Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2 Догосударственный период в истории России

  • Политический строй Восточнославянского общ-ва

  • ВЕЧЕ(народное собрание)и выбранный им вождь.

  • Норма́нская тео́рия

  • Вопрос 3 Образование Древнерусского государства

  • Вопрос 4 Принятие христианства на Руси.

  • Причины принятия Христианства

  • Вопрос 5 Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета.

  • Вопрос 6 Русские земли в условиях феодальной раздробленности

  • Причины феодальной раздробленности

  • Выделяются три центра : Северо-Восточная Русь(Владимиро-Суздальская земля), Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество) и Северо-Западная Русь (Новгородская республика).

  • Владимиро-Суздальским княжеством

  • Всеволод Большое Гнездо(1176-1212

  • Демократический тип государственного управления. Значение феодальной раздробленности: 1)

  • Вопрос 7 Культура Древней (домогольской) Руси.

  • Вопрос 1 История как наука


    Скачать 335.66 Kb.
    НазваниеВопрос 1 История как наука
    Дата06.08.2019
    Размер335.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла136_otvety_na_vopro.docx
    ТипДокументы
    #57930
    страница1 из 6

    Подборка по базе: Гражданнское право, вопросы к ГОСам.doc, СТАТЬЯ БЕЛКИН К вопросу об источнике аксиологического основания , Доклад. История Средних веков..docx, реферат история.docx, «Физика пласта» Вопросы.doc, физика пласта вопросы+ответы.doc, «Физика пласта» Вопросы-2536923579-46592.doc, Статья История таджикского художественного перевода проблемы вза, 1. Религоноведение как наука.docx, Ответ на 1 вопрос.docx.
      1   2   3   4   5   6

    Вопрос 1

    История как наука

    История -гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого .

    Слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса.

    Главной задачей исторической  науки  является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

    Основополагающим принципом изучения истории является принцип историзма, который предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Принцип историзма требует изучение исторической действительности с позиции заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. При этом, как правило, новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как собственный видоизмененный момент. Другой принцип - принцип объективности - требует полного и всестороннего анализа всей совокупности фактов и выявления ведущей тенденции исторического процесса в определенных хронологических рамках. Именно этот принцип позволяет адекватно отразить исторический процесс.

    Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. На начальном (описательном) этапе работы производится упорядоченное изложение фактов с целью вызвать ясное представление о происходящем. При этом материал излагается во временной последовательности (хронологический метод), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод), исторический процесс подразделяется на периоды в соответствии с теми или иными критериями (диахронный метод), устанавливается сходство явлений по форме (генетический, сравнительно-исторический методы, метод исторических параллелей). Системный уровень исторического познания ставит задачу выявления исторических объектов как сложных, целостных и внутренне подвижных жизненных систем. Для достижения этой цели применяются методы математической обработки данных исторических источников (структурно-динамический, матричный, факторный и регрессивный анализы, контент-анализ, метод ранжировок). Кроме того, в историческом познании используются методы ретромоделирования, с помощью которых свойства исторических объектов воспроизводятся на искусственных образцах со сходными структурно-функциональными параметрами. Интерес к проблеме альтернатив в истории заставляет обращаться к методу актуализации - анализу перехода реальности из состояния возможного в действительное.

    Вопрос 2

    Догосударственный период в истории России

    Прародина славян находятся в бассейне Зап. Двины при побережье Балтийского моря.

    Славяне относятся к единой Индоевропейской общности, которая сложилась на рубеже 5 и 4 тыс. до н.э. в сев.-вост. Части Балтийского пол-ва и на территории малой Азии. На рубеже 3-го 4-го рубежа нашей эры разделение единого индо-европ. общества. Праславяне заняли территорию Центральной и Восточной Европы. С запада Карпаты, с севера Балтийское море, на востоке р. Припять, на юге верховье Днепра и Южного Буга.В 5-6 вв движения этноса, Зап. Направление в сторону Эльба, в восточном направлении к озеру Ильмень и на Балканы.

