Главная страница

Взглядов на объективный мир и место в нём человека совокупность жизненных принципов и идеалов личности


Скачать 29.77 Kb.
НазваниеВзглядов на объективный мир и место в нём человека совокупность жизненных принципов и идеалов личности
Дата10.10.2019
Размер29.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_kr.docx
ТипДокументы
#58479

1.1. Философия – это: 

Система взглядов на объективный мир и место в нём человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности; 

1.2. Предмет философии: 

Варианты а, б, в верны. 

1.3. Высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью – это: 

Философия; 

1.4. Предмет исследования, методы, логико-понятийный аппарат философии имеет много общего с научным знанием. Можно ли отождествлять философию и науку? 

Нет, так как, во-первых, являясь теоретической формой знания, философия решает ряд вопросов, не относящихся к науке, во-вторых, ряд идеалистических философских учений, школ и направлений совсем не используют данные науки. 

1.5. Плюрализм в философии означает: 

Возможность сосуществования разных картин мира, ценностных систем, способов жизнедеятельности человека и общества; 

1.6. Какие из перечисленных ниже вопросов являются философскими: 

в чём смысл существования человека? Что такое истина?
2.1.1. Основной проблемой древнегреческой философии является: 

Устройство космоса и место в нем человека; 

2.1.2. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего: 

Гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит); 

2.1.3. Наиболее известным из софистов был Протагор из Абдер. Ему принадлежит знаменитая формула « … есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»: 

Человек; 

2.1.4. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…» 

Другие не знают и этого. 

2.1.5. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир: 

Множества конкретных предметов и вещей; 

2.1.6. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это: 

Не самостоятельные сущности, а «общее», находящееся в самих вещах («чистые формы вещей»); 

2.1.7. Философская система стоицизма построена на: 

Признании единства мира и существования его первоначала – безликого бога – логоса; 

2.1.8. В эпикуреизме философия рассматривается как: 

Искусство жить счастливо; 

2.1.9. Основу философии неоплатонизма составляли: 

Верны варианты а и в. 

2.1.10. В эпоху упадка античной философской мысли основные её мировоззренческие итоги были подведены в доктрине: 

Неоплатонизма. 

2.1.11. Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы: 

Апологетика, патристика, схоластика; 

2.1.12. Средневековая философия (III – XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями стали: 

Платонизм, неоплатонизм и аристотелизм; 

2.1.13. Существовавшая в Средние века картина мира получила название: 

Геоцентрической; 

2.1.14. Согласно Аврелию Августину разумом постигается: 

Сотворенное, конечное бытие, хотя и не до конца; 

2.1.15. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы: 

Найти рациональные доказательства веры; 

2.1.16. Учение Фомы Аквинского (1221-1274) и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется: 

Томизмом; 

2.1.17. Реализм (в пер. с лат. – вещественный), представителями которого были Августин, Ансельм Кентерберийский, видит существование общего (общих понятий, универсалий, напр., Бога) вне и до вещей. Это означает, что: 

Существует лишь общее, которое носит идеальный характер, реальные вещи – только проявление общего как идеального; 

2.1.18. Крайности номинализма и реализма преодолел … , выдвинувший концепцию умеренного реализма. 

Фома Аквинский;

2.2.1. Возрождение античной натурфилософии происходит на основе … – учения, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах. 

Пантеизма; 

2.2.2. Термин «гуманизм» происходит от лат. «Humanus», что означает: 

Человеческий (человечный); 

2.2.3. Пико делла Мирандола (1463-1495) в своих знаменитых 900 тезисах утверждал: 

Мир возник из высшего бестелесного начала – «хаоса»; 

2.2.4. Согласно символике Николая Кузанского (1401-1464) мир представляет собой: 

Бесконечный шар с центром везде и нигде; 

2.2.5. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль: 

Космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог); 

2.2.6. Николай Коперник (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, в основе которой – 

Астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетарной системы; 

2.2.7. Защищая коперниканскую систему мира, Джордано Бруно отстаивал идею: 

Множества миров и бесконечности вселенной; 


2.2.8. Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация, которая привела к расколу римской церкви и созданию нового типа христианского вероучения – 

Протестантизма. 

