику.
    Образ героя современных подростков В исследовании приняли участие 90 подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Для учета гендерной и возрастной специфики были сформированы четыре группы. В первую группу вошли 23 девочки 10–
    12 лет во вторую группу – 23 мальчика 10–12 лет в третью группу – 20 девочек 13–15 лет в четвертую группу – 24 мальчика 13–15 лет. В исследовании приняли участие ученики х классов НОУ Школа Альфа и Омега, МОУ «117 гимназия г. Омска. Использовался следующий методический комплекс
    1. Авторская анкета. Направлена на изучение общего представления о герое, а также конкретных образов героев, представленных в основных плоскостях отношений ребенка с миром (наклонной, горизонтальной, панорамной и экранной. Она включала 19 вопросов, которые были разделены на 6 смысловых блоков
    – Общее представление о герое, героях в нашем обществе, отношение к герою.
    – Телевизионный герой (вопросы 2–5) – изучение экранной плоскости отношений.
    – Компьютерный герой – изучение экранной плоскости отношений.
    – Литературный герой – изучение панорамной плоскости отношений
    – Герой в сфере дополнительного образования и досуговой деятельности изучение наклонной, горизонтальной и панорамной плоскостей отношений
    – Герой в сфере межличностных отношений изучение горизонтальной и наклонной плоскостей отношений.
    2. Методика Личностный дифференциал (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева). Статистическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с помощью методов первичной описательной статистики, а также факторного анализа (метод главных компонент. Выявление социальных представлений подростков о герое осуществлялось на основе вопросов анкеты. Были получены следующие варианты ответов (рис. 1):
    1. Герой – это персонаж фильма, книги, участник какого-либо события. Данное определение соответствует одному из определений Толкового словаря русского языка СИ. Ожегова (главное действующее лицо литературного произведения
    [5, с. 21]).
    2. Герой – это человек, совершивший подвиги (участник ВОВ, человек, который прославил свою Родину. Определение соответствует толкованию героя СИ. Ожеговым: человек, совершивший подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности [5, с. 21].
    3. Герой – это знаменитость, публичный человек (актер, музыкант, шоумен и т. п. В словаре СИ. Ожегова: тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том кто вызывает восхищение, подражание удивление [5, с. 21].
    4. Герой – это авторитетный человек из ближайшего окружения (родственник, учитель. В данном случаев качестве героя выступает реальный человек, лично знакомый и являющийся значимым для подростка.
    5. Затруднились ответить. Большинство ответов подростков относится к трем вариантам. Во-первых, героем называют персонаж произведения (27
    %).
    Во-вторых, героем представляется человек, совершивший подвиг (26 %). В-третьих, ряд подростков затрудняются ответить на этот вопрос (30 %). Незначительная часть ответов относится к двум вариантам знаменитость
    (10 %) и близкий человек (7 %). Рис. 1.
    Социальные представления о герое у подростков
    30 %
    27 %
    26 %
    10 %
    7 % Затруднились с ответом – 30 % Персонаж – 27 Человек, совершивший подвиг, – 26 Знаменитость – 10 % Близкий человек – 7 %
    СВ. Чернобровкина
    28 Важно отметить, что необходимость ответа на вопрос о герое вызвала у подростков затруднение, неслучайно поэтому треть опрашиваемых таки не смогла сформулировать ответ. Заграницами ответов подростков остались размышления о преодолении героями трудностей, демонстрации особого, выдающегося поведения, создании нравственных ориентиров для остальных членов общества и др. Социальные представления о героев подростковой субкультуре доопределялись с помощью вопроса о качествах (характеристиках) героя. Характеристики героя, которые наиболее часто указывались подростками, представлены на рис. 2. Подростки в описании героя чаще всего используют глаголы (62 %) и ориентируются на совершение каких-либо исключительных или полезных действий. То есть ведущим является поведенческий компонент, герой прежде всего действует либо на благо общества, либо для блага конкретных людей. В описании героя встречается значительное количество прилагательных (26 %), что указывает на интерес к его личности. Вероятно, в связи с этой попыткой проникнуть во внутренний мир героя связан выбор людей из ближайшего социального окружения. Кроме того, 6 % рассматривают героя как объект для подражания. Таким образом, в представлениях подростков герой – человек/персонаж, демонстрирующий особое, выдающееся поведение, являющийся объектом для подражания, обладающий такими качествами, как честность и ум. Рис. 2.