    В средн. Преднепровье жили поляне. В бассейне р. Припять - древляне и древовичи. Вдоль левого притока Днепра и реки Сожь - родимичи. В боссейне р Семь,Сула,Десна – северяне. В верховьях Зап.Двины и Днепра – кривичи. В среднем течении Зап.Двины при впадении в неё Полоти- полочане. Вокруг о. Ильмень и по р. Волхов – ильменение и новгородние. И бассейне Волго - Океанного междуречья- вятичи. Среди вост. Славян- финоугорские и другие племена.

    Основнимы занятиями др. славян - земледелие. Господствующее положение занимало пашенное земледелие, с использованием деревянного плуга и т.д.

    Политический строй Восточнославянского общ-ва

    До расселения славян по Русской равнине их общественно-политическое устройство было патриархальным. или родовым.

    В 6- середине 9 века политический строй - представительным гос. Органом власти являлось ВЕЧЕ(народное собрание)и выбранный им вождь.

    С 9 века началось формирование военно-дружинного слоя, сосредоточившее в своих руках власть и богатство.

    С 6 века начинается вытеснение соседской правно-родственной общины.

    Норма́нская тео́рия (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Учёные основывались на сведениях, полученных из древних русских летописей, считают, что «русью» называлось одно из скандинавских племен, к которому принадлежал Рюрик со своей дружиной и сопоставляют слово «русь» со словом «руотси», которым финны называли викингов-мореплавателей.

    Религиозные верования древних славян соединяли в себе поклонение явлениям природы и культ предков. Точные сведения об их религии отсутствуют. Главными богами были 1)бог неба-Сварог 2)бог грома и молнии – Перун ,3) бог света-Свентовит, кроме них славяне почитали бога солнца-Хорса, бога ветра-Стибога, бога скотоводства- Велеса и т.д.

    Вопрос 3

    Образование Древнерусского государства

    В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства.

    1 – норманнская. Её суть заключается в том, что русское гос-во было создано выходцами из Скандинавии, варягами.

    Т.к. славянские племена не могли договориться о мире, в 862 был приглашен варяжский князь Рюрик с дружиной, он и стал основателем первой русской царской династии.862 год принято считать образованием Древнерусской государственности центром стал Новгород.

    2. К IX в в некоторых областях образовались варяжские княжества. Новгородцы, желая восстановить в стране порядок и правосудие, решили пригласить на княжество варягов. В ответ на это варяжский князь Рюрик с двумя братьями и сильной дружиной в 862 году явился на Русь и стал государем в Новгородской земле.

    Предпосылки образования государства:

    1)развитие земледелия

    2)эволюция родовой общины

    3)усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускорили процесс становления княжеской власти, повышенная роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов и выступающих в качестве арбитров при спорах.

    4)внешние политические предпосылки – необходимость обороны от кочевников.

    В 882 Вещий Олег (воевода Рюрика и наставник его сына) объединяет Киев и Новгород. После смерти Олега к власти приходит сын Рюрика - Игорь. За ним была Ольга (в месть за смерть Игоря сожгла город Искоростень, которые убили Игоря за то что он брал с них непосильную дань). затем Святослав сын Игоря, потом Ярополк сын Святослава. С 980 по 1015 – правление Владимира СвятогоI(Красно Солнышко). Он присоединил к Руси Волынь, Полоцкую и Туровскую землю.


    Вопрос 4

    Принятие христианства на Руси.

    Владимир понял, что язычество отжило свой век.

    Новой религией стало христианство потому что:1)сказалось политическое влияние Византии;2)эта вера уже была распространена на Руси; 3),на отвечала менталитету славян в отличие от иудаизма и ислама. Крещение новгородцев сопровождалось массовым кровопролитием, репрессиями, кроме того христианские нововведения долго не приживались в обществе: славяне называли своих детей старыми именами, церковный брак не был обязательным. Хрестианству только предстояло стать религией русских
    Причины принятия Христианства

    -с помощью монополистической религии Владимир хотел укрепить страну и территориальное единство.