2.2.9. По своей социальной сущности философия Нового времени выразила интересы: 

Утвердившегося класса буржуазии; 

2.2.10. Девизом философии Нового времени становится изречение: 

И.Ньютона, выразившее стремление учёных-естественников и философов выработать научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»; 

2.2.11. Френсис Бэкон (1561 – 1636) призывает руководствоваться в познании методом: 

Индукции. 

2.2.12. Чтобы объяснить происхождение теоретического знания, французский математик и философ Рене Декарт (1596 – 1650) выдвигает: 

Концепцию врождённых идей, согласно которой основные идеи человеческого ума содержатся в нём изначально, т.е. до опыта (априорно); 

2.2.13. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII—XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников: 

Эмпиризма и рационализма; 

2.2.14. По мнению Джона Локка (1632 – 1704), душа человека – это: 

Человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта

2.2.15. С точки зрения Бенедикта Спинозы (1632 – 1677): 

Бог и субстанция (природа) – это одно понятие; 

2.2.16. Немецкий философ, математик Г. В. Лейбниц (1646 – 1716) развивает учение о множественности субстанций (монад), лежащих в основе мира (монадология). Согласно его учению: 

Материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой; 

2.2.17. Английский философ Джордж Беркли (1685 – 1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает: 

Быть воспринимаемым ощущениями; 

2.2.18. Скептицизм Дэвида Юма (1711 – 1776) заключается в том, что: 

Действительность есть лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы, а потому вопрос о том, существует объективный мир или нет, является неразрешимым;

2.3.1. XVIII век принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени полагали, что путём образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить: 

Нравы и образ жизни людей, само общественное устройство; 


2.3.2. В основу представлений Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, человеке и познании легла … картина мира. 

механистическая;

2.3.3. Упрощённые представления просветителей о детерминизме в природе, о понятии закономерности, а также о сущности человеческого познания, которое сводилось к пассивному отражению внешнего мира, были вызваны тем, что: 

Движение сводилось ими к простому механическому перемещению; 


2.3.4. Представление о «духе законов» Монтескье положило начало направлению: 

Географического детерминизма; 

2.3.5. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство: 

Политическое; 

2.3.6. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей – это равенство: 

Имущественное; 

2.3.7. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном: 

Объединённый народ; 

2.3.8. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает: 

Гражданское право;
2.4.1. Впервые в науке и философии Иммануил Кант (1724-1804) поставил вопрос: 

О возможностях познавательных способностей субъекта; 

2.4.2. По теории Канта, время и пространство: 

Не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту; 

2.4.3. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку: 

Человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения; 

2.4.4. И.Г. Фихте (1762-1814) попытался вывести всё разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала: 

Некоего абсолютного субъекта, наделённого бесконечной активной деятельностью, который творит мир. 

2.4.5. В учении Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) природа, общество, человек, Вселенная порождены: 

Абсолютной Идеей; 

2.4.6. Последний представитель немецкой классической философии, философ-материалист, Людвиг Фейербах (1804-1872), в центр своего учения поставил: 

Утопический проект замкнутого «торгового государства»;

2.5.1. Основатели марксизма – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления: 

Диалектического материализма; 

2.5.2. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвящённая развитию общества (социальная философия), получила название: 

Исторического материализма. 

2.5.3. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие: 

Производительных сил; 

2.5.4. Законы «единства и борьбы противоположностей», «перехода количественных изменений в качественные», «отрицания отрицания» относятся к законам: 

Материалистической диалектики; 

2.5.5. В основе марксистского учения о базисе и надстройке лежит положение: 

Не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание; 

2.5.6. По Марксу, человек есть: 

Совокупность всех общественных отношений, которая меняется от эпохи к эпохе; 

2.5.7. Мышление стало рассматриваться в марксизме не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической, общественно-трудовой деятельности, т.е.: 

Практики.
2.6.1. Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают: 

Верификацию; 

2.6.2. Согласно учению О. Конта развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа: 

Теологическую – метафизическую – позитивную; 

2.6.3. С точки зрения представителей эмпириокритицизма задача философии состоит в: 

«очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений

2.6.4. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу): 

Истина – то, что полезно; 

2.6.5. Какое философское течение рассматривает человека как существо, «заброшенное в мир», жизнь которого трагична, проблематична, временна и абсурдна? 