    Характеристики героя в представлениях подростков Как видим, данные характеристики героя охватывают практически все значимые стороны представления о нем. При этом на данные качества указывает лишь около 30 % подростков. Большая часть названных подростками характеристик имеет единичный характер. Следующей задачей нашего исследования было выявление личностно-значимых образов героев, выяснение, кого современные подростки считают своими героями. На выбор подростку предлагались несколько плоскостей взаимодействия с миром наклонная плоскость (отношения со взрослыми, горизонтальная плоскость (отношения со сверстниками, панорамная плоскость (литература, культура, история, экранная плоскость (виртуальная плоскость телеэкрана и компьютера. Результаты исследования показали, что все названные подростками герои как значимые для себя имеют отношение исключительно к экранной плоскости. Важно отметить, что литературные предпочтения подростков выражены крайне слабо. Были названы произведения, имеющие телевизионные аналоги Гарри Поттер»,
    «Сумерки».
    Единичные упоминания касались произведений таких авторов, как Жюль Верн,
    Паоло Коэльо, Фенимор Купер. Затруднения
    28 26 16 8
    6 6
    4 0
    5 10 15 20 25 30 Характеристика героя
    %
    Совершает хорошие поступки
    Спасает
    Сильный
    Совершил подвиг
    Честный
    Объект для подражания
    Умный
    Образ героя современных подростков с выделением литературных героев объясняются, по нашему мнению, тем, что дети формируют представление о них посредством телевидения – сначала посмотрел фильма затем прочел книгу. Таким образом, представление о герое создается ребенком не посредством собственного воображения, ас опорой на предлагаемую телевидением интерпретацию. Далее мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся характеристики экранных героев подростков, с учетом гендерной и возрастной специфики. Наиболее предпочитаемым для девочек
    10–12 лет является герой, обладающий волшебными способностями (Могучая Би, Tot- tally Spice, Кристина (Сумерки, Геральт)
    (45 %). Затем следует герой развлекательного плана (32 %) – персонажи наиболее популярных телесериалов Аллочка («Универ»), Даша Папины дочки, персонажи мультсериала Губка Боб и Зевс. 23 % девочек 10–12 лет затрудняются указать героя. В целом экранный герой, скорее, развлекательный, чем совершающий какие-либо значительные поступки. Наиболее предпочитаемым для девочек
    13–15 лет является герой-персонаж сериала или фильма (Фиби (Зачарованные, Алиса, Гарри Поттер, Энекен Скайуокер и т. п)
    (55 %). На отсутствие экранного героя указывает значительное число девочек 13–15 лет (30 %). Также часть девочек указывают в качестве героя реального человека (15 %), как правило, публичного (актер, шоумен) (рис. 3). Значимые различия двух групп девочек- подростков существуют в предпочтениях героев развлекательного плана (φ = 4 при р ≤ 0,01), а также героев – публичных личностей при р ≤ 0,01). Наиболее распространенными у мальчиков лет являются два варианта ответов супергерой (Киану Ривз, Максим Аверин Глухарь, Джеймс Бонд и т. п, из которых никто не получил явного предпочтения
    (45 %)); нет героя (45 %). 10 % выборов относится к героям развлекательного плана (наиболее популярным сериалам «Универ», «Ин- терны»). При этом мальчики выбирают героев только мужского пола. Рис. 3.