    -принятие Х-ва вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей.

    Значение принятия Х-ва

    1)Христианство помогло объединить Вост.-Славян в единое древнерусское общество. Создало духовную основу рус. государственности.

    2)Х. церковь стремилась к стабильности. Осуждала как соц. протесты и насилия со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Формировала терпимость к ближнему и уважение к власти.

    3)Принятие христианства повлекло качественные сдвиги в развитии культуры.

    Христианство допускало использование науки, как и служанки богословия, в целях познания Бога и его творения. Восточная церковь ориентируется не на познание мира, а на его мистическое понимание.

    Произошедшие изменения затрагивали все сферы деятельности Руси

    Христианство предоставило возможность всем славянам почувствовать себя подданными одной страны, которых объединяют одна религия, язык и духовные отцы.

    Вопрос 5

    Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета.

    Государственный строй Др.Руси представлял собой раннюю феодальную монархию во главе с великим князем.-защитником русской земли, её устроителем и законодателем, верховным судьёй, адресатом и распределителем дани. Особенностью др. русской феод. монархии являлось сохранение элементов догосударственной системы организации общества(элементы –Вече(народное собрание)).Двоякую роль играла княжеская дружина.



    Другой особенностью являлся характер наследования власти(власть передавалась к старшему в роду(династическая))

    а) князь;

    В Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)

    б) община;

    Ещё ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы.

    г) система

    "старший "старший город - пригороды", то первые ее - пригороды". проявления мы замечаем в начале XIв.

    Как и все феодальные общества, общество  Древней   Руси  было строго стратифицировано, то есть оно состояло из сословий, страт, права и обязанности которых четко были определены законом как неравные по отношению друг к другу и государству. Однако для Древнерусского государства характерна слабая социальная дифференциация и поэтому основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, что не отменяло существование промежуточных и переходных категорий.

    Главную массу населения составляли свободные жители городов и сел, хотя существует мнение, это было сельское население, земледельческое, противоположное горожанам. Со временем города сделались значительнее и стали вмещать в себя население, более разнообразное по своему делению на классы и сословия.

    Сельское население  Древней   Руси  мало отличалось от городского. В мирное время, в зависимости от природных условий, оно занималось земледелием, звериным и рыбным промыслом, жило в тех хуторах и поселках, которые были рассеяны вблизи городов.

    Со временем число хуторов и деревень множилось, да и сами городки превращались в открытые селения. Тогда и название «смерд», обозначавшее вообще простых горожан и сельчан в совокупности. Рядом со свободным населением в городах и селах жили несвободные люди, называвшиеся холопами. Первоначальным источником рабства в  Древней   Руси , как и везде, служила война, то есть пленных обращали в рабов и продавали наравне со всякой другой добычей. В рабство попадали также за тяжкие уголовные преступления, в случае кражи в рабство обращался злостный банкрот.

    Вопрос 6

    Русские земли в условиях феодальной раздробленности

    В середине XII века Киевская Русь представляет собой аморфное образование без единого зафиксированного центра,тяжести.

    Причины феодальной раздробленности:

    1)развитие феодальных отношений, укрепление феод. вотчин, утверждение натурального хозяйства, которое препятствовало становлению экономических связей и приводило к политической обособленности.

    2)формирование местных княжеских династий (князь закреплял за собой собственные владения).

    3)укрепление местного боярства,(происходит складывание местных боярских группировок, вызванное ,прежде всего ,успехами в земледелии), распределение трехполья.

    4)развитие ремесла и торговли, которые приводят к росту и укреплению городов и превращению их в центры отдельных территорий. В них сосредотачивалась местная княжеская администрация, городское население начинало тяготиться необходимости выплачивать дани и защиты интересов далёкого ему киевского князя.

    5)изменение положения роли Киева.

    Причины:

    1.Потеря торгового пути

    2.Население покидало населённые пункты страдающие от набегов половцев и междоусобиц

    Во второй половине XII- XV в образовались Киевская, Черниговская, Ростово-Суздальская, Рязанская, Галицкая, Владимиро-Волынская, Новгородская и др.земли.