Экзистенциализм; 

2.6.6. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, – это: 

Толкование и осмысление текста; 

2.6.7. Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется: 

Бессознательным; 

2.6.8. Какой принцип философии Фомы Аквинского лежит в основе современного неотомизма? 

Принцип гармонии между верой и разумом.
2.7.1. Первым русским философом считается: 

Киевский митрополит Илларион (XI в.), создавший проповедь-молитву «Слово о законе и благодати»; 

2.7.2. … создал патриотическую идеологическую систему, которая утверждала принципы соборного единения народа, морально-этические нормы и ценности русского человека, национального миросозерцания, идеал Отечества («Святая Русь») 

Сергий Радонежский; 

2.7.3. Религиозно-философское обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром – Москвой (идеи «Москва – Третий Рим») содержится: 

В «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея; 

2.7.4. Идеи исихазма (религиозно-этического учения о превосходстве духовных начал над материальными) высказывались в XVI веке: 

Представителем нестяжателей – Нилом Сорским; 

2.7.5. Заложив основу русской философской антропологии (трактат «О человеке, его смерти и бессмертии»), … попытался применить материалистическую методологию к анализу явлений психики и духовности, но пришел к идеям, схожим с идеями Платона (о вечности души и переходе ее от одного тела к другому) 

А.Н. Радищев (1749-1802). 

2.7.6. Этапы становления русского материализма связаны с именами: 

М.В.Ломоносова и А.Н. Радищева; 

2.7.7. … поставил вопрос о «русском пути»: или для России не осталось иного пути, кроме западноевропейского, или она пойдет самобытным путем, отвечая на «важнейшие вопросы, какие занимают человечество». 

П.Я. Чаадаев. 

2.7.8. … поставили своей задачей создание самобытной национальной философии, полагая, что Россия – это особый тип цивилизации и культуры, отличный от западноевропейского. 

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков); 

2.7.9. В религиозно-философском учении А.С. Хомякова … – свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жёстким иерархическим порядкам официальной церкви. 

Соборность; 

2.7.10. Основоположник теории «русского социализма» – А.И. Герцен (1812-1870) – критиковал … за то, что судьбу конкретной личности тот принес в жертву абсолютной идее (западная цивилизация богата внешними формами, но бедна человеческим содержанием – вот почему влияние европейской цивилизации опасно для всех народов). 

Идеализм Гегеля; 

2.7.11. Суть теории «русского социализма», по Герцену, составляет соединение … и «русского быта», надежда на исторические особенности молодой русской нации, а также на социалистические элементы сельской общины и рабочей артели. 

Западной науки; 

2.7.12. В главном философском произведении Н.Г. Чернышевского – «Антропологический принцип в философии» (1860) обосновывается положение о: 

Материальном единстве мира и объективном характере законов природы. 

2.7.13. Три главных направления народничества: 

Анархистское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров), заговорщическое (П.Н. Ткачёв); 

2.7.14. Принцип единства Вселенной, всего сущего, высший принцип организации бытия в философии В.С. Соловьёва получил название: 

Всеединства. 

2.7.15. Н.А. Бердяев называет человека: 

«экзистенциальным центром», наделённым свободой; 

2.7.16. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого следует понимать как: 

Непричинение зла другому; 

2.7.17. Нравственным идеалом Ф.М. Достоевского была идея: 

Всечеловечности («Соборного всеединства во Христе»). 

2.7.18. Истину П.А. Флоренский понимал как: 

Нечто очевидное, а потому не нуждающееся в доказательстве; 

2.7.19. … утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков. 

Н.Ф. Фёдоров. 

2.7.20. … явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства, считал космос живым и разумным, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи. 

К.Э. Циолковский; 

2.7.21. … развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу (сферу разума). 

В.И. Вернадский;
3.1.1. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется: 

Онтологией; 

3.1.2. Категория «бытие» вводится в философский обиход: 

Парменидом; 

3.1.3. Понятие … обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений. 

Субстанция. 

3.1.4. В истории философии существовали различные мнения о том, сколько субстанций лежит в основе бытия. Дуалистами называют тех философов, которые: 

Считают равноправными как материальное, так и идеальное начала; 

3.1.5. Основными формами бытия являются: 

Материальное, идеальное, человеческое, социальное;
3.2.1. В современной философии существует несколько подходов к понятию материя: 

Материалистический, объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, позитивистский; 

3.2.2. Какое из перечисленных ниже определений соответствует понятию материализм: 

Философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания, духа; 

3.2.3. Характерными чертами (атрибутами) «материи» являются: 

Наличие движения, самоорганизация, размещённость в пространстве и времени, способность к отражению;

3.3.1. В современном понимании диалектика – это: 

Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. 

3.3.2. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: 

Законы, категории, принципы; 

3.3.3. Любой предмет или явление рассматривается в … как некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон. 

Диалектике; 

3.3.4. Согласно … развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. 

Материалистической диалектике;

 

3.4.1. В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как: 

Теория отражения; 

3.4.2. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении: 

Диалектический материализм; 

3.4.3. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как: 

Высшую функцию мозга, связанную с речью; 

3.4.4. Самосознание человека – это: 

Результат рефлексии, размышления личности о себе самой. 

3.4.5. «Бессознательное» в современной философии – это: 

Явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
3.5.1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: 

Обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний. 

3.5.2. В современной гносеологии объект познания: 

В своём определении зависит от концептуальной системы познающего; 

3.5.3. Субъект познания в современной гносеологии – это: 

Мыслительный коллектив. 

3.5.4. Практика по своим функциям в процессе познания не является: 

Успешной заменой теоретических исследований и научного творчества. 

3.5.5. Научное познание принципиально отличается от других форм осмысления мира наличием: 

Методов – приёмов, способов организации познавательной деятельности; 

3.5.6. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: 

Нового времени.
3.6.1. Социальная философия – это: 

Варианты а, б, в верны. 

3.6.2. Общество как развивающаяся и целостная система – это система политических, экономических, правовых, идеологических, коммуникативных, этнических, культурных и межличностных связей, которая существует: 

«в людях» и «через людей»; 

3.6.3. К историческим типам взаимодействия общества и природы относятся: 

Присваивающий, производственный, разумно-управленческий (экологический); 

3.6.4. Вопрос о различении культуры и цивилизации впервые был поставлен: 

В начале XIX в. в Англии, когда четко выявилось противостояние старого культурно-промышленного уклада и идей французской революции, а также революции промышленной; 

3.6.5. По Марксу структура общества вытекает из: 

Формы материального производства;

3.7.1. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, – это: 

Индивидуальность; 

3.7.2. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»: 

Изменение общественных отношений меняет личность. 

3.7.3. В структуру человека как живой системы сегодня не включается: 

Техническое;

3.8.1. В современной философии ценность – это: 

Вовлечённая в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость для индивида какого-либо духовного явления или реального объекта. 

3.8.2. После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теории ценностей: 

Натуралистический психологизм, аксиологический трансцендентализм, персоналистический онтологизм, социологическая концепция ценностей; 

3.8.3. По мнению М. Вебера ценность – это: 

Норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта; 

3.8.4. Аксиология, как раздел философии, занимается осмыслением таких вопросов как: 

Что есть истина, добро, красота, свобода, равенство, братство, вера, надежда, любовь.
3.9.1. С глобальными проблемами (экологическими, военными и др.), человечество вплотную столкнулось: 

На рубеже XX-XXI вв. 

3.9.2. Глобальные проблемы – это: 

Общепланетарные проблемы, которые угрожают самому существованию цивилизации и даже жизни на планете; 

3.9.3. В число глобальных проблем «второго плана» включают: 

Варианты а и б верны. 

3.9.4. Специфичность глобальных проблем состоит в том, что: 

Они должны рассматриваться с учетом специфики конкретной страны, региона мира;



написать администратору сайта