    Предпочитаемый герой у девочек-подростков Рис. 4. Предпочитаемый герой у мальчиков-подростков
    0 10 20 30 40 50 60 Нет героя
    Супергерой
    Антигерой
    Герой развлекательного плана Тип героя мальчики 10–12 лет мальчики 13–15 лет 10 20 30 40 50 60 Волшебный герой Герой развлекательного плана Нет героя
    Публичная личность
    Тип героя девочки 10–12 лет девочки 13–15 лет
    СВ. Чернобровкина
    30 Мальчики 13–15 лет отмечают отсутствие героя – 50 %. Это, если учесть значимость экранной плоскости, указывает на недиффе- ренцированный образ героя, противоречивое отношение к миру. Кроме того, мальчики в качестве экранного героя выбирают образ с явно асоциальными характеристиками (Гомер
    («Симпсоны»), Кении-убийца), а также героев, обладающих противоречивыми качествами Кузя («Универ»), Гена Букин (Счастливы вместе) (рис. 4). Значимые различия двух групп мальчи- ков-подростков существуют в предпочтениях супергероев (φ = 1,85 при р ≤ 0,05), а также антигероев (φ = 3,2 при р ≤ 0,01). Итак, образ героя современных подростков формируется исключительно в экранной плоскости. Для девочек это персонажи телесериалов с мистическим сюжетом, для мальчиков персонажи боевиков, детективов. При этом девочки 13–15 лет указывают на значимость для себя в том числе реальных лиц – известных актеров, шоуменов героев- кумиров. Мальчики 13–15 лет выделяют в качестве своих героев телевизионных персонажей с асоциальными или противоречивыми характеристиками. Связано это, с одной стороны, с несформированностью представления о герое, ас другой стороны, с желанием противопоставить себя, свои ценности нормативным общественным ценностям. Значимые различия были получены в предпочтениях мальчиков и девочек младших подростков по образам развлекательного героя при р ≤ 0,01), волшебного героя
    (φ = 5 при р ≤ 0,01), супергероя (φ = 5 при р ≤ 0,01). Также различия были получены в предпочтениях мальчиков и девочек старших подростков по образам развлекательного героя
    (φ = 1,98 при р ≤ 0,01), волшебного героя
    (φ = 5,4 при р ≤ 0,01), антигероя (φ = 3,2 при р ≤ 0,01). Важно отметить, что в результате исследования на отсутствие у себя героя указывают около трети девочек и около половины мальчиков-подростков. Это свидетельствует об отстраненном восприятии образа героя подростками, его несформированности в системе личностных смыслов. Наша гипотеза о том, что в картине мира современных подростков представления о герое, кумире и персонаже не дифференцированы, подтвердилась. Преобладающим представлением о героев подростковой субкультуре является представление о герое-персонаже. Далее мы выделили факторную структуру образов героев, предпочитаемых мальчиками и девочками супергерой и волшебный герой (см. табл. 1, 2). Дисперсия образа героя-персонажа составляет. Фактор 1 Сильный включает дескрипторы активного ряда силу, энергичность, самостоятельность, те. качества, которые характеризуют героя как активного и деятельного. Фактор 2 Дружелюбный включает определения, характеризующие героя как контактного, социально активного. Фактор 3 Решительный включает определения, отражающие силу, деятельный характер героя, что соотносится с фактором 1. Фактор 4 «Спокойно-справедливый» включает определения, характеризующие героя как уравновешенного, нормативного, приятного, обаятельного, что также перекликается с фактором 2 и характеризует нормативно- социальный характер образа героя. Таким образом, подростки указывают на значимость фактора силы в образе супергероя как характеристики физического и энергетического превосходства. Данные качества, несомненно, особенно ярко подчеркиваются в образах, транслируемых телевидением, что и отразилось в ответах подростков. Дисперсия образа волшебного героя составляет. Факторное пространство образа волшебного героя включает, во-первых, факторы, связанные с открытостью миру (добрый, общительный, во-вторых, факторы, связанные с реализацией собственной позиции самостоятельный, энергичный. Таким образом, гендерная специфика образов супергероя и волшебного героя прослеживается достаточно отчетливо. Мальчики акцентируют внимание на силе, а девочки – на доброте и открытости.
    Образ героя современных подростков Таблица Факторная структура образа супергероя Фактор Дисперсия признака Дескрипторы Факторная нагрузка Сильный 0,88 Самостоятельный 0,86 Раздражительный 0,81 Энергичный 0,75 Напряженный 0,66 Открытый 0,6 1. Сильный 22,1 Добросовестный 0,53 Разговорчивый 0,88 Дружелюбный 0,83 Общительный 0,72 Честный 0,64 2. Дружелюбный 18,6 Отзывчивый 0,6 Решительный 0,74 Упрямый 0,64 Уверенный 0,61 Деятельный 0,6 Добрый 0,58 3. Решительный 15,2 Независимый 0,45 Спокойный 0,85 Справедливый 0,54 4. Спокойно-справедливый 10,9 Обаятельный 0,38 Таблица Факторная структура образа волшебного героя Фактор Дисперсия признака Дескрипторы Факторная нагрузка Добрый 0,88 Дружелюбный 0,86 Деятельный 0,81 Честный 0,75 Отзывчивый 0,66 Невозмутимый 0,6 1. Добрый 22,1 Добросовестный 0,53 Открытый 0,88 Общительный 0,83 Обаятельный 0,72 Разговорчивый 0,64 2. Общительный 18,6 Уступчивый 0,6 Самостоятельный 0,74 Упрямый 0,64 Уверенный 0,61 Решительный 0,6 3. Самостоятельный 15,2 Независимый 0,58 Энергичный 0,85 Сильный 0,54 4. Энергичный 10,9 Напряженный 0,38
    СВ. Чернобровкина
    32 Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Представление о герое у современных подростков не является сформированным. Треть подростков затруднились сформулировать ответ на вопрос о сущности героя. Заграницами ответов подростков остались размышления о преодолении героями трудностей, создании нравственных ориентиров для остальных членов общества и др. Треть подростков рассматривают героя прежде всего как персонажа книги, фильма и пр. Это, несомненно, упрощает данный феномен, делает его чрезмерно утилитарным. Образ героя современных подростков формируется исключительно в экранной плоскости взаимодействия с миром. Для девочек герои – это персонажи телесериалов с мистическим сюжетом (волшебные герои, для мальчиков – персонажи боевиков, детективов (супергерои). При этом девочки лет указывают на значимость для себя, в том числе реальных лиц – известных актеров, шоуменов (героев-кумиров). Мальчики лет выделяют в качестве своих героев телевизионных персонажей с асоциальными или противоречивыми характеристиками. Факторная структура образов героев подростков имеет гендерную специфику. Образ супергероя у мальчиков в качестве доминирующего включает фактор силы, образ волшебного героя у девочек содержит факторы открытости миру. В заключение хотелось бы отметить, что образ героя и героического в представлениях современных подростков имеет упрощенный характер. Ориентация на конкретные персонажи, часто инокультурного происхождения, не способствует формированию идеалов и нравственных ориентиров личности. Своеобразный уход от жизни в сферу мистического порождает мифологичность сознания и неспособность, а часто и нежелание справляться с реальными жизненными трудностями. При этом одним из значимых вопросов, имеющих острую актуальность, является вопрос формирования гражданской позиции личности, становления ее как самостоятельного субъекта собственной жизни.
    ___________________
    1. Абраменкова В. В Социальная психология детства развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж :
    Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. – 416 с.
    2. Кон И. С Психология юношеского возраста.
    – М. : Просвещение, 1979. – 112 с.
    3. Лисовский ВТ Социология молодежи : учебное пособие. – СПб. : Изд-во Санкт-
    Петербургского унта, 1996. – 361 с.
    4. Матвеева Л. В, Аникеева Т. Я, Мочело-
    ва Ю. В Психология телевизионной коммуникации М. : РИП-холдинг, 2002. – 316 с.
    5. Ожегов СИ, Шведова НЮ Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Ви- ноградова. – е изд. – МА Темп, 2004. –
    944 с.
    6. Ранк О Миф о рождении героя. – М. : Рефл- бук, 1997. – 252 c.
    7. Хендерсон Дж. Л Древние мифы и современный человек // Человек и его символы / под ред. КГ. Юнга ; под общ. ред. В. Зе- ленского. – СПб. : Серебрянные нити, 1996.
    – 360 с.
    8. Юнг КГ Человек и его символы. – М. : Смысл, 1992. – 112 с.


    написать администратору сайта