    Связь между русскими землями сохранялась благодаря общей вере, языку, действию общих законов.

    В XIII веке уже существовало 50 княжеств, а d XIV -150.
    Выделяются три центра : Северо-Восточная Русь(Владимиро-Суздальская земля), Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество) и Северо-Западная Русь (Новгородская республика).

    Отношения между ними напоминают скорее межгосударственные, чем внутригосударственные. Нередкими были военные столкновения при участии половцев(кочевое племя).

    Формирование Русского государства продолжалось в большей степени на территории Владимиро-Суздальского княжества, нежели во всех остальных.

    Во времена раннефеодальной монархии в эти земли бежал народ в целях обеспечения своей безопасности. Густые леса надежно укрывали беглецов. Землепашество было возможным лишь на отдельных участках, зато развивалось огородничество, охота, бортничество.
    Владимиро-Суздальским княжеством правили потомки Юрия Долгорукого(Юрий Долгорукий(1155-1157)-правил киевским престолом , Андрей Боголюбский(1157-1174)) ,младшего сына Владимира Мономаха. В их подчинении были старые русские города: Ростов, Суздаль, Муром. Столица была перенесена из Суздаля во Владимир. Перенос был связан со стремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния старого ростово-Суздальского боярства. Потомки Ю. Долгорукого сталкивались с проблемой боярской вольницы. Всеволод Большое Гнездо(1176-1212), благодаря дипломатии выправил ситуацию в свою пользу. Авторитарный тип государственного управления.


    Территория Галицко-Волынского княжества граничила с Польшей и Чехией. Это был благородный земледельческий край. Олигархический тип государственного управления
    Северо-Западная Русь (Новгородское княжество) не могла похвастаться теплым климатом. Напротив, суровые климатические условия делали невозможным хлебопашество. Зато процветали ремесла и торговля пушниной, мёдом, воском. Новгородцы сажали овощи и ловили рыбу. На рынках Новгорода можно было услышать разную речь и увидеть представителей разных религий. Этот богатый край отличался и особым политическим устройством: он был феодальной республикой. Городом правил посадник, ему помогал военный предводитель, прозванный тысяцким. Тысяцкий — должностное лицо в Киевской, Новгородской и Московской Руси, первоначально военный начальник городского ополчения («тысячи»), в дальнейшем помимо военной функции тысяцкий приобретает и функции управителя городского округа. Религиозными делами ведал архиепископ. Функции епископа - глава Новгородской церкви, осуществлял судебные, финансовые и внешнеполитические функции.

    Князь, если была необходимость в военной силе, приглашался из числа наиболее сильных светских владык. Как правило, это был князь из Владимирской земли, получивший при монголотатарских завоеваниях ярлык великого княжества. Функции князя- не имел права вмешиваться во внутренние дела городского самоуправления, не имел права приобретать земли в пределах Новгородской области, сменять должностных лиц, вершить расправу без суда. Ведал военными, полицейскими и арбитражными делами. Демократический тип государственного управления.
    Значение феодальной раздробленности:

    1)раздробленность представляла собой закономерный этап развития в средние века, через которое прошла вся Европейская цивилизация.

    2) ослабила военный потенциал Руси, способствовала совершенствованию систем самоуправления и создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры.

    3) раздробленность усилила княжеские междоусобенности ,что привело к ослаблению Русских земель, и стало одним из факторов национальной катастрофы вызванной татаро-монгольским нашествием.


    Вопрос 7

    Культура Древней (домогольской) Руси.

    Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня. В своем развитии она всё больше подчинялась феодальным порядкам, которые все больше преобладали в обществе. Большую роль в её формировании сыграло христианство, задавшее модель русской культуры, и определи перспективу её развития на многие века.
    Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-суковатка.
    Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.
    Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.
    Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга была очень разнообразна и использовалась повсеместно.Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб. Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла.
    Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.
    Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось по-видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита - кириллицы.
    С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм - Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.)
    Типичный русский храм был крестово-купольным. С